СОВМЕСТНАЯ ПАРТНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель: Самсонова В.Г
Актуальность партнерской
деятельности:
В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации деятельности в детском саду. Одним из ведущих видов деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером.
Основные признаки совместной деятельности:
- наличие партнерской позиции взрослого;
- наличие партнерской формы организации деятельности.
Партнерская позиция воспитателя предпологает:
- принятие демократичного стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией;
-воспитатель всегда приглашает детей к деятельности непринужденно:
-Давайте сегодня…
-Кто хочет устраивайтесь удобнее…
-Кто хочет присоединяйтесь…
Партнерство взрослого с детьми предпологает:
- включенность взрослого в деятельности наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);
- открытый временной конец (каждый работает в своем темпе).
Сравнительная характеристика особенностей партнерской и учительской позиции
Партнер - всегда равноправный участник дела и связан с другими взаимным уважением.
Учитель – руководитель, непосредственно не включенный в деятельность, дает задание (объясняет) и контролирует.
Взрослый – партнер , рядом с детьми в едином пространстве (например, сидящий в кругу с детьми за общим столом).
Взрослый – учитель, отдален от детей, вне круга, над ними, перемещается для контроля оценивает, нависает «над» ребенком.
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми должна задействовать двойную мотивацию:
-с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним;
с другой- стремление делать то, что интересно.
Партнерство взрослого с детьми предполагает:
- Развитие потребности ребенка в соответствии с его возрастными возможностями в общении с взрослыми и сверстниками;
- Развитие умения вступать в процесс общения;
- Развитие умения ориентироваться в партнерах и ситуациях общения;
-Развитие умения соотносить средства вербального и невербального общения.
Способы реализации партнерской деятельности:
- воспитатель-партнер предлагает свою идею или свой результат для детской критики;
– каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет;
-партнерство не просто действие- это именно взаимодействие.
Когда педагог становится партнером меняется: - стиль поведения взрослого (от административно- регламентирующего к непринужденно-доверительному); -рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа( от отдельного места за»учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми); - отношение педагога к выполнению общей работы(от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы).
При организации образовательной партнерской деятельности меняется и положение детей: - дети могут сами решать, участвовать им или нет в общей работе; – вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей, общение с другими детьми, перемещение по мере необходимости; – дети могут работать в разном темпе( объем работы каждый определяет для себя сам, что он сделает хорошо и доведет начатое до конца.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!