СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Современный урок музыки.»

Использовании современных образовательных технологий на уроках музыки

Введение

Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня.

Теоритическая часть

«Технологии не заменят учителя, но учителя, которые используют технологии, могут заменить тех, кто этого не делает».

Рэй Клиффорд.

В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» - успех.



Практическая часть

Преподавание предмета «Музыка», я построила на использовании следующих образовательных технологий и методик:

Технология арттерапевтического воздействия музыки и здоровьсбережения - помогает всоздании комфортной обстановки для обучения: снижение влияния стрессов, создание положительного эмоционального фона для занятий музыкой, нормализация биологических показателей (дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы), стимулирование слуховой активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия, ритмотератия, улыбкотерапия и т.д.), развитие функций легких, восприятие классической музыки с целью создания комфортной звуковой среды («фоновая музыка») перед началом занятий, на переменах и др.

Личностно-ориентированная технология (технология критического мышления) способствует повышению интереса и доступности обучения. Обучающие овладевают следующими умениями: определять вопросы, выделять главное, делать сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Информационно-коммуникационные технологии направлены наориентацию в информационных потоках, умение осознанно воспринимать музыкальную информацию, распространяемую по каналам СМИ, развитие критического отношения к ней, применение ИКТ в проектно-исследовательской деятельности, увеличение количества источников информации, осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры и педагогического сообщества.

Одним из условий успешного обучения является качество используемых на уроках аудио и видеоматериалов. Формами овладения ИКТ на уроках музыки стало выполнение тестов, проектов с электронными презентациями. Для учеников использование ИКТ на уроках музыки является новыми формами, средствами обучения. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук) позволяют рассматривать ИКТ как учебно-развивающую сферу для творчества и самообразования.

Технология проблемного обучения активизирует мыслительную деятельность. Учащиеся овладевают умениями выявлять проблему, отсекать второстепенное, видеть главное.

Технология обучения в сотрудничестве развивает коммуникативные навыки взаимопомощи, а также способности обучаться в силу собственных способностей.

Проектные технологии развивают познавательные интересы школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки. Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. Проектная деятельность учащихся выступает, как форма промежуточного и итогового контроля усвоения учебного материала. Публичная защита проекта перед одноклассниками, учащимися других классов, родителями, жителями района приобретает значение подлинно художественного события в школьной жизни. Выделяются следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:

1.Ролевые (инсценирование детских симфонических сказок, детских опер, мюзиклов; фрагменты жизни и творчества композиторов, и т.д.)

2.Исследовательский проект (научно-исследовательская работа по изучению биографий композиторов, мастеров сцен, деятелей искусств или музыкальных жанров, инструментов)

3.Сценарный проект (создание сценариев творческих вечеров, концертов, мероприятий)

4.Творческий проект (театрализованные представления музыкальных произведений и т.д.)

5.Информационный проект (изготовление стендов, стенгазет, публичные выступления с сообщениями)

6.Практико-ориентированные проекты (изготовление дидактического материала, презентации к уроку по какой-нибудь теме, создание музыкальных игр, физкультминуток).

Игровые технологии развивают музыкально — творческие способности учащихся. Существует большое количество игровых методов обучения по предмету «Музыка»:

1. Различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки. Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.

2. Вокальные импровизации (песенки-попевки, мелодии к которым ребята должны, по возможности, сочинить сами).

3. Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме, может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов.

4. Музыкально- дидактические игры - это игры с готовыми правилами, требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей.

5.Пластичное движение – это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

6. Музыкальное рисование» - дети представляют, что они художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу.

7. Инструментальное музицирование -это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах.

8. Интеллектуальные игры – игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра», «В мире музыкальных инструментов». Ученики приобретают опыт работы в группах по сочинительству и исполнению.

9. Игры- путешествия применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.

10. Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные – «Я- композитор», «Я- сочинитель».

На уроках использую такие песенные музыкально – ритмические движения, как: "Антошка", В. Шаинского, "Научи нас веселиться", "Танцуйте, сидя", Б. Савельева, "Хлопай, не зевай", р. н. м., "Топ, топ, хлоп, хлоп", "Буги – Вуги", "Золотой ключик", В. Плешака (танец "Летка - Енька"), "Казачок" р. н. м., "Плетень" р. н. п, « Зеленые ботинки», частушки, игра « На чем играем?», «Тень, тень, потетень», фольклорная музыкальная игра « Идет коза по лесу», игру на музыкальных инструментах и многое другое.

Отдельно хочу выделить необходимость включения в процесс обучения народный песенный фольклор, так как музыка и движение, драма и рисунок, отражение национального характера и культуры, всё это способствует развитию художественного ассоциативного ряда фантазии и мышления. Под музыку песни развиваются музыкально - творческие способности детей. Исполняя народные песни, появляется желание свободно двигаться и общаться. Творческие способности детей активно проявляются в инсценировании народных песен. Исполнение сопровождается звучанием народных инструментов, мимикой и жестами. В процессе работы большое внимание уделяется разнообразным заданиям, связанным с метроритмом: различные виды ходьбы, связанные с передачей метрической пульсации; элементы танцевальных движений, в первую очередь различные виды танцевального шага: притопы, шаг польки, выставление ноги на пятку или на носок, хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком. Исполняя произведения не только по заданному учителем образцу, ученики вкладывают свое отношение путем создания новых образцов и действий.

Встречаясь со всем классом на уроке музыки один раз в неделю, невозможно узнать индивидуальные черты характера, способности, интересы каждого ребенка, но при разучивании песенного народного материала раскрывается талант ребят, непринужденность, естественность во всех видах музыкальной деятельности.

Итак, применение данных технологий отличается высокой результативностью и способствует:

  • личностному развитию учащихся;

  • повышению интереса школьников к учебным занятиям;

  • росту познавательной активности учащихся в процессе обучения; изменению самооценки учащихся;

  • воспитанию активности и самостоятельности; формированию учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

  • развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

  • овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

Заключение

Таким образом, технологии музыкального образования, описанных мною, взаимодействуют с общедидактическими технологиями развивающего, проблемного, личностно-ориентированного обучения. При этом технологии преподавания предмета «Музыка» ориентированы на специфику комплексной музыкально-педагогической деятельности учителя музыки, триединство деятельности композитора, исполнителя, слушателя, интонационно-образную и жанрово-стилевую природу музыки, формирование универсальных учебных действий – личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных, информационных.