СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Совесть и раскаяние»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Совесть и раскаяние»»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: познакомить учеников  с православными представлениями о добре и зле, дать понятие «грех», «раскаяние», поговорить о  внутреннем состоянии человека.

Планируемые предметные результаты: Формируют убеждения, что человек имеет возможность справляться с грехами, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысливают тот факт, что грех без раскаяния ведет к неизлечимым болезням души.

Планируемые метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач.

Регулятивные УУД: контролировать процесс результаты своей деятельности; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы;

Познавательные УУД: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемые личностные результаты: наличие мотивации к труду, работе на результат, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям

Оборудование урока: мультимедийный проектор,  презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры»  

этап урока

отводимое время

методы обучения

формы взаимодействия


деятельность учителя и формулировки заданий;

варианты детских ответов

планируемые результаты

планируемые способы оценивания

1.Органи-зационный

момент (3мин.)

словесный

фронтальная

 У:

-Здравствуйте ребята.

- Сегодня мы затронем очень важную тему, понимание которой поможет вам стать нравственными людьми

Д:

Учащиеся настраиваются на урок


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат


2. Актуализация знаний(5мин.)

словесный, наглядный, практический

фронтальная,

индивидуальная

У: - Чем человек не похож на животного.
Эти отличия ему подарил Бог.

-Восстановим фразы, ответы запишем в тетрадях (слайд 2)

Бог Сам …- и людям Он подарил….
Бог есть …- и людям Он подарил… .
Бог есть …- и людям Он подарил способность… ..
Бог есть …- и людям Он подарил способность… ..

-Проверим! (слайд 3)

Д: - Бог сам свободен - и людям он подарил свободу.
Бог есть любовь - и людям он подарил любовь.
Бог есть разум - и людям он подарил способность мыслить.
Бог есть Творец - и людям он подарил способность творить.


У: Назовите дары Бога человеку другими словами
(разум, свобода, любовь, творчество)
(слайд 4)


Д: ответ Детей


У: -Подберите эпитеты к слову

«душа».


Д:

-Добрая душа,

грешная душа,

мятежная душа,

красивая душа.


У: - Какие из них вам нравятся?

Д: (ответы детей)


У: - Подберите фразеологизмы со словами «душевный», «душа».


Д: - Разговор по душам,

душевный покой,

душевный разговор,

душевные муки.


-Как вы понимаете их смысл?


Д: ответ детей.







Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные:

контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям



Похвала;

самооценивание



3.Самооп-ределение к деятельности(5мин)

словесный

Фронтальная

У:- Прочитаю небольшой рассказ. Сделайте предположение, о чём мы будем говорить.

В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.

- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.

Петя быстро оделся и убежал.

Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.

Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.

- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.

-  Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.

-  А молоко купил?

-  Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.

И бабушка, заплакав, сказала:

-  Какой же ты бессовестный! А я так на тебя надеялась!

-  Знакомая ситуация? Оцените поступок Пети.

- Как вы думаете, Петя осознал свой проступок?


- О чём же мы будем с вами сегодня говорить?


Д: о совести


У: - Откройте учебник на стр.51.
Назовите тему нашего урока

Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Похвала

4.Постановка

учебной за-

дачи.(12мин.)

словесный, наглядный,

фронтальная,

У:- О чём мы узнаем сегодня на уроке?

Д: - О подсказках совести.

- Как исправлять ошибки.

(Варианты ответов)

У: - Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению?

Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.

- Так звучит определение слова  совесть в словаре Ожегова.

Д: (варианты ответов)


У: - Зачем человеку совесть?

-  Совесть человека помогает ему отличать добро от зла.

Д: варианты ответов


С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро»?


  - В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное».

Д: варианты ответов


У: - Назовите антоним слова «добро».


Д: - Зло.


У: - Какой  смысл вы вкладываете в это слово?

   - В православии у этого слова есть синоним.

Д: (Нечто дурное, вредное, не хорошее)

У: - Как вы думаете, какой?

В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка».

Д: -Грех


У: - Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов.

слайд 5  

   - Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?

На доске.

•    это то, что способствует росту души,

•    помогает людям,

•    радует бога.

  - А зло наоборот:

•    это то, что удаляет от этих добрых целей.

  - Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.

-  В народе  говорят «совесть заговорила».

- О чём говорит совесть с человеком?

- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со   словом  совесть  есть очень много  выражений.

 Люди говорят: «совесть спать не дает»,  «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».

 -Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?

Д: (Дети читают)

У: Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра на (стр.53) учебника (мозаика). слайд 6

 Какое выражение лица у него? Почему?

Д: Ответ детей (Мученическое, так как он совершил грех).

У: Что же послужило причиной его грусти, муки?

-Давайте прочитаем отрывок из Евангелие: «Отречение Петра» (стр.51-52)

Д: дети читают

У: - О чём этот текст?

Д: - О том, как ученик Иисуса Пётр отрёкся от Христа.



У:-Как вы можете оценить этот проступок?

-Как вы думаете, можно ли как-нибудь  избавиться от  мучений и терзаний совести?

Д: ответ детей.

У: - Что обозначают выделенные слова в тексте: «Заплакал от горького стыда», «обновилась душа»?

Д:- Он переживал за свои проступки. В Петре проснулась совесть.

У: - Можете ли вы сказать, что такое совесть?

Д: Ответы детей

У: -Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить на уроке?

Д: -Что такое совесть?

- Что такое раскаяние?

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

Похвала

5.Работа по теме. (8-9мин.)


словесный, практический

фронтальная, групповая

(Групповая работа)
У: -Прочитайте рассказ «Работа СОВЕСТИ» (стр.53-54) и попытайтесь ответить на вопросы:
1 группа. Какие слова этого рассказа вы считаете главными? Почему?

Д: - «Самое главное в жизни человека – жить в ладу со своей совестью».

2 группа. Растолкуйте эту фразу: Что значит жить в ладу со своей совестью?

Д: (Варианты ответов детей). Надо уметь слышать совесть и поступать по её подсказкам, исправляя свои ошибки.

3 группа. Когда про человека говорят «он бессовестный», что это обозначает?

Д: Когда про человека говорят «он бессовестный», что это обозначает?

У: -Ребята, как можно помочь таким людям, встать на праведный путь.

Д: Варианты ответов

У: На (стр.54-55-56) найдите три шага в раскаянии.

Д: Первый шаг – согласие человека с протестующим криком своей совести.

Второй шаг – переворот своих стремлений, исправление своей ошибки.

Третий шаг – покаянные молитвы к Богу.

У: - Что приходит после искреннего раскаяния?

Д:- Когда раскаяние искренне, то на душе у человека становится спокойнее.

У: - Почему покаяние называют лекарством для души?

Д: - Оно успокаивает человека, а значит и его душу.

У: - Как оно лечит?

Д: - Раскаяние обновляет душу.

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям









Похвала

6.Физминутка(5мин.)






7.Самостоятель-ная работа с самопроверкой (5мин.)


словесный, наглядный

фронтальная,

У:- вернёмся к рассказу «Отречение Петра»

- Найдите в  тексте слова, в которых  описывается первый шаг в его раскаянии?

Д:  варианты ответов детей.

И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.

У: - Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии? - Как вы его понимаете?


Д:- Переворот своих стремлений.

- Готовность исправить свой поступок.


У: - Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра.

Д: - «В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.»

У: - В чём разница между покаянием и признанием своей ошибки.

- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и  все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена.

Д: Варианты ответов детей.

У: - Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?

Д: - Покаянные молитвы.


У: - Назовите самую простую покаянную  молитву.

- Всякое ли покаяние помогает?

- Ответ на этот вопрос найдём в учебнике (на стр. 56)

Д: - ответ «Не всякое покаяние помогает»

У:- Храм – место покаянной молитвы.

-Для православных людей   место покаянной молитвы – храм. слайд7


Д: Из учебника: «Как работу надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порой до слёз»

У: - А теперь прочитайте рубрику «Это интересно» на стр.56

- Что интересного вы узнали из Евангелие?

Д: Ответ детей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям







Похвала

8.Рефлексия

деятельности

(итог урока 5мин)


словесный, наглядный

фронтальная,

У: Восстановим фразы!

слайд 8

На его грех человеку указывает…


Самое главное в жизни человека – быть в ладу…

Правильная переоценка своего
поступка – это…

Д: - совесть

-со своей совестью.
- раскаяние или покаяние

слайд 9


У: Какую задачу мы ставили на уроке?

Д: Что такое совесть?

Что такое раскаяние?

Как жить по совести?


У: Какой главный нравственный урок
извлекли вы из этой темы?

Д: Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
У: - Мы обсуждали сегодня  такие важные для всех понятия, как совесть и  раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо, и  что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.

Продолжи предложения

  • Сегодня на уроке я узнал …

  • Больше всего мне запомнилось …

  • Я задумался …

Д: Ответы детей

У: Домашнее задание:

1.Вспомнить в каких изученных нами произведениях описываются совесть и раскаяние.

2.Подготовить рассказ « Добро и Зло» в православной культуре.

3.Взять интервью у родителей, родственников:

связаны ли между собой два выражения:

«бессовестный человек» и «мёртвая душа»? Объяснить.


Регулятивные:

делать самостоятельно выводы;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям

Похвала