Современные образовательные ресурсы в процессе совершенствования профессионального мастерства
учителя информатики
Черёмин П.Ю., учитель информатики
ГБОУ "Школа № 104 им. М.Е. Гудкова г.о. Донецк"
Современная система образования требует эффективного использования инновационных технологий и цифровых ресурсов. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий также оказало существенное влияние на сферу педагогики, и развитие профессиональных навыков учителей информатики стало особенно актуальной проблемой. Это связано с тем, что современный подход к образовательному процессу и доступу к информации принципиально отличается от традиционных методов. Поэтому учителям информатики следует не только регулярно обновлять свои знания и умения, но и осваивать методы рационального использования современных технологий на уроках. Сегодня внедрение инновационных технологий в систему образования становится все более актуальным. Особенно для учителей информатики процесс совершенствования профессиональных навыков неразрывно связан с цифровыми технологиями.
1) Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
- Позволяет учителям повышать свою квалификацию с помощью цифровых обучающих платформ, систем дистанционного обучения, онлайн-курсов и виртуальных лабораторий.
2) Интерактивные методы обучения
- Внедрение геймификации, виртуальной и дополненной реальности, проектных методов обучения позволит развить практические знания и навыки учителей.
3) Дистанционное обучение и онлайн-ресурсы
- Создает доступ к МООК (массовым открытым онлайн-курсам) и другим цифровым образовательным ресурсам, предназначенным для преподавателей, чтобы они могли самостоятельно совершенствовать свои знания.
4) Искусственный интеллект и образовательная аналитика
- Помогает учителям разрабатывать эффективные планы уроков и системы оценки, обеспечивая анализ и персонализацию процесса обучения.
Развитие современных образовательных технологий имеет большое значение в повышении профессионального мастерства учителей информатики. В частности, цифровые средства обучения помогают повысить интерактивность процесса обучения и обеспечить его эффективность. Электронные учебники, образовательные приложения, мультимедийные материалы, а также системы тестирования и оценки делают процесс обучения более удобным для учащихся.
Образовательные ресурсы играют важную роль в процессе совершенствования профессионального мастерства учителя информатики. Некоторые из них:
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР). К ним относятся энциклопедии, порталы, экспертные системы, программы мониторинга, словари, средства для автоматизированного контроля знаний, электронные учебники, презентационные материалы и другие. ЭОР помогают закрепить новые знания, отработать умения и навыки.
Сервисы дистанционного образования. К ним относятся блоги, чаты, видеоконференции. С их помощью учитель может вести консультативную деятельность, публиковать свои разработки в виде тестов и интерактивных заданий.
Профессиональные педагогические платформы. Например, «Инфоурок», «Копилка учителя», «Дневник.ру».
Участие в семинарах, профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах. Это помогает учителю информатики повысить уровень ИКТ-компетентности.
Создание собственных программных продуктов и образовательных сайтов. Для этого учителю могут потребоваться цифровые технологии и инструменты: текстовые редакторы, программы обработки изображений, подготовки презентаций и другие.
Наибольший дидактический эффект достигается при комплексном использовании различных образовательных ресурсов в зависимости от вида учебной деятельности.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир» А. Дистервег За годы работы в школе у меня сложилось своё педагогическое кредо: "Чтобы учить других, нужно учиться самому, чтобы воспитывать других, нужно начинать с себя, чтобы развивать других, нужно самому постоянно развиваться". В проектно-исследовательской деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у обучающегося опыт творческой деятельности. Развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются творческие интересные работы. Необходимо воспитывать личность, которая живет в постоянно изменяющихся условиях; личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. В процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников, а также развиваются их творческие способности.
Цифровые средства обучения повышают интерактивность процесса обучения и повышают его эффективность. В то время как платформы дистанционного обучения и системы с открытым исходным кодом позволяют преподавателям эффективно управлять уроками, технологии виртуальной и дополненной реальности помогают наглядно объяснять сложные темы. Метод геймификации повышает мотивацию учащихся и делает процесс обучения более интересным. Интерактивные методы обучения и приемы командной работы помогают формировать и развивать практические навыки. Поэтому внедрение современных технологий в образовательный процесс является одним из стратегически важных направлений повышения профессионального мастерства учителей информатики.