СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание и применение электронных образовательных ресурсов»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Создание и применение электронных образовательных ресурсов»»













«Создание и применение электронных образовательных ресурсов»
























Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты применения ЭОР на уроках информатики 5

1.1. Электронные образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию 5

1.2.Требования к ЭОР 8

Глава 2. Электронные образовательные ресурсы на уроках информатики 11

2.1.Создание и применение электронных образовательных ресурсов 11

Заключение 18

Список литературы 19

Приложение 20

































Введение


Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Особое значение при этом приобретает подготовка кадров, способных освоить эти изменения и реализовывать их на практике.

В связи с этим возрастает роль учителя информатики в школе. Во-первых, его миссия в школе - организовать учебно-информационную среду, куда входит совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также образовательные условия реализации процессов информатизации. Информационная образовательная среда включает в себя различные виды и формы информатизации в школе: информационное обеспечение (учебный план, расписание занятий, аттестация учащихся, загрузка классов); информационная обучающая среда (тесты, телесеминары (on-line), телеконференция (off-line), доска объявлений, поддержка получения заданий и отчетов и т.п.). Поэтому важно, чтобы он обладал знаниями и умениями использовать возможности электронных программ.

Во-вторых, возрастает актуальность школьного курса информатики, требующая от учителя информатики вариативности. Учитель в роли сценариста определяет материал урока и прогнозирует результат. Как режиссер он стыкует задачи урока с возможностями их выполнения, разрабатывает методы и формы, необходимые для достижения цели урока. Как программист, знающий все возможности компьютерных технологий, выполняет поставленные задачи и производит необходимый программный продукт. При этом учитываются личностные потребности и интересы учащихся, подбирается необходимое программное обеспечение и строится индивидуальная образовательная траектория. Важную роль в оптимизации образовательного процесса играют электронные образовательные ресурсы.

Объект: ИКТ в образовании.

Предмет: электронные образовательные ресурсы на уроках информатики.

Цель курсовой работы – рассмотреть электронные образовательные ресурсы и способы их создания.

Задачи:

  1. Изучить электронные образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию

  2. Рассмотреть требования предъявляемые к ЭОР.

  3. Изучить процесс создания ЭОР.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения









Глава 1. Теоретические аспекты применения ЭОР на уроках информатики 1.1. Электронные образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию

Что же такое электронные образовательные ресурсы?

Электронные образовательные ресурсы это совокупность средств программного, технического и организационного обеспечения, а также учебная, методическая, справочная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации образовательного процесса. Более простыми словами ЭОР - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Общепринятой классификации электронных образовательных ресурсов не существует, что создает определенные проблемы при их каталогизации.

Далее приведем различные варианты классификаций электронных образовательных ресурсов, имеющихся в российской и международной практике.

  1. Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 7.83-2001 следует различать:

а) Электронный документ: Документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.

б) Электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.[1]

  1. Можно предложить следующую классификацию электронных образовательных ресурсов. Электронный образовательный ресурс, может иметь следующие виды:

- электронные данные;

- электронные программы или их сочетание в одном ресурсе.

  1. По знаковой природе информации:

- Электронные данные делятся на: текстовые, числовые, звуковые, графические, шрифтовые и демонстрационные.

- Электронные программы делятся на: системные, прикладные и сервисные; сочетание электронных данных и программ - на интерактивные мультимедиа и онлайновые службы.

  1. По целевому назначению: электронные образовательные ресурсы можно разделить на официальные, научные, учебные, учебно-методические, справочные.

  2. По технологии распространения: локальные, сетевые и комбинированного распространения.

  3. По характеру взаимодействия пользователя и электронного ресурса: детерминированные и недетерминированные (интерактивные).

  4. По периодичности: непериодические, сериальные, периодические, продолжающиеся и обновляемые.

  5. По наличию печатного эквивалента: электронный аналог печатного издания; самостоятельное электронное издание.

  6. По структуре: однотомные, многотомные и электронная серия.

  7. По жанру следует различать: образовательные порталы; сайты учебных заведений, факультетов, кафедр, лабораторий, сайты НИИ; научно-популярные журналы; сайты научно-образовательных проектов; электронные пособия, учебники, хрестоматии; электронные курсы (образовательные объекты); архивы образовательных ресурсов; базы данных (полнотекстовые, библиографические, справочные, адресные и т.д.); лаборатории, виртуальные тренажеры; дистанционное управление экспериментальными комплексами; электронные библиотеки; электронное представление ресурсов обычных библиотек; персональные страницы преподавателей техникумов, организаторов образования; отдельные статьи или страницы; информационно-поисковые системы.[1]

  8. Классификация образовательных ресурсов по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе:

- программно-методические (учебные планы образовательных учреждений всех уровней, рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами);

- учебно-методические (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ, тематические планы проведения отдельных уроков, изучения отдельных тем, сценарии организации образовательных мероприятий);

- обучающие (сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные учебники, электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия);

- вспомогательные (сборники документов и материалов, хрестоматии, книги для чтения, энциклопедии, справочники, аннотированные указатели научной и учебной литературы, научные публикации педагогов, материалы конференций, сценарии развлекательных и воспитательных мероприятий);

- контролирующие (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам, банки тем рефератов, проектных работ).

- ресурсы, созданные детьми (оцифрованные фотографии детских рисунков и поделок, интернет-проекты и компьютерные программы, созданные школьниками);

- информационные (общие информативные материалы об образовательных учреждениях всех уровней, информация об образовательных проектах, реализуемых в регионе).

Очевидно, классификация по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, является оптимальной с позиций структурирования целей и задач, а также определения структурных функциональных составляющих (подразделений) службы разработки и поддержки ресурсов учебного назначения.


1.2.Требования к ЭОР

Перечислим основные требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам:

  1. Педагогические требования (дидактические принципы; методические требования; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения);

  2. Технические требования;

  3. Эргономические требования;

  4. Эстетические требования.

Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на известных дидактических принципах и правилах:

Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео - и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие;

Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти.

Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося;

Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью мастера производственного обучения (или родителя), так и самостоятельно;

Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий;

Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;

Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.[3]

Весь понятийный материал учебного курса, за исключением справочной информации должен быть представлен в мультимедийной форме и озвучен диктором. Иначе говоря, ЭОР представлять собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти. Впрочем, тестовое содержание лекций должно быть также доступно учащемуся.

Методические требования предполагают необходимость: учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов обработки информации.

Технические требования к программным средствам учебного назначения (далее ПС УН). Для эффективного использования ПС УН в учебно-воспитательном процессе важно не только его содержание, но и технические параметры.

Основные требования при этом таковы:

- наличие упрощенного варианта (например, возможность работы с отключенными рисунками);

- скорость загрузки («легкость» в Мбайтах текста и графики, оптимальный объем).

- доступность с различных моделей ПК, в любое время, простота навигации, возможность доступа через информационно-поисковые системы;

- высокая степень интерактивности;

- использование оптимального и современного инструментария для создания;

- качественность программной реализации, включая поведение при запуске параллельных приложений, скорость ответа на запросы, корректность работы с периферийными устройствами;

- адекватность использования средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа-компонентов;

- обеспечение устойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя.[2]

Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных ресурсов обусловливают необходимость:

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;

- обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с электронным ресурсом;

- устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране.

Эстетические требования устанавливают: соответствие эстетического оформления функциональному назначению ресурса; соответствие цветового колорита назначению и эргономическим требованиям; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов.


Глава 2. Электронные образовательные ресурсы на уроках информатики 2.1.Создание и применение электронных образовательных ресурсов

Рассмотрим задания, разработанные с помощью сервиса LearningApps.org.
LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а именно - интерактивность.[4]

Этот сервис позволяет создавать ЭОР различной сложности: кроссворды, викторины, пазлы, вставки в текст, общие доски и т.д. В том числе можно создавать простые тесты, задания на соответствие для самопроверки знаний.(Рис.1)


Рис.1. Вид главной страницы сервиса

Создадим наше первое задание, а именно задание на соответствие.(Рис.2)



Рис.2. Создание задания

Наше задание будет содержать текст и картинку, которые нужно сопоставить.(Рис.3)

Рис.3. Процедура создания задания

После того как все необходимое добавлено, мы можем просмотреть получившийся результат перед сохранением.(Рис.4)

Рис.4. Предварительный просмотр


Рис.5. Результат

Это задание может быть использовано на этапе рефлексии во время изучения темы «Информация вокруг нас» в 5 классе.

Создадим еще одно задание, а именно кроссворд для 5 класса на тему «Виды информации по форме представления».(Рис.6)

Рис.6. Создание кроссворда

Добавляем вопросы и ответы для кроссворда.(Рис.7)

Рис.7. Создание кроссворда

Предварительный просмотр получившегося результата.(Рис.8)

Рис.8. Предварительный просмотр

Вводим ответы для проверки кроссворда.(Рис.9)

Рис.9. Проверка работы кроссворда

Проверяем(Рис.10)

Рис.10. Результат работы

Данную разработку также можно использовать на этапе рефлексии во время изучения темы «Информация вокруг нас» в 5 классе.

Сервис позволяет работать в режиме онлайн, создавать и хранить задания. Выдает коды для импорта заданий на веб-страницы. Разрешает использовать различные варианты постановки заданий (тексты, иллюстрации, видео и аудио ресурсы). Обеспечивает обратную связь в виде комментариев правильных и неправильных ответов, за задание различной сложности можно давать различные баллы.

Интерфейс сервиса интуитивно понятен, есть возможность вырезки иллюстраций по площади, а видео по времени. Однако нет автоматизированного подсчета баллов и возможности вывода на печать. Подобного рода тесты-тренажеры можно использовать для самопроверки знаний. Данный сервис очень удобен для проверки знаний.























Заключение

На сегодняшний момент одним из перспективных направлений в преподавании информатики может стать комплексный подход к использованию ЭОР на уроках..

Использование ЭОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.

На уроке с использованием ЭОР учитель является организатором всего урока и консультантом. ЭОР не заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогической деятельности.

Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся. Именно поэтому важно уметь создавать ЭОР самому учителю..

В курсовой работе рассмотрены электронные образовательные ресурсы и их виды, требования к электронным образовательным ресурсам, а также процесс создания ЭОР с помощью онлайн сервиса LearningApps.org.











Список литературы

1. Буханцева Н.В .Электронные ресурсы : технологии разработки и взаимодействия М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос.образоват. учреждение высш. проф. образования "Волгогр. гос. ун-т". - Волгоград : Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2008. - 402 с.

2. Доронина Е. В. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики. Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 47-51.

3. Ившина Г. В. Разработка электронных образовательных ресурсов: мониторинг качества и внедрение. Учебно-методическое пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы». — Казань: КГУ, 2008.—97с.

4. Косичкина А. С. Особенности проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов для образовательной организации Молодой ученый.—2016.—№27.—С.23-27.













Приложение

Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 5 класс. ФГОС.

Информация вокруг нас.

Цели урока:

- рассмотрение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе;

- знакомство учащихся со структурой учебника, со способами доступа к электронному приложению к учебнику, а также к ресурсам Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;

- обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира;

- знакомство учащихся с видами информации по форме еѐ представления;

- расширение представлений учащихся об информационной деятельности



Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент


Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма


2

Запись домашнего задания.

§ 1


Работа с дневниками

3

Инструктаж ТБ

Просмотр видео ролика и росписи в журнале.

Смотрят, обсуждают, расписываются в журнале регистрации первичного инструктажа.

Личностные УУД:

- приобретение навыков безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе.

4

Формулирование темы и целей урока

Человек видит, слышит, чувствует, приобретает знания от учителя, сведения из книг,

узнает новости по телевизору, радио, от людей, с которыми общается.

Что при этом человек получает?

- В мире много информации?

-Тема урока

- Какова цель урока?


- он получает информацию;






- да;

-« Информация вокруг нас»

- повторить как человек получает информацию, какая она бывает, что с ней делают

Регулятивные УУД:

- развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные УУД:

- развитие читательских навыков,

-поиск и выделение и необходимой

информации;

-анализ объектов с целью выделения

признаков (существенных, несущественных);


Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов

-умение с достаточно полнотой и

точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями

коммуникации; владение монологической и

диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

Действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания ,самопознание и самоопределение.


5

Изучение нового материала

- Что такое информация?

- Запиши в тетрадь

-Вспомни виды информации по способу восприятия?

-С помощью какого органа чувств человек получает информации больше всего?

-Информация в мире животных

- Для получения более точной информации человек использует различные устройства и приборы. Вспомни их название и назначение.

-Какая бывает информация по форме представления? Рассмотри таблицу в учебнике. Запомни. С. 7-8

-Назови действия с информацией.

- Это информационные процессы

-Какая наука изучает информационные процессы?

- это знания и сведения об окружающем нас мире, полученные из разных источников.

- зрительная, обонятельная, осязательная, звуковая, вкусовая( просмотр клипа «Классификация информации»)

- с помощью зрения ( просмотр клипа «Соотношение видов информации»)

-просмотр клипа «Животные и информация»


- рассматривают рисунки, называют инструменты и их назначение;



- работа с учебником, называют текстовую, графическую, числовую, звуковую, видео информацию

- Поиск информации, хранение информации, обработка информации,

передача информации

- делают запись в тетради


- информатика( читают с экрана)

6

Компьютерный практикум

- выполни задание на компьютере

- Собери клавиатуру

Личностные УУД:

- умение управлять экранными объектами

- знакомство с клавиатурой

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, развитие диалогической речи

7

Итоги урока, рефлексия

Найти соответствия

https://learningapps.org/4046211

Кроссворд

https://learningapps.org/4046327

Выполняют задания

Личностные УУД:

- развитие самооценки