Совместная работа школы и семей, обучающихся с детским церебральным параличом над подготовкой к профессиональному самоопределению (из опыта работы)
Николаева Татьяна Анатольевна,
тьютор
Профессиональная деятельность в жизни человека занимает практически центральное место. Это наиболее значимая сфера для личностной самореализации и самосовершенствования.
Вопрос выбора профессии для выпускников школ всегда занимал важное место, а для старшеклассников, имеющих диагноз ДЦП, он особенно актуален, т. к. трудовая деятельность для этой категории людей является способом социальной адаптации в обществе, повышающей их социальное благополучие.
При наличии серьёзных ограничений по здоровью выпускники школы часто сталкиваются с трудностями на разных этапах профессионального самоопределения. Это объясняется тем, что в стране мало образовательных учреждений приспособленных к обучению студентов с ОВЗ, а на рынке труда недостаточно перспективных предложений по трудоустройству не только для лиц с ограниченными возможностями, но и для вполне здоровых людей.
На выбор профессии оказывают влияние такие факторы, как представление о себе, наличие способностей и особых личностных черт, а также практические соображения, продиктованные складывающимися обстоятельствами. Особое место в процессе самоопределения для выпускников с ДЦП занимает позиция их семьи, т. к. подростки с нарушениями в развитии очень зависимы от своих родителей, как в социально-бытовом, так и в психологическом аспекте [3,с.147].
Многие родители не хотят замечать отклонений в здоровье своих детей и верят в их полное исцеление. Эту веру они вселяют в детей, отсюда возникают трудности в оценке собственных возможностей при выборе профессии. Подростки с ДЦП по сравнению с группой здоровых сверстников в меньшей степени уделяют внимание индивидным характеристикам индивидуальности, таким как пол, возраст, особенностям внешности, в меньшей мере склонны к анализу свойств личности [1, с. 22].
В средней общеобразовательной школе № 6 города Ангарска в 2017-2018 году обучалось 11 выпускников с диагнозом ДЦП. В отдельном классе получали среднее общее образование по адаптированной общеобразовательной программе 4 юноши и 7 девушек с сохранным интеллектом возрастом от 17 до 19 лет. Из них самостоятельно передвигались пять человек, остальные шесть – колясочники. Преобладающий диагноз - спастический тетрапарез, сопровождающийся грубыми нарушениями общей и мелкой моторики, снижением зрения, дефектами речи.
Работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии выпускников с ДЦП в нашей школе ведётся систематически. В ней задействованы классный руководитель, тьютор, заместитель директора по учебно – воспитательной работе, психолог, логопед, дефектолог, медицинский работник. Целью программы является ориентировка подростков в мире современных профессий, а также формирование способности соотносить свои индивидуальные психофизические возможности с требованиями выбранной профессии. Работа включает в себя:
анкетирование (проведение первичного опроса обучающихся для дальнейшего изучения динамики интересов и склонностей);
поиск и предоставление информации о профессии и способах её получения – в форме классных часов, встреч с социальными партнёрами, экскурсий в учреждения профобразования;
индивидуальное консультирование (решение вопросов самопознания, выбора уровня профессионального образования, самоопределения в выборе профессии, отрасли труда);
программа психологических тренингов, включающая четыре модуля по работе с выпускниками [4]:
Модуль «ХОЧУ-МОГУ-НАДО». Формула выбора профессии Модуль «Цели и ценности». Формирование навыков, необходимых для самоопределения.
Модуль «Мир профессий»
В этот модуль собраны упражнения, которые расширяют видение участников, повышают уровень их эрудиции, учат навыкам анализа в конкретных ситуациях выбора профессии.
Модуль «Психологическая подготовка к ЕГЭ».
Занятия проводятся один раз в неделю.
И один детско – родительский тренинг с целью создания условий для конструктивного общения родителей и детей по вопросам вариантов профессионального самоопределения подростка в современном обществе [2].
В процесс выбора профессии подростками активно включаются их родители. Целью этого сотрудничества должно стать формирование у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья адекватного образа собственного ребенка и реальных представлений о возможностях развития его профессиональной карьеры.
Среди выпускников была проведена анкета по изучению профессиональных намерений, жизненных и социальных ценностей, в которой была использована методика Н. Рокича «Ценностные ориентации» в комбинации с вопросами о готовности школьников к выбору профессии. Опросник включал в себя два блока: первый был направлен на изучение ценностных приоритетов и выявление факторов, необходимых для достижения успеха в жизни, второй блок состоял из десяти вопросов, которые помогли педагогам определить уровень профессионального самоопределения школьников. Проанализировав ответы участников, мы пришли к выводу, что для всех опрошенных наличие хороших друзей и общение являются приоритетными. Поэтому для большинства обучающихся мотивом выбора профессии является возможность общения с людьми (7 из 11).
Хочется отметить, что не все старшеклассники реально соотносят свои возможности с профессиональным выбором. Первоначально они желали получить профобразование по очной форме (шестерым из них требуется помощь сопровождающего), чтобы чувствовать себя полноценными членами общества: иметь друзей сокурсников, общаться с педагогами. Например, одна из обследованных, которая передвигается с помощью ходунков и, в силу своего заболевания, медлительна, долго сосредотачивается, с недостаточно отчётливым произношением, хочет стать учителем русского языка и литературы. Ещё одна девушка, у которой проблемы с артикуляционным аппаратом, решила стать дефектологом, а юноша-колясочник – массажистом. Подобные выборы не соответствуют физическим возможностям обучающихся. В связи с этим возникла необходимость в поиске новых путей решения проблемы.
Важным звеном по формированию адекватной самооценки по самоопределению выпускников с ОВЗ является взаимодействие педагогов с родителями обучающихся. Именно родители оказывают наибольшее влияние на своих детей. Поэтому педагогический коллектив совместно с родителями составили план мероприятий по коррекции самооценки обучающихся.
Был проведён цикл классных часов, на которых старшеклассники представляли свою будущую профессию, рассказывали о требованиях, которые она предъявляет к человеку, о чертах характера, необходимых для овладения этой профессией. Педагоги вместе с родителями и их детьми разбирали особенности предложенных профессий и возможности выпускников, желающих освоить их.
Школьники с родителями осуществили в Интернете выборку учебных заведений с условиями для обучения студентов с диагнозом ДЦП по выбранным специальностям. К сожалению, в Ангарске и близлежащих городах подобных учреждений нет. На данном этапе у родителей и их детей начала формироваться адекватная оценка ситуации, сложившейся в системе профобразования для лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Кроме того, была организована встреча с выпускниками прошлых лет. Целью этого мероприятия была демонстрация реальности, которая, к сожалению, не оптимистична. Один из них успешный студент факультета журналистики ИГУ, однако, преподавательский состав не учитывает его физических недостатков и предъявляет требования наравне со всеми студентами. Второй после окончания школы поступил в техникум, проучился 2 года, но после того, как учебное заведение не прошло аккредитацию, остался без диплома и без возможности получить профобразование. Сейчас он занимается ремонтом компьютеров. Девушка, мечтающая получить высшее образование, в связи с тяжестью заболевания, просто сидит дома. Гости рассказали о своих успехах и трудностях, которые им приходиться преодолевать в связи с их заболеваниями. Встреча с выпускниками помогла родителям и их детям понять, что ожидания не всегда совпадают с реальностью и готовить их к этому надо начинать с раннего детства.
Реализуя план мероприятий по профориентации, была организована экскурсия в Ангарский техникум строительных технологий, который готов принять на обучение наших учеников. На этой встрече преподаватели рассказали о своём учебном заведении, о профессии, которую могут получить наши выпускники и о возможном их трудоустройстве. Родители и дети, в свою очередь, смогли задать вопросы, которые их больше всего волнуют.
В результате проделанной работы родители стали более здраво оценивать потенциал своих детей и ситуацию в сфере профобразования, а сами ученики - более реально соотносить свои желания с возможностями. На тематическом собрании, куда были приглашены заместитель директора по учебно – воспитательной работе, представители педагогического коллектива Ангарского техникума строительных технологий, школьный психолог, родители уже не были так категорично настроены против обучения своих детей в техникуме и большинство из них согласились с тем, что он может стать для подростков первой ступенькой к получению профессиональных навыков.
Сейчас пять выпускников получают профессию по специальности «Информационные системы и программирование» в Ангарском техникуме строительных технологий, один выпускник обучается на очном отделении АГТУ, одна – на заочном отделении Института филологии, двое выпускников получают высшее образование дистанционно.
В заключение следует отметить, что работа по профессиональному самоопределению обучающихся с последствиями детского церебрального паралича – это не одноразовая акция, а хорошо спланированная система организационно-методических и практических мероприятий, разработанная педагогами в сотрудничестве с родителями выпускников.
Библиографический список
Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: сб. науч. тр. М., 1991. С. 22
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2002. – 150 с.
Тимофеева И.В. Особенности самосознания подростков с детским церебральным параличом при различном восприятии семейной среды // Вестн. Северного (Арктического) федерал. ун-та. Сер.: Гуманитар. и социал. науки. - 2014. - №3. – C. 147
Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков / Ю. В. Тюшев . - Санкт-Петербург : Питер, 2009 - 160 с. : ил. - (Практическая психология)