СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совместная с ТОГУ анкета -опрос для обучающихся в инженерно-экологической школе "Юный эколог"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанная совместно с ТОГУ анкета для оцнки результативности совмествной работы 4 гимназии и ТОГУ в проекте " Инженерно-экологичесая школа " Юный эколог"

Просмотр содержимого документа
«Совместная с ТОГУ анкета -опрос для обучающихся в инженерно-экологической школе "Юный эколог"»

АНКЕТА

ФИО_________________________________________________________________________

КЛАСС__________________________ВОЗРАСТ____________________________________


БЛОК 1. Экологические знания

1. Что такое экология?

а) наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой;

б) наука о взаимодействии человека и природы;

в) наука о природе.

2. Какие глобальные экологические проблемы современности вы знаете?

а) проблема загрязнения окружающей среды, проблема парникового эффекта, разрушение озонового слоя;

б) заканчиваются исчерпаемые ресурсы, люди вырубают леса;

в) сжигание попутного газа в факелах, радиоактивное загрязнение, утилизация отходов;

3. Какие антропогенные факторы изменения окружающей среды Вы знаете?

а) рост городов, загрязнение почв, воды, воздуха, вырубка лесов;

б) осушение болот, распашка земель, снижение численности популяции опылителей и опыляемых растений;

в) разрушение почвы копытными животными, увеличение численности бактерий, повышение кислотности почвы.

4. Что такое Красная книга?

а) аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов;

б) описание наиболее редких животных и растений;

в) перечень негативных действий человека по отношению к природе.

5. Кто, прежде всего, должен заниматься охраной природы?

а) прежде всего, я сам и все люди на планете;

б) специалисты – экологи, министерство природных ресурсов, руководители промышленных предприятий;

в) президент страны;

6. Общая площадь болот в России составляет не более 5%. В недалеком прошлом болот было больше, но их осушили. Какое состояние болотных экосистем Вы считаете правильным:

а) состояние осушенных болот, так как они позволяют создать новые гектары продуктивных лугов и пашен, организовать торфоразработки и использовать торф в хозяйстве;

б) болотные экосистемы разрушать не надо, сохранившиеся болота необходимо охранять, так как они сохраняют воду и улучшают ее качество;

в) следует восстановить болотные экосистемы, так как их осушение неблагоприятно сказывается на состоянии природы в целом.

7. На свои нужды человечество использует, главным образом, ресурсы пресной воды. В городах России в среднем на одного жителя расходуется 400 л воды в сутки; при экономии можно расходовать гораздо меньше. Какую позицию Вы считаете правильной:

а) экономить воду нет необходимости, так как в России пресной воды в реках и озерах много; экономия воды создаст неудобства человеку;

б) необходимо бережное отношение к использованию пресной воды (например, в каждом доме установить счетчик воды; запасы пресной воды у нас в стране, как и в мире, ограничены;

в) количество пресной воды расходуется все больше, в то время как ее запасы ограничены; надо научиться восстанавливать водоемы с пресной водой.

8. Для современного этапа взаимодействия человека и природы характерно глобальное загрязнение всех компонентов природной среды. Для решения данной экологической проблемы человеку необходимы:

а) разнообразные научные знания о способах потребления природных ресурсов;

б) природоохранные знания о способах защиты окружающей среды от различного рода загрязнений (механических, физических, химических, биологических и других);

в) знания о возможных путях восстановления качества окружающей среды.


Блок 2. Экологическое сознание

1. В чем ценность природы для человека?

а) главное условие жизни человека, источник здоровья человека;

б) критерий прекрасного в жизни, источник вдохновения для человека;

в) источник пищи и одежды, пользы и достатка;

2. Какому принципу должен следовать человек в общении с природой?

а) изучать и открывать новое, рационально использовать, ответственно относиться;

б) жить в мире и согласии, любить и охранять, беречь и восхищаться;

в) покорять и использовать.

3. Что является причиной Вашего поведения в природе?

а) стараюсь беречь растения и животных, все живое должно быть сохранено;

б) природа – источник красоты, вдохновения;

в) желание отдохнуть, расслабиться, получить выгоду для себя.

4. Что влияет на Ваше отношение к природе?

а) экскурсии в природу, работа на экологической тропе, лаборатории, посещение эколого-биологических музеев;

б) уроки биологии, экологии, географии; беседы и лекции о природе, ее охране; телепередачи, фильмы и книги о природе;

в) ничего не влияет.

5. Какие эмоции и чувства вызывает у Вас общение с природой?

а) желание оберегать, чувство ответственности;

б) положительное;

в) безразличное.



6. Кислотные осадки, образующиеся в результате выбросов промышленных предприятий, влияют на надземные водные экосистемы, ослабляя жизнестойкость, питание, вызывая гибель живых организмов. Выразите свое отношение к данному состоянию экосистем:

а) не следует проявлять обеспокоенность по поводу водных экосистем, потому что это необходимое следствие производственной деятельности человека, иначе промышленность не сможет развиваться;

б) не одобряю производственную деятельность, приводящую к образованию кислотных осадков и разрушению водных экосистем; необходимо сохранить данную экосистему за счет снижения выбросов промышленных предприятий;

в) озабочен разрушительной практикой в отношении водных экосистем, считаю, что если это произошло, то надо принять меры к восстановлению разрушенного.

7. Использование лесных ресурсов связано с увеличением лесозаготовок. В последние годы они не всегда осуществляются законным путем, например, «черными» лесорубами, которые уничтожают ценные породы (сосна, ель, кедр, лиственница). Выразите свое отношение к такому изменению лесных ресурсов:

а) в нашей стране всегда заготовляли много леса, и деятельность «черных» лесорубов не может нанести серьезного ущерба;

б) сочувствую сокращению лесных ресурсов; не согласен со сложившейся практикой стихийного лесопользования, необходимо сохранение лесных ресурсов в результате рациональной лесозаготовки;

в) не одобряю деятельность людей, подрывающих процесс лесовосстановления, считаю, что необходимо восстановление лесов и повышение их продуктивности.

8. Одной из экологических проблем, возникающих в результате человеческой деятельности, является загрязнение окружающей среды. Выразите свое отношение к данной проблеме:

а) беспокоиться не следует, это естественный результат развития научно-технического прогресса и улучшения жизни людей;

б) возражаю против неоправданного загрязнения окружающей среды, ее необходимо сохранить в чистоте;

в) не одобряю хозяйственную деятельность человека, приводящую к загрязнению окружающей среды; если происходит ухудшение состояния среды, то необходимо принимать меры к ее восстановлению.


БЛОК 3. Экологическое поведение

1. Что вызывает у Вас потребность заниматься экологической деятельностью?

а) мне нравится природа, я интересуюсь экологическими проблемами;

б) хочу быть полезным;

в) требования родителей или учителей.

2. Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?

а) да, считаю;

б) не знаю;

в) нет, не считаю.

3. Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?

а) я не владею навыками и умениями экологической деятельности;

б) не хватает времени, большая загруженность другой работой;

в) мне не интересны проблемы взаимодействия человека и природы.

4. Хотели бы, чтобы Ваша будущая работа была связана с защитой природы?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

5. Есть ли у Вас постоянное желание заниматься экологической деятельностью?

а) да;

б) не знаю;

в) нет.

6. Наиболее наглядно рекреационная деятельность проявляется в нарушении лесной экосистемы (почвенный покров, лесная подстилка). Под воздействием отдыхающих вытаптываются и исчезают различные виды растений, животных. Какую деятельность лично Вы предпочитаете:

а) свою деятельность связываю с использованием различных ресурсов лесной экосистемы (дрова, грибы, ягоды);

б) находясь в лесу, постараюсь сохранять животный и растительный мир данной экосистемы, даже если мне необходимо будет воспользоваться дарами природы (дрова, грибы, ягоды и т.д.);

в) меня прежде всего интересует восстановление нарушенных лесных экосистем; я буду искать способы такой деятельности.

7. Биологические ресурсы сокращаются как путем их прямого истребления, так и косвенным путем – из-за смены условий. В последние годы значительно уменьшилась численность промысловых животных (пушных и морских зверей, рыб, водоплавающих птиц). Какую деятельность в отношении биологических ресурсов Вы лично выбираете:

а) регулирование величины изъятия ресурсов (отстрела, лова);

б) организацию заказников и заповедников для сохранения ценных и редких видов;

в) организацию искусственного рыборазведения, зверосовхозов и других предприятий, восстанавливающих численность промысловых животных и других видов организмов.

8. Одной из экологических проблем является разрушение почв и потеря их плодородности в результате водной и ветровой эрозии. Какую деятельность из нижеперечисленных Вы выбираете:

а) Россия хорошо обеспечена земельными ресурсами, поэтому свою деятельность связываю с использованием данных ресурсов;

б) в своей деятельности буду применять приемы обработки почвы, позволяющие сохранить ее плодородие (например, обработка почвы поперек склона, посев многолетних трав);

в) свою деятельность связываю с применением приемов, позволяющих восстанавливать утраченное плодородие (например, специальная посадка леса).









Анализ результатов анкетирования

Респонденты

Уровень экологического знания%

Высокий

Средний

Низкий

Школьники 11 класса

37,5

62,5

0

Школьники 8 класса

66,7

33,3

0

Ученики центра

71,4

28,6

0

Уровень оценки экологичесой ситуации %

Школьники 11 класса

25

75

0

Школьники 8 класса

44,4

55,6

0

Ученики центра

57.1

42,9

0

Уровень сформированности экологического поведения %

Школьники 11 класса

12,5

75

12,5

Школьники 8 класса

0

94,4

5,6

Ученики центра

14,3

78,6

0


При оценке результатов анкетирования школьников, занимающихся и не занимающихся в совместном объединении гимназии №4 и ВУЗА для школьников характерен средний уровень сформированности экологического поведения, а так же низкий уровень экологического сознания.

При сравнении уровней сформированности экологического сознания школьников центра и гимназистов заметна положительная тенденция в изменении экологического сознания школьников.