СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание благоприятного психологического климата на уроках физики и математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Успех урока во многом определяется психологическим климатом, созданным учителем. В статье описан собственный опыт учителя по созданию комфортной обстановки в классе на уроках физики и математики.

Просмотр содержимого документа
«Создание благоприятного психологического климата на уроках физики и математики»

Создание благоприятного психологического климата на уроках физики и математики

Анастасия Тазетдинова, учитель МАОУ «Лицей №6» г.Уфа


В повести Александра Макарова «Дедушка идет в школу» приведено высказывание замечательного педагога-новатора, народного учителя СССР Виктора Федоровича Шаталова: «Вокруг ребенка надо создать такую обстановку, чтобы он напитывался, как огурец в банке, знаниями. Если среда хорошая, то будет и результат». А качество среды, следовательно, и результат, зависит от учителя.

Успех урока во многом определяется психологическим климатом, созданным учителем. Если урок проходит в обстановке психологического комфорта, работоспособность обучающихся повышается. т.е. происходит более качественное усвоение знаний. Стиль поведения и общения учителя на уроке очень сильно влияют на атмосферу психологического комфорта урока, атмосферу, в которой устранены стрессообразующие факторы учебного процесса, и энергия обучающихся расходуется на учебную деятельность. Доброжелательность, уважение друг к другу, позитивная реакция учителя на желание ученика высказать свою точку зрения, внимание к каждому высказыванию, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, тактичное исправление допущенных ошибок, — вот что является характеристикой благоприятной обстановки на уроке.

Положительно влияет на эмоционально-психологический настрой обучающихся применение многообразных форм работы, соединяющих обучение и физическую разминку. К примеру, повторение учебного материала можно организовать в виде физической разминки с использованием небольшого мячика. Бросая мяч ученику, учитель задает вопрос, предполагающий короткий ответ. Ученик, поймав мяч, отвечает на поставленный вопрос и возвращает мяч учителю. Так очень удобно повторять таблицу умножения, приемы устного счета, формулы, единицы измерения физических величин. Можно разнообразить игру, позволив ученикам самим задавать друг другу вопросы, но в этом случае обязательно оговаривается условие: мяч должен побывать у всех обучающихся.

Ещё одно упражнение, которое нравится ученикам среднего звена, «Да-нет». Встаем из-за парт и договариваемся о сигналах. Например, если ответ на поставленный учителем вопрос «да», надо поднять руки вверх, если ответ «нет», надо хлопнуть 1 раз в ладоши. Учитель задает вопрос, ученики выполняют нужное упражнение. Вместо вопросов можно использовать утверждения, - истинные или ложные. Вопросы и утверждения можно составить на любую тему школьного курса.

Математика 6 класс, тема «делители и кратные»: 1) число 0 является делителем любого натурального числа; 2) число 7 – делитель числа 140; 3) число 48 кратно 4; 4) наименьшее двузначное число, кратное 5 – 15; 5) числа, кратные 2, называются четными.

Физика 7 класс, тема «Строение вещества»: 1) масса – это физическая величина; 2) атомы состоят из молекул; 3) объем тела при нагревании увеличивается; 4) при нагревании молекулы становятся больше в размерах; 5) молекулы льда точно такие же, как молекулы воды.

5 – 8 вопросов достаточно для того, чтобы обеспечить позитивный настрой на все время урока.

Проверку знаний обучающихся также можно провести в интересной форме – в виде соревнования между группами. Возникает вопрос: как разделить на группы? Современные ученики знают, кто такой Гарри Поттер, поэтому можно представить, что на один урок класс превращается в школу волшебства Хогвартс. В Хогвартсе 4 факультета: Гриффиндор, Слизерин, Когтевран, Пуффендуй, — это 4 команды. А распределение по командам проводим с помощью распределительной шляпы, которую специально для таких уроков я изготовила из бумаги. Положительные эмоции, которые возникают во время соревнования не только активизируют умственную деятельность обучающихся, но и создают приподнятое настроение, что в итоге создает позитивный фон урока.

В педагогической литературе дано очень много советов, способствующих благоприятному психологическому климату: приходить в кабинет немного раньше звонка, с радостным настроем и желанием общаться в доброжелательной форме, начинать урок энергично, увлекать учеников содержанием материала, стремиться, чтобы ученики покидали класс с хорошим настроением. Хочу добавить свой совет: настройтесь на оптимистическое мышление и верьте в способности своих учеников.




Литература

  1. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе.-М.: Просвещение,1999.

  2. Макаров А. В. Дедушка идет в школу. – samlib.ru журнал «Самиздат». Макаров Александр Владимирович.