Озерова Юлия Александровна, учитель начальных классов
Тема: Создание предметно-развивающей среды в кабинете начальной школы
Цели работы:
Общие:
- формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивый интерес к ней
- формировать умение организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- формировать умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Частные:
- формировать умение создавать в кабинете предметно-развивающую среду
Задание № 1. Проанализируйте предметно-развивающую среду в кабинете с учетом требований нормативных документов и особенностей образовательного учреждения по схеме:
Схема анализа работы по оборудованию и оснащению кабинета
Кабинет предназначен для организации учебного процесса учащихся начальных классов (1-4 классов), включающего проведение: учебных занятий; развивающих занятий в группе продлённого дня; индивидуальной работы с учащимися; классных часов, досуга учащихся во время перемен и после занятий.
Работа кабинета регулируется следующими документами: СанПиН, ФГОС
Цель работы кабинета: создание оптимальных условий для организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования.
Задачи работы кабинета:
Организация работы по оснащению кабинета в в соответствии с требованиями Минобрнауки России;
Совершенствование научно-методической, дидактической базы кабинета путем самостоятельного создания педагогом раздаточного и стендового демонстрационного материала для учащихся в соответствии с программами;
Систематизация материала для организации внеурочной деятельности.
Основными направлениями деятельности работы кабинета являются: создание здоровьесберегающей образовательной среды, дидактическое обеспечение учебных занятий, создание развивающей образовательной среды.
По первому направлению в течение 2021-2022 учебного года были проведены следующие мероприятия: приобретены регулируемые с учетом роста учащихся парты и стулья, что способствовало сохранению осанки учащихся. Установка жалюзи позволила создать световые комфортные условия и содействовала регулированию светового режима. Над доской были установлены софиты, что способствовало сохранению зрения учащихся.
Таким образом, данные изменения способствовали сохранению физического здоровья учащихся, в том числе осанки, зрения; созданию надлежащих санитарно-гигиенических условий.
В то же время не решенной остаётся проблема замены окон. Необходимо поставить пластиковые окна, что облегчит возможность проветривания кабинета и обеспечит более высокую звукоизоляцию и светопроницаемость, повысит соблюдение правил техники безопасности.
По второму направлению в течение прошлого учебного года были разработаны следующие дидактические материалы: по темам, изучаемым на уроках русского языка, литературы, математики, окружающего мира, которые позволяют учитывать особенности восприятия информации на этапе изучения новых знаний и способов действий с учетом различного уровня обучаемости учащихся; комплекты для развития познавательных интересов учащихся и организации индивидуальной работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению отдельных предметов; разноуровневые дидактические материалы к урокам русского языка и математики. С целью формирования и развития навыков работы с текстами подготовлены тестовые контролирующие материалы по темам, включенным для изучения на уроках литературного чтения.
Таким образом, использование в учебном процессе данного дидактического материала позволило добиться более высокого уровня обучаемости учащихся.
В перспективе потребуется разработка дидактического материала, направленного на развитие логического мышления: умение анализировать, выделять главное, делать выводы, материалов для развития объема вербальной памяти учащихся.
По третьему направлению систематически обновлялся стенд «Это интересно» с материалами, содействующими развитию познавательной активности учащихся (материал обновлялся 1 раз в месяц). В то же время этого недостаточно. Необходимо привлекать учащихся к обновлению стендовых материалов. Приобретенные мультимедийная установка, экспозиционный экран, DVD проигрыватель дают возможность использовать в учебном процессе информационные технологии и электронные образовательные ресурсы.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что данные направления работы кабинета актуальны и в следующем учебном году необходимо направить усилия на решение следующих задач:
Создать комфортные санитарно-гигиенические условия, соответствующие возрастным особенностям учащихся начальных классов.
Организовать дидактическое сопровождение учебных занятий на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения.
Систематически обновлять стендовые материалы кабинета для создания развивающей среды.
Содействовать формированию эстетической культуры личности.
Задание №2. Проект развития предметно-развивающей среды в кабинете с учетом требований нормативных документов и особенностей образовательного учреждения:
План развития кабинета
Направления деятельности | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Создание здоровьесберегающей образовательной среды | маркировка парт, укрепление карнизов для штор. Утепление оконных рам. | генеральная уборка кабинета | генеральная уборка кабинета. Подготовка к косметическому ремонту. | косметический ремонт |
Дидактическое обеспечение учебных занятий | оформление уголка по ПДД, оформление кабинета к началу учебного года. Организация и проведение родительского собрания. приобретение учебных пособий для начальной школы. | продолжить работу по накоплению раздаточного материала по математике для устных вычислений. Пополнить демонстрационный материал по всем предметам. | организация мероприятий в период школьных каникул. Пополнить классную библиотеку для внеклассного чтения. | систематизация и накопление материалов для проведение уроков с использованием ИКТ. Оформление итоговой выставки достижений учащихся. Организация и проведение родительского собрания. |
Создание развивающей образовательной среды | классные часы по плану воспитательной работы. Работа кружков и объединений. Родительское собрание. Комплексная оценка готовности к школе. Классные часы. | классные часы по плану. Работа кружков и объединений оп плану. Род. Собрание «Успехи ребенка в школе». Встреча родителей с соц.педагогом. | работа кружков по плану. Классные часы. | работа кружков по плану. Классные часы. Выставка достижений учащихся. Родительское собрание: «Права ребенка, обязанности родителей». |