СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание системы духовно-нравственного воспитания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы знаем, что ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко воспитание личности и духовно-нравственное развитие происходит в сфере образования.

Просмотр содержимого документа
«Создание системы духовно-нравственного воспитания»

Создание системы духовно-нравственного воспитания

Громак Надежда Ивановна,

заведующий отделом анализа и

методического сопровождения

среднего общего образования

ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»



В настоящее время очень важно создать правильно функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях, систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям формирования личности детей и учащейся молодежи.

Почему важно? Потому что «Детство – не вечное неизменное явление: … оно – иное на каждой стадии исторического развития человечества», – так писал русский философ, педагог и психолог Павел Петрович Блонский.

И рассмотривая социокультурную среду, мы видим:

  • увеличение скорости изменения жизни;

  • быстрое освоение новыми поколениями социального опыта;

  • стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира;

  • обширную, но порой бессистемную информированность практически по любым вопросам;

  • смещение ценностных ориентаций.

Изменения, определяемые новой социальной ситуацией нам демонстрируют:

  • изменения механизмов формирования личности ребенка;

  • изменения в способах деятельности – Интернет, стал инструментом для решения различных задач;

  • появление новых форм развития взаимоотношений с окружающими людьми, в том числе и негативного агрессивного поведения.

Мы знаем, что ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко воспитание личности и духовно-нравственное развитие происходит в сфере образования.

В Русском мире органы государственной власти и местного самоуправления, общественные институты уделяют должное внимание подрастающему поколению.

Особый пример – Международные Рождественские образовательные чтения – это крупнейший церковно-общественный форум, уникальное по значимости явление в сфере образования, культуры, социального служения, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания и других значимых направлений общественной и церковной жизни.

Я говорю об этом с уверенностью, потому что дважды принимала участие в их работе.

СЛАЙД 6

«Молодежь: свобода и ответственность» – тема будущих XXVII Международных Рождественских образовательных чтений (27-31.01.2019 г.).

18 сентября 2018 года в Москве прошло второе заседание Оргкомитета XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, в ходе которого Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Валентина Переверзева, приветствуя участников заседания, подчеркнула: «Для нас Рождественские чтения важное образовательное мероприятие, одно из немногих, где основное внимание уделено обсуждению путей развития духовно-нравственного развития подрастающего поколения».

24 января 2018 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось торжественное открытие XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». Возглавил председатель Международных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который в своем приветственном слове сказал: «Все большую значимость имеет работа Межрелигиозного совета России, где мы регулярно встречаемся и обсуждаем волнующие нас вопросы. Межрелигиозное сотрудничество исполнено духа добрососедства, взаимного уважения и мира, который на протяжении веков царит между традиционными религиями нашей страны».

И как результат, одним из примеров служит учебный предмет, включённый Министерством образования и науки России в школьную программу – Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в качестве федерального компонента.

Предмет включает шесть модулей:

  • основы православной культуры;

  • основы исламской культуры;

  • основы буддийской культуры;

  • основы иудейской культуры;

  • основы мировых религиозных культур;

  • основы светской этики,

из которых учащиеся по заявлениям их родителей выбирают один для изучения.

В рамках преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» не предусматривается преподавание вероучения. Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов.

В 2019 году в седьмой раз пройдут и ставшие уже традиционными Рождественские Парламентские встречи, их проведение в соответствии с очередностью запланировано в Государственной Думе.

Такой пример взаимодействия в Русском мире достоин подражанию. Материалы Рождественских чтений доступны в сети Интернет и мы можем их использовать, выстраивая систему духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике.

В нашей молодой республике постепенно формируется комплекс правового, организационно-методического, информационно-просветительского сопровождения развития духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения, который представлен в

  • Государственных образовательных стандартах

  • Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики

  • программе образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» для учащихся 1-11 классов.

Расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей предусмотрено в указанной Концепции.

Наш Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования осуществляет научно-методическое сопровождение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей и учащейся молодежи и преподавание учебных предметов, факультативных курсов духовно-нравственного направления.

Например, Программа курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» вот уже третий год успешно реализуется общеобразовательными организациями Донецкой Народной Республики. За это время педагогами разработаны целые учебно-методические комплексы, открывающие богатейшие возможности для реализации задач, выдвигаемых к курсу государством и обществом.

В системе урочной и внеурочной деятельности реализуются современные подходы к преподаванию курса, найдены новые формы групповой и массовой работы с обучающимися, используются инновационные педагогические технологии.

Воспитание и развитие гражданина Донецкой Народной Республики – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности.

Практика работы показала, что большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют внеклассные мероприятия и учебные предметы гуманитарной и эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета.

Каждый предмет имеет свои способы и особенности реализации воспитательного аспекта.

В нашей республике постепенно, по желанию учащихся и на основании заявлений родителей, входит преподавание факультативного курса «Библейская история и христианская этика» в 1-11 классах. Программа утверждена и рекомендована для изучения Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики. Наибольшее количество желающих изучать Библейскую историю и христианскую этику в городах: Горловка, Снежное, Шахтерск.

Комплексный подход к духовно-нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию в Донецкой школе №72, где преподается христианская этика в разных аспектах:

  • факультативы «Библейская история и христианская этика» в 1-4 классах;

  • «Основы православной культуры» в 5-7 классах;

  • «История православия Древней Руси» в 8-9 классах.

Причем авторами программ последних – являются учителя этой же школы.

Примером организационно-функциональной системы духовно-нравственного развития детей и учащейся молодежи на муниципальном уровне может служить практика взаимодействия органов местного самоуправления, образовательных организаций и православной церкви в городах Горловка, Донецк, Снежное.

Например, 19 апреля 2018 года в помещении МОУ СШ №1Снежное состоялся семинар руководителей общеобразовательных учреждений «Формирование гражданских, духовно-нравственных качеств обучающихся на занятиях спецкурса «Библейская история и христианская этика».

В работе семинара приняли участие:

  • заместитель главы администрации и начальник отдела образования администрации г. Снежное;

  • руководитель сектора религиозного образования, катехизации и миссионерства Донецкой епархии и благочинный Снежнянского округа;

  • руководители городских образовательных учреждений, педагоги, родители.

Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках Государственного образовательного стандарта включает организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети и подростки привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это способствует формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения.

И как пример, в Новоазовском районе традиционными стали научно-практические конференции:

«Духовно-нравственные ценности - от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему», которая объединила органы местного самоуправления, педагогов, учащихся и родителей образовательных организаций района.

В очном этапе конференции приняли участие лучшие работы по следующим темам:

  • «Крепкая семья – сильное государство»

  • «Семейные ценности»

  • «Мир состоит из храмов души человеческой»

  • «Формирование идеалов подрастающего поколения на примерах жизни выдающихся личностей ДНР»

  • «Духовные ценности русского народа»

  • «Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье»

  • «Семья приносит счастье»

Научно – практическая конференция «Лихачёвские чтения».

Тематическое содержание – «Идеи Д.С. Лихачева и современность»

Творческая работа представляет собой исследование, в котором автор развивает конкретное положение из научного и общественно-политического наследия академика Д.С. Лихачева, сформулированное в одной из нижеприведенных цитат:

  • «В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».

  • «Народ спасет культура… Культура – основа всех наших движений и успехов».

  • «Ценности культуры не стареют. Искусство не знает старения. Истинно прекрасное остается прекрасным всегда».

  • «Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя».

  • «Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель».

Духовно-нравственное воспитание в школьном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми – наша общая задача.

Современная система духовно-нравственного, гражданско- патриотического воспитания в Донецкой Народной Республике – плод усилий государственной власти и всех сторон, вовлеченных в образовательный процесс.

От способности взаимодействовать друг с другом, слышать и отвечать друг другу, реагировать на изменения современного мира и, в то же время, бережно хранить свою интеллектуальную, духовную традицию во многом зависит будущее нашего общества, родной культуры, которая через просвещение закладывала прочный нравственный фундамент гармоничных взаимоотношений в обществе.

Желаю всем педагогическим работникам конструктивных дискуссий, новых познаний и открытий на своем профессиональном поприще.