Советы логопеда родителям неговорящих детей
Уважаемые родители!
Помните, что подражание — одно из основных средств воспитания и обучения. Если хотите обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполняйте его сами на глазах у ребенка.
Часть 1. Совместная деятельность.
Совет 1. У каждого ребенка должен быть собственный (изготавливаемый родителями совместно с ребенком) «логопедический альбом»: толстая тетрадь, красиво оформленная (удобнее использовать с креплением в виде спирали). Этот альбом станет формой тесного взаимодействия в системе «логопед — ребенок — семья». В нем логопед описывает краткое содержание занятий, поясняет родителям домашнее задание, помещает работы ребенка, необходимый картинный и текстовый материал.
Важно, чтобы картинный материал для занятия подготавливался родителями совместно с ребенком (совместно подбирать, вырезать, наклеивать картинки), в этом случае «альбом» будет иметь эмоциональное содержание для ребенка, станет для него «любимой игрушкой».
В этот же альбом «приходят Пятерки», логопед наклеивает стикеры, заработанные ребенком. Спустя определенное время у детей появляется слово «мой» в ответ на попытку отобрать у него альбом, что говорит о чрезвычайной значимости для ребенка.
Совет 2. Можно порекомендовать родителям: изготовить самостоятельно личную книжку-малышку ребенка, в которую поместить картинный материал со словами, вызывающими наибольшие затруднения у ребенка. На первой странице книжки-малышки можно наклеить фотографию ребенка и подписать, например «Ванюшкина книжка».
В эту же книжку наклеить фотографии ребенка, запечатленного в момент выполнения различных действий: Ваня умывается, Ваня кушает, Ваня плачет и т. д. Для изготовления фотоальбома: просите ребенка выполнить какое-то действие (сесть, встать, лечь и т. д.), фотографируйте его в спонтанной деятельности. Вместе просматривайте фотографии, сопровождайте просмотр эмоциональным комментарием: «Что ты делаешь? Ты сидишь? А здесь? Ты стоишь».
Просматривайте вместе с ребенком фотографии из семейного архива и подобным образом разбирайте действия других лиц на фотографиях.
Совет 3. Важно не ограничивать ребенка от домашних дел, считая, что он не говорит и/или не понимает, а следовательно выполнить ничего не может. Для формирования обобщающей функции мышления, закрепления обобщающих понятий советуем игрушки ребенка разложить в красивые цветные коробки: в отдельную коробку — животных, в отдельную — посуду и т. п.
Приучайте ребенка убирать игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогайте ему в этом, процесс сортировки сопровождайте речевым комментарием: «В эту коробку сложим животных, а в эту— машинки». Поощряйте ребенка, если он смог разобрать игрушки самостоятельно.
После того, как ребенок поиграл с конструкторами, не спешите собирать его в одну коробку. Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку— самые высокие бруски; в другую — самые маленькие кубики, в третью — самые толстые цилиндры и т. д.).
Покажите ребенку две коробки: большую и маленькую. Договоритесь с ребенком, где будут храниться эти коробочки, объясните, что вы будете собирать в них «клад». «Кладом» станут все вещи, найденные вами или ребенком, лежащие не на своих местах. Большие вещи
будут складываться в большую коробку, маленькие — в маленькую. Этот игровой прием
поможет не только приучить ребенка к поддержанию порядка в доме, но и позволит практи-
чески усвоить понятия «больше» — «меньше», повлияет на развитие регулирующей и пла-
нирующей функций речи.
Совет 4. Замечательно, если ребенок участвует в совместной бытовой деятельности вместе со
взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, шьет и т. д. Все совместные действия необходимо сопровождать четким, продуманным комментарием. При-влекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождайте свои действия комментарием — пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможно-сти старайтесь готовить пищу совместно — позвольте ребенку бросить овощи в суп, расста-вить посуду и т. п. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон ребенка прилага-тельными, наречиями и др.
Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить — варить — печь; кипятить, чистить, солить и т. д. Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху — что готовится на кухне.
Если в семье есть младший ребенок, то привлекайте неговорящего ребенка к пению ему колыбельных песен с повторяющимися элементами: баю-баю, люли-люли и т. д.
Безречевые дети часто не могут контролировать, планировать свою деятельность, у них не развита регулирующая функция речи. Родителям целесообразно на невербальном материале учить ребенка планированию. Перед походом в магазин составьте наглядный (например, с помощью вырезок из каталогов и газет) список покупок, поручите ребенку, руководствуясь этим списком находить товары: подобная деятельность также способствует развитию социализации ребенка. Привлеките ребенка к разбору сумок после похода в магазин, пусть ребенок поможет вам в классификации предметов на группы: «еда» и «напитки».
Предложите ребенку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте эмоционально: «я, ты, я, ты». Повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы
ребенок начал повторять за вами эти простые слова.