СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современное представление о сложных нарушениях развития, их причины и классификация

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложное нарушениеэто наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка.

Первичное нарушениеэто нарушение, которое возникает в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы в следствии воздействия повреждающих факторов.

Осложненный дефект – это поражение нескольких функций внутри одной системы организма как результат воздействия определенного неблагоприятного фактора.

Вторичное нарушение – имеет характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленные им (пример: I-нарушение слуха – II-нарушение речи)

Предметом психологии детей со СНР изучение особенностей психического развития детей со СНР и определение путей психолого-педагогической помощи этим детям и их семьям.

Задачи:

  1. Определение общих и специфических закономерностей детей со СНР
  2. Разработка методов диагностического изучения
  3. Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания детей со СНР
  4. Изучение особенностей социально-психологической адаптации этой группы людей в обществе

Ученые, которые занимались изучением детей со СНР:

Грачева, Сироткин, И.А. Соколянский, Мещеряков, В.Н. Чулкова, А.В. Ярмоленко (женщина), Скороходова, Е.Л. Гончарова. Из современных: Т.А. Басилова, Соломатина.

Просмотр содержимого документа
«Современное представление о сложных нарушениях развития, их причины и классификация»

  1. Современное представление о сложных нарушениях развития, их причины и классификация.

Сложное нарушениеэто наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка.

Первичное нарушениеэто нарушение, которое возникает в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы в следствии воздействия повреждающих факторов.

Осложненный дефект – это поражение нескольких функций внутри одной системы организма как результат воздействия определенного неблагоприятного фактора.

Вторичное нарушение – имеет характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленные им (пример: I-нарушение слуха – II-нарушение речи)

Предметом психологии детей со СНР изучение особенностей психического развития детей со СНР и определение путей психолого-педагогической помощи этим детям и их семьям.

Задачи:

  1. Определение общих и специфических закономерностей детей со СНР

  2. Разработка методов диагностического изучения

  3. Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания детей со СНР

  4. Изучение особенностей социально-психологической адаптации этой группы людей в обществе

Ученые, которые занимались изучением детей со СНР:

Грачева, Сироткин, И.А. Соколянский, Мещеряков, В.Н. Чулкова, А.В. Ярмоленко (женщина), Скороходова, Е.Л. Гончарова. Из современных: Т.А. Басилова, Соломатина.

Причины СНР

Можно рассматривать несколько вариантов этиологии сложного нарушения:

1 вариант – один дефект имеет генетическое происхождение, другой экзогенное (например: генетическая близорукость накладывается родовая травма – ДЦП)

2 вариант – оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например: у отца – генетическое нарушение слуха, у матери – генетическое нарушение зрения – у ребенка нарушение слуха и зрения)

3 вариант – каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо друг от друга (например: в детстве ребенок в результате несчастного случая потерял зрение, позже, в результате падения нарушилась моторика)

4 вариант – оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же симптома (синдром Рубенштейна-Тейби внешние изменения(низкий рост), У.О., расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения)

5 вариант – два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора (ребенок в раннем возрасте перенес менингоэнцефалит – У.О., нарушение поведения)

Экзогенные факторы могут действовать во внутриутробном периоде, в период родов, в ранний постнатальный период.

Классификация детей со СНР

1 классификация слепо-глухих была представлена А.В. Ярмоленко в 1940г. Основой классификации являлось время наступления дефекта и наличие/отсутствие интеллектуальных нарушений:

1 группа – слепоглухонемые от рождения или потерявшие зрение и слух в раннем детстве (до освоения речи)

2 группа – слепоглухие, потерявшее зрение и слух в дошкольном возрасте и позднее (преобретенная слепоглухота)

3 группа – слепоглухие умственно отсталые дети

Современная классификация

  1. по сочетанности нарушений можно выделить более 20 видов сложных нарушений (различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых, эмоциональных, интеллектуальных нарушений друг с другом)

  2. по выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха (тотально слепоглухие; слепые, слабовидящие; слабовидящие слабослышащие; слабовидящие глухие.)

  3. дети с сочетанными нарушениями зрения и речи (слепые алалики; слабовидящие алалики; слепые с ОНР; слабовидящие с ОНР)

  4. дети с нарушениями зрения и движений (не передвигающиеся самостоятельно слепые; не передвигающиеся самостоятельно слабовидящие; слепые с нарушениями движений; слабовидящие с отсроченными явлениями ДЦП)

  5. дети с нарушениями слуха и движений (тяжелые формы ДЦП и глухота, тугоухость; легкие формы ДЦП и тугоухость, глухота)


  1. Основные принципы организации психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития.

Психологическая коррекция как особая форма психологического воздействия теоретически базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, главными из которых являются:

1. Положение, разработанное в теоретической концепции В.Н.Мясищева (1960), согласно которому эффективная психотерапия и психокоррекция немыслима без включения в коррекционный процесс и самого ребенка, и его семьи.

2. Положение теории деятельности А.Н. Леонтьева (1964), состоящее в том, что позитивно влиять на процесс развития – значит управлять ведущим видом деятельности.

3. Разработанное Д.Б. Элькониным положение (1978) о том, что коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается человек в процессе специально организованных игровых занятий.

4. Положение теоретической концепции личности С.Л. Рубинштейна (1973) о формах психологических контактов между людьми.

В практике психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии выделяются различные модели объяснения причин нарушения развития:

Биологическая модель видит нарушения в развитии в снижении темпа созревания структур мозга. Медицинская модель объясняет нарушения в развитии ребенка с точки зрения логики заболевания (этиология, патогенез, клинические проявления. Интеракционисткая модель рассматривает в качестве ведущей причины отклонений в развитии детей и подростков нарушение взаимодействий между личностью и средой. Например, ранняя сенсорная депривация может привести к необратимым нарушениям в психическом развитии ребенка. Педагогическая модель находит причины отклонений в психическом развитии ребенка, в явлениях социальной и педагогической запущенности. Деятельностная модель объясняет причины неблагополучия ребенка несформированностью ведущего вида деятельности.

Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит не только от анализа причины, но и от структуры дефекта.

Принципы психокоррекции – это основополагающие идеи, требования к ее проведению.

А. Принцип единства диагностики и коррекции представляет собой отражение целостности образовательной практики. Полученные в результате диагностического исследования данные служат основой проведения психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

- Такая диагностика должна быть комплексной и она требует применения набора психологических методик, направленных на изучение различных сторон психических процессов, свойств, состояний, личностных качеств и форм деятельности.

- Особое значение приобретают методики по типу естественного эксперимента (

- Комплексность в диагностике определяется необходимостью изучения семьи и семейного воспитания

- В диагностике психологических факторов риска необходимо использовать биографический метод, позволяющий восстановить весь ход психического развития ребенка в жизни его семьи.

- Диагностика как начальный этап психокоррекции требует соблюдения принципа активности самих испытуемых. Все диагностические процедуры должны быть личностно мотивированы для самих участников, диагностика должна превращаться в самодиагностику, когда ее участники ставят перед собой задачи анализа собственных психологических качеств и определение целей и путей совершенствования, поэтому в диагностике широко используются проективные опросники, самоотчеты, дневниковые записи, проективные сочинения, рисунки с последующим обсуждением всех деталей с их автором.

- Диагностика и коррекция осуществляется практически одновременно на всех этапах работы, поэтому коррекционные приемы – это одновременно и приемы диагностики и самодиагностики участников коррекции.

Важно сочетать тестовые методы с методиками наблюдения.

Б. Принцип нормативности развития отражает суть нормативности как последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий, отличающихся своей динамикой и содержанием. Данный принцип предполагает учет социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности и личностных новообразований психического развития клиентов. Индивидуальная норма выступает в качестве основы составления программы индивидуального развития.

В. Принцип личностного подхода (К. Роджерс, 1931) – подход к клиенту как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей, поэтому в коррекционной работе учитывают прежде всего не изолированную психическую функцию, а личность в целом, на создание условий для развития тех или иных качеств личности

Г. Иерархический принцип, или принцип коррекции «сверху вниз» акцентирует внимание на завтрашнем дне развития, создании «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). В нем проявляется опережающий характер коррекции, нацеленность на формирование психологических новообразований. Коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер.

Д. Принцип коррекции «снизу вверх» - это упражнение и тренировка имеющихся психологических способностей и подкрепление желательных форм поведения (М. Монтессори), то есть в нем учитывается зона актуального развития клиента. Реализуется сторонникам поведенческого подхода (бихевиористического) как «вызывание» любыми способами заданной модели поведения (как комбинации уже имеющегося поведенческого репертуара) и ее немедленное подкрепление.

Е. Принцип системности развития психологической деятельности задает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (неравномерность) их развития. Он направлен на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии и предполагает представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.

Ж. Деятельностный принцип коррекции выступает как предмет приложения коррекционных усилий. Его суть – личность формируется и проявляется в процессе жизнедеятельности, важен выбор средств и способов достижения цели, тактика проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Данный принцип задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности. Коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная, осмысленная деятельность, вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.

З. Каузальный принцип направлен на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определяют задачи и цели психологической коррекции. В зависимости от первопричины разрабатывается стратегия психокоррекционной работы. Например, если главная причина ЗПР – социальный фактор (педагогическая запущенность ребенка, неблагоприятная атмосфера в семье), то психокоррекция направлена на преодоление этих обстоятельств, то есть создание благоприятных условий для формирования познавательных мотивов у ребенка. Если причиной задержки психического развития ребенка является резидуально-органическая недостаточностьЦНС у ребенка, то главным направлением работы становится коррекция операционально-технических навыков, навыков самоконтроля своих действий с помощью специально разработанных методов.

И. Временной принцип психокоррекции предполагает раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохраненный функции. Необходимость ранней коррекционной работы (например, с детьми с ЗПР) вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности и универсальной способности к компенсации нарушенных функций. Коррекция должна строиться не с учетом хронологического возраста, а в зависимости от того, на каком этапе психического развития находится ребенок.