Беленко Н.В.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Подолешенская СОШ"
Создание эффективного мультимедийного сопровождения уроков литературы
Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть
в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы
как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос,
чувство мускульных движений и даже, если возможно,
обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания.
К.Д.Ушинский
Мультимедийные технологии, доступные нынешней школе, как никогда раньше, позволяют воплотить в образовательный процесс мудрое наставление Ушинского.
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания.
Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающегося на прогрессивные информационные технологии. Ведь школьники 21 века воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений.
Уроки литературы, исходя из своей специфики, особенно нуждаются в мультимедийном сопровождении. Специфика литературы в том, что это особый вид искусства - искусства слова. Главное на уроке - непосредственное общение с книгой, умение читать и понимать прочитанное. Но сейчас учитель всё чаще сталкивается с тем, что нашим, мало читающим детям, чтобы понять книгу, не хватает историко-культурной базы. Мультимедийный урок, на котором можно одновременно использовать графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковое сопровождение, даёт возможность создать наглядный образ эпохи, подготовить ученика к восприятию художественного произведения, создать эмоциональный настрой.
Современные эксперты информационных технологий, проведя множество экспериментов, выявили, что если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 объема, если информация была представлена визуально - около 1/3. При комбинированном воздействии запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %.
Имея в кабинете компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран, принтер, сканер, я имею возможность проводить уроки литературы на новом современном уровне.
Мультиамедиатехнологии применяю на всех этапах обучения. Часто использую компьютерную презентацию - экранный рассказ с опорой на изобразительный и музыкальный ряд. Такой прием позволяет представить учебный материал как систему ярких запоминающихся образов. Выбор оптимального варианта применения презентации зависит от возрастных особенностей учащихся, целей и задач урока. Например, в старших классах использую на уроках-лекциях о творческом пути писателей. Презентация помогает систематизировать и углубить материал, усилить эмоциональное воздействие, является опорой для конспектирования. В среднем звене компьютерная презентация незаменима при изучении пейзажной лирики. Изобразительный ряд, идущий на фоне музыки, будит воображение учащихся. Виртуальные экскурсии по литературным местам также способствуют пробуждению фантазии, воображения. А отсканированные таблицы по теории литературы, выведенные на экран, позволяют не ждать, когда кабинет оснастят бумажными таблицами.
Кроме того, презентация используется и в качестве домашнего задания. Нужно не забывать, что применение компьютерной презентации должно строиться на здоровьесберегающих принципах, а именно: повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление, поэтому излишества в ее оформлении недопустимы, так как осложняют восприятие информации. Чем проще презентация - тем она лучше. Существуют требования к оформлению мультимедийных презентаций.(Например, для фона надо выбирать более холодные тона - синий и зеленый, идеальный фон должен быть ровным, без узоров. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: для фона, для заголовка и для текста. Слайды, на которых цвета используются некорректно, утомляют глаза. Нельзя смешивать различные типы шрифтов в одной презентации.). Это всего лишь несколько правил. Существуют и другие. Педагог должен изучить их сам и донести до учеников.
В своей работе также использую готовые медиаресурсы, взятые из Интернета из коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Электронные модули содержат материалы для изучения новой темы, закрепления, контроля, повторения. Классификация материала по классам, предметам позволяет быстро сориентироваться в огромной информации и подобрать для себя нужные модули.
На уроках, посвященных жизни и творчеству писателя, истории создания произведения использую видеофрагменты авторских фильмов, скачанных из Интернета. Просматривая и прослушивая видеофрагмент, ученики записывают основные моменты лекции. В Интернете есть готовые видеофрагменты, которые можно скачать или просто посмотреть прямо на уроке в режиме онлайн. А вообще видеофрагменты может сделать каждый учитель, если умеет работать в программе MAVE MAKER (мейв мейкер). На звуковой файл накладываются картинки и видеоматериал.
В моем кабинете создана видеотека DVD по многим программным произведениям. На уроке мы просматриваем фрагменты фильмов, сравниваем свое восприятие произведения с восприятием режиссера фильма.