Современный урок в условиях реализации ФГОС-приоритет метода проектного обучения.
Кондрашова А.Р.
учитель истории и обществознания
МАОУ «Лицей№36»
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы
сделать его способным развиваться дальше
без помощи учителя
ЭлбертХаббарт
Обучение истории и обществознанию – процесс длительный и достаточно сложный. За время обучения в школе ученик должен усвоить сотни новых терминов, понятий, дат, причинно-следственных связей и научиться свободно ими апеллировать. Для продуктивного взаимодействия с учащимися важно учитывать их потребность в личностном общении со сверстниками и взрослыми, удачно сочетать доминирующие приёмы и принципы обучения, мотивировать обучающихся.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня .Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация.
Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Подростковый возраст практически все педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания. Известный публицист С. Соловейчик выразил свое отношение к нему очень четко: «В 6 – 7-х классах педагогу надо набраться терпения и ждать, когда это время пройдет». Действительно ли все так безнадежно?
Вера в ученика, его возможности, в его творческий потенциал и постоянная поддержка успеха – вот та основа, на которой строится работа педагога. Главная сложность – увидеть, определить индивидуальное пространство, в котором ученик будет раскрывать свои способности, о которых возможно, не подозревает.
Основными задачами , как и прежде , являются :
Строгий отбор учебного материала;
Формирование интереса к учению через разнообразные виды творчества;
Индивидуальный подход в обучении.
Важно, чтобы обучающиеся учились не просто запоминать то, что говорит им учитель, не просто учили то, что им объясняют, а сами, самостоятельно, могли добывать знания, важно, насколько самостоятелен ученик в усвоении знаний и формировании умений.
Несомненно , необходимо учитывать тот факт, что обучающиеся разных возрастных категорий, будут по-разному проявлять активность на уроке. Старшеклассники обычно проявляют свою активность с волевой и интеллектуальной стороны, а для младших школьников активность опосредуется эмоциональной окраской, которая во многом зависит от установки учителя.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, считаю, является проектное обучение.
Чем этот метод лучше?
Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.
В полном объеме данная методика может быть применена в основном в старших классах и во внеурочное время, но отдельные элементы метода проектов вполне успешно могут внедряться при обучении истории уже в 5-9 классах.
В своей педагогической практике на уроках истории чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие.
1.Подготовительный этап .На данном этапе учащиеся 5–6-х классов обучаются представлять исторический материал в различной форме (с помощью анализа, систематизации, творческого переосмысления):
– составляют кроссворды, опорные конспекты, иллюстрированные книжки;
– представляют описательный текст с помощью рисунка, поделки;
– составляют презентации и сообщения, рефераты и др.
В частности, в 5-м классе, изучается большое количество интересных тем. Это и «Древний Восток», и «Древняя Греция», и «Древний Рим» – всё это очень занимательные темы и ребята с удовольствием занимаются поиском информации о каждой из них. Конечные продукты этих мини-проектов могут быть разными: от простых сообщений до замечательных коллекций рисунков и поделок.
2. Переходный этап.
Учащимся 6–7-х классов предлагается, по желанию, принять участие в подготовке к урокам; формируется система домашних заданий, предполагающая обращение к дополнительным источникам информации, которые углубляют и расширяют исторические знания учащихся, их образное восприятие исторических личностей, а также формируется ИК культура, т.к. ребята активно обращаются к сети ИНТЕРНЕТ. Вашему вниманию предлагаются выполненные группой ребят 6-го класса, макеты средневекового замка, с помощью которых они представили описательный текст о Средневековом замке – жилище рыцаря и феодала.
3. Заключительный этап.
Учащиеся 8–9-х классов принимают участие в работе над учебными проектами, творческими работами, в школьном фестивале проектов, районных конкурсах. Этот этап является наиболее плодотворным в плане сотрудничества учителя и учеников в проектной деятельности, т.к. ребята имеют достаточно стабильные навыки работы с историческим источником. Я включаю в учебную программу несколько учебных проектов, обязательных для выполнения всеми учениками класса. Опыт работы показывает, что большую сложность для учителя вызывают уроки по темам раздела «Культура», так как в школе нет необходимой наглядности. Уроки по данным темам я провожу как уроки-студии, например, «Золотой век русской культуры», «Серебряный век» и т.д. Класс делится на группы. Творческие группы получают задание по следующим направлениям:
Литература;
Театр;
Живопись;
Архитектура;
Музыка.
Результаты работы над проектом также оформляются в виде презентаций.
Работа над презентацией, её публичное представление, защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-коммуникационных технологий.
При выполнении проектной работы необходимо, на мой взгляд, придерживаться следующих рекомендаций:
во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать ребят, желательно поощрять их самостоятельность;
во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и дополнительный материал;
в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.
Используемая литература
Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в школе. - 2001. - №4. С.71–72.
Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/сост. О.Н.Черненко-Волгоград:Учитель, 2007, 135с.
Саплина Е.В, Шевченко Н.И. Проектная деятельность. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. - М.: Русское слово, 2008.
4