Создание педагогически комфортной и безопасной среды
в образовательной организации.
Краснослободцева Людмила Ивановна
педагог-психолог ГБОУ «Гимназия №7 имени В.И.Великого»
[email protected]
Ключевые слова: образовательная среда, категории образовательной среды, безопасность, комфорт, критерии психологической безопасности, факторы риска, психологическое сопровождение, условия и факторы создания психологического комфорта
Цель: содействие формированию и развитию психологической компетенции участников образовательного процесса, создание в образовательном учреждении условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной для формирования личности обучающихся.
Задачи:
- выработка системы согласованных взглядов и представлений педагогов, родителей и обучающихся на образовательную среду школы с целью гармонизации процессов обучения и социализации участников образовательной среды;
- систематическое отслеживание педагогического и социально-психологического климата и комфортности образовательной среды, динамики психологического развития каждого обучающегося в процессе школьного обучения;
- развитие психологической компетенции педагогов, обучающихся и их родителей;
- оказание необходимой психологической поддержки обучающимся, педагогам, родителям;
- разработка рекомендаций по организации комфортной и безопасной среды в образовательном учреждении.
Проблема безопасности и комфортности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной и является одним из самых важных условий для успешного учебного процесса, для формирования личности обучающихся.
Создание педагогически безопасной и комфортной образовательной среды – это система взглядов, направленных на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия.
Важным условием, придающим образовательной среде развивающий характер, является ее психологическая безопасность. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле – это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы практической психологии в образовании.
Основные направления психолого-педагогического и методического сопровождения:
-психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций;
-психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
-коррекционно-развивающая работа с обучающимися;
-психологическая диагностика детей и обучающихся;
-психологическое просвещение субъектов образовательного процесса;
-психопрофилактика.
Принципы работы:
1. Принцип опоры на развивающее образование и воспитание;
2. Принцип психологической защиты личности;
3.Принцип помощи в формировании социально-психологической умелости;
4. Принцип добровольности в принятии психологической помощи
Ожидаемые результаты:
создание условий для психологически безопасной и комфортной образовательной среды образовательного учреждения;
снижение у обучающихся уровня тревожности, агрессии - вербальной и физической;
овладение участниками образовательного процесса навыками саморегуляции в стрессовых и конфликтных ситуациях;
улучшение социально-психологического климата внутри классных коллективов.
Литература
1. Алябьев С. В. Психологический мониторинг. Школьный психолог//Приложение к газете ”Первое сентября”/ С. В. Алябьев. – М.: 2007. - №35.- С.18-19.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания. Дисс. докт. психол. наук/ И. А. Баева. – СПб., 2002.
3. Рубцов В.В., Улановская И.М., Яркина О.В. Психологический климат как характеристика образовательной среды школы // Экспериментальные площадки в московском образовании/ В. В. Рубцов, И. М. Улановская, О. В. Яркина. - Вып. 2.- М.: МИПКРО, -1998.