Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Стахановский политехнический колледж»
Выступление на методическом семинаре по теме:
«Современные подходы в осуществлении профессиональной направленности в преподавании учебных дисциплин в колледже»
Подготовила: преподаватель
Давыденко Екатерина Юрьевна
г. Стаханов
2023
В настоящее время в России большое внимание уделяется подготовке специалистов в системе среднего профессионального образования.
В современных условиях иноязычное общение становится существенным компонентом будущей профессиональной деятельности специалиста, в связи с этим значительно возрастает роль дисциплины «Иностранный язык» в колледже. Выпускник колледжа должен уметь использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности.
Для успешной реализации требований ФГОС необходим профессионально-ориентированный подход к изучению иностранного языка. Совершенствуя формы, методы и средства обучения, используя современные образовательные технологии, можно добиться высокой эффективности не только в повышении качества знаний обучающихся, но и в активизации их познавательной деятельности, укреплении мотивации к изучению иностранного языка, формировании общих и профессиональных компетенций.
В связи с этим основная цель обучения иностранным языкам – это формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов, позволяющее использовать иностранный язык как средство профессионального и межличностного общения.
Владение иностранным языком на уровне, достаточном для профессионального общения в профессиональной сфере, является одним из требований современного общества к молодым специалистам и выступает обязательным компонентом их профессиональной подготовки. Поэтому целью обучения профессиональному английскому языку является формирование у обучающихся коммуникативных компетенций по использованию полученных знаний применительно к своей профессии.
Цель практической направленности преподавания дисциплины «Иностранный язык» состоит в том, чтобы показать обучающимся связь изучаемой дисциплины с их специальностью и будущей профессиональной деятельностью. Тем самым мы формируем одну из общих компетенций - понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Общение на иностранном языке становится весомым компонентом профессиональной деятельности будущих специалистов.
Преподавание английского языка в нашем колледже имеет профессиональную направленность. Колледж готовит студентов по разным профессиям и специальностям: автомехаников, поваров, кондитеров, официантов, барменов, парикмахеров, поэтому предметное содержание по каждой специальности различное.
Одно из направлений моей работы – преподавание английского языка в группах по профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Знание иностранного языка необходимо для специалистов в этой области, т. к. почти каждый третий автомобиль, эксплуатируемый в России, изготовлен за рубежом или на совместном предприятии и большая часть нормативных документов по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации написана на иностранном языке. Поэтому одна из целей курса «Иностранный язык» - обучение деловому языку специальности для активного применения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.
В ходе изучения курса обучающиеся знакомятся:
с производством автомобилей (основные заводы-изготовители, выпускающие современные автомобили в России и за рубежом);
с основными техническими характеристиками автомобилей и факторами, влияющими на их изменения (скорость, объем двигателя, мощность, габаритные размеры, расход топлива);
с общим устройством автомобиля (основные части автомобиля, их функции, кузов и его виды, шасси, рама и ее структура, сцепление, коробка передач, виды коробок передач, тормоза, виды, функции, система рулевого управления, аксессуары).
Данный материал обучающиеся изучают на русском языке по специальным дисциплинам. Целью курса иностранного языка является использование имеющихся у студентов знаний на уроках английского языка. Так как этот материал интересен обучающимся, он непосредственно связан с их будущей профессией, обучение проходит с большим желанием и энтузиазмом. Студенты овладевают технической терминологией на английском языке, читают и переводят тексты, ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам, переводят найденный материал на английский язык.
В группах специальности «Технология продукции общественного питания» студенты составляют меню для ресторанов и кафе, рецепты приготовления различных блюд, схемы сервировки праздничных столов. Стараюсь в своей работе использовать методы интерактивного обучения. Студентам предлагается составить рецепт необычного блюда и доказать, что оно полезно для здоровья. Конечно, эта работа выполняется на основе уже изученного и отработанного лексического и грамматического материала. Чтобы максимально заполнить занятие профессиональной лексикой, обыгрываются различные ситуации, составляются диалоги, которые могут возникнуть на работе или при общении с деловыми партнёрами и клиентами.
Следует отметить, что, даже имея материалы профессионального содержания, невозможно достичь успехов в реализации компетентностного подхода без использования инновационных технологий и ИКТ. Среди эффективных можно выделить: имитационное моделирование, проектные технологии, информационные технологии, технологии языкового портфеля, игровые технологии, интерактивные методы, проблемное обучение и др.
Одной из наиболее эффективных инновационных профессионально- ориентированных технологий можно назвать имитационное моделирование. В его основе лежит принцип связи с жизнью, с будущей профессиональной деятельностью. Имитационное моделирование обеспечивает имитацию элементов профессиональной деятельности, ее типичных и существенных черт.
Результативная форма вовлечения студентов в ситуации профессионального иноязычного общения на занятиях, способствующей формированию иноязычной профессиональной компетенции, являются игровые технологии. Они позволяют, выработанные на уроках иностранного языка, коммуникативные умения применить в различных ситуациях профессионального взаимодействия, работая совместно с другими участниками игры.
Игровые технологии как метод интерактивного обучения обладают специфическими возможностями: цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся; игровая форма готовит к профессиональному общению; игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.
Одно дело изучить, например, по учебнику особенности обслуживания посетителей в баре, ресторане, и совсем другое дело в процессе игры «обслуживать» посетителей или заказывать блюда или засервировать стол, составить меню для определенного торжества, произвести прием и размещение гостей в отеле. Студентам предлагается разыграть ситуации, где они выступают в роли барменов, официантов и т.д.
Вся эта работа способствует готовности к профессиональному общению, формирует компетенции будущего специалиста сферы обслуживания. Наряду с практическими целями профессиональное обучение преследует и воспитательные цели. Они дают возможность приобщить студентов с помощью иностранного языка к источникам информации, расширить общий и профессиональный кругозор, овладеть умением общаться с зарубежными коллегами, повысить культуру речи, относиться с уважением и пониманием к своей будущей профессии.
Иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. Пока студенты не осознают необходимости владения иностранным языком, их профессионализм не будет соответствовать современным требованиям. Реальная профессиональная направленность содержания курса иностранного языка, сотрудничество преподавателей языка и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных методик, использование технических средств обучения способствуют не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности, готовой к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.
Профессиональная направленность обучения иностранному языку даёт будущему специалисту возможность применения иностранного языка не только как средства получения информации, но и как средства общения. Таким образом, процесс обучения иностранному языку должен быть профессионально-ориентированным, так как цель такого обучения – формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности, что позволяет студентам профессионально общаться в различных коммуникативных ситуациях. А знание иностранного языка, безусловно, повысит конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Библиографический список:
Бондарева Е.В. Профессиональная компетентность специалиста в условиях становления информационного общества /Е.В. Бондарева//Вестник Волгоградского гос.ун-.т. –Сер.6: Университетское образование. -2003. -№ 6. –С. 44-48.
Войтович И. К.Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т. И. Зелениной. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. – 212 с.
«Знание иностранных языков открывает большие возможности», – убеждены россияне // Корпоративная культура. 2008. URL: http://www.superjob.ru/community/life/19100/
Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык [Текст] / Н.Ф.Коряковцева. – М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.
Краснощекова Г.А. Роль иностранного языка в процессе становления и развития профессионализма специалиста//Открытое образование. 2010. № 4.
Образцов, П.И., О.Ю.Иванова Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: ОГУ, 2005, 114с.