СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Создание условий для получения качественного образования учащихся с различными образовательными потребностями на уроках математики и русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление на рмо учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
««Создание условий для получения качественного образования учащихся с различными образовательными потребностями на уроках математики и русского языка»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Красноармейска Саратовской области имени Героя Советского Союза Танцорова Г.В.»















Выступление на РМО учителей начальных классов на тему:


«Создание условий для получения качественного образования учащихся

с различными образовательными потребностями

на уроках математики и русского языка»












Подготовила

Хохлова Екатерина Владимировна

учитель начальных классов

1 квалификационная категория












Март 2024

«Надо беречь детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, через неповторимое детское

творчество – путь к сердцу ребёнка»

В. Сухомлинский.

Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребёнка качественным образованием на первой ступени обучения. Качество образования – это то, что требует постоянной работы, совершенствования, необходимости успевать идти «в ногу со временем».

Учитель начальных классов закладывает фундамент знаний для дальнейшего обучения учащихся, поэтому большая ответственность ложится на первого учителя.

Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели  качества знаний состоят:

-из высокого уровня профессионализма педагогов;

- из материально – технического обеспечения образовательного учреждения;

-  из создания комфортности в обучении учащихся, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний обучаемых.

-мотивации к обучению.

Причинами низкой  мотивации  можно назвать следующие:

- отсутствие у учеников видения перспективы применения своих знаний в будущей жизни;

- пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

- слабый контроль за успеваемостью детей

- нежелание соблюдать требования и рекомендации педагогов

- отсутствие контроля выполнения домашнего задания со стороны родителей.

        Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы.

Особыми можно назвать образовательные потребности одаренных детей, детей с нарушениями в поведении, педагогически запущенных детей,  леворуких  детей, детей с инвалидностью,  нуждающихся  в индивидуальных образовательных маршрутах.    

Таким образом, одной из важнейших проблем современной педагогики является поиск путей поддержки и сопровождения детей с особыми потребностями, позволяющими обеспечить доступность получения ими качественного образования. 

Как же повысить качество образовательного процесса в начальной школе, какие технологии при этом лучше применить?

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра, которая помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами.  

Чтобы развивать у детей коммуникативные качества, активно использовать на уроках групповые формы работы,  работу в парах. Групповая работа предусматривает разные роли:  и лидера,  и подчиненного, учит терпимому дружелюбному отношению друг к другу, умению слушать, соглашаться  с мнением одноклассников или предложить свой взгляд на ту или иную проблему. Например, на уроках математики при изучении темы «Длина» дети измеряют выданные им предметы, фиксируют результаты  в таблицу, выбирают самый маленький и самый большой предмет.

При изучении нового материала особенно актуально применять технологию проблемного обучения. Материал, который даётся в готовом виде,  менее интересен детям. Гораздо лучше, если ученики  сами сделают пусть маленькое, но самостоятельное открытие. Например, на уроке русского языка при изучении темы «Окончание», учащимся можно дать предложение, где окончания в словах  записаны  неправильно. Ставится проблема, что надо сделать, чтобы в предложении появилась связь. Дети исправляют  слова и выясняют,  что изменяли они окончания, и что окончания служит для связи слов в предложении.

Для развития  познавательной творческой  активности  учащихся  использую проектно-исследовательскую  деятельность. Её я применяю  чаще всего после изучения какого-либо раздела или большой темы, во внеурочной деятельности.

Использование современных приёмов помогают обобщить и лучше запомнить учебный материал.

         В своей практике для предупреждения неуспеваемости я применяю технологии уровневой дифференциации. Надо помнить,  все дети разные, и простое задание для одного ученика, может быть трудным для другого.

Также следует помнить о процессе оценивания знаний. К этому вопросу подхожу серьёзно. Думаю, что оценивание  оказывает большое влияние на отношение к  учебному предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Здесь важна справедливая оценка ответу ученика. Надо, чтобы ребёнок услышал комментарий к своей отметке, понял, что учитель искренне радуется его успехам. Учу детей  самих оценивать свою работу и работу одноклассников. На каждом уроке организую самопроверку или взаимопроверку. На этапе рефлексии вижу, кто хорошо усвоил материал, а кому ещё требуется объяснение.

Большое внимание  уделяю сохранению здоровья обучающихся, применяю с этой целью здоровьесберегающие технологииРезультатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения. Чтобы ребёнок с желанием отдыхал на уроках, часто провожу игровые разминки под музыку,  использую  и готовые, которых огромное множество в интернете. Каждый день  перед  началом уроков проводим зарядку, на классных часах беседуем о правилах гигиены, ведении здорового образа жизни.

Важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века  играет информатизация начальной школы. ИКТ  усиливают образовательный эффект,  повышают  качество усвоения материала, активизируют  познавательную сферу  обучающихся, дают положительную мотивацию обучения, помогают осуществлять проектную  деятельность младших школьников. При этом надо помнить, что использовать ИКТ в начальной школе надо не более 5-7 минут. Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет  решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников. В своей практике использую тренажёры, презентации, электронные приложения к учебникам, видеофильмы, которые  помогают разнообразить урок, вызывают большой интерес и эмоциональный отклик у учащихся.

Из всего сказанного можно сделать соответствующие выводы.

 Чтобы повысить качество образования следует:

- улучшать процессы преподавания и обучения;

- чётко регламентировать урок по времени и длительности деятельности обучающего и обучаемых;

- использовать разнообразные методики, приёмы  и технологии; 

- применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.









Список литературы

1.Анашкина, И.В. Активные и интерактивные формы обучения [Текст]: методические рекомендации / И.В. Анашкина. – Тамбов: Изд-во ООО Орион, 2011.

2. Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст:] учеб.-метод. пособие/ Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.

3.Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — с. 3–12.

4.Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с. (Серия «Новые стандарты»).




























Доброе утро, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления Создание условий для получения качественного образования учащихся с различными образовательными потребностями на уроках математики и русского языка.

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической  деятельности огромные объёмы информации.

Признавая урок в качестве основной формы обучения,  мы  постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.


Качество образования – это то, что требует постоянной работы, совершенствования, необходимости успевать идти «в ногу со временем». Это не просто количество четверок и пятерок в журнале за контрольную работу, это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность. 

Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели  качества знаний состоят:

-из высокого уровня профессионализма педагогов;

- из материально – технического обеспечения образовательного учреждения;

-  из создания комфортности в обучении учащихся, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний обучаемых.

-мотивации к обучению.

Причинами низкой  мотивации  можно назвать следующие:

- отсутствие у учеников видения перспективы применения своих знаний в будущей жизни;

- пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

- слабый контроль за успеваемостью детей

- нежелание соблюдать требования и рекомендации педагогов

- отсутствие контроля выполнения домашнего задания со стороны родителей.

             Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы.

Особыми можно назвать образовательные потребности одаренных детей, детей с нарушениями в поведении, педагогически запущенных детей,

 леворуких  детей, детей с инвалидностью,  нуждающихся  в индивидуальных образовательных маршрутах.    

Таким образом, одной из важнейших проблем современной педагогики является поиск путей поддержки и сопровождения детей с особыми потребностями, позволяющими обеспечить доступность получения ими качественного образования. 


Работая со своими ребятами не один год, я пришла к выводу,

что необходимо применение активных форм уроков и методов обучения, составляющая часть которых – игровые технологии обучения.

 - игры отбираются и конструируются в согласовании с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков;

- употребляются в сочетании с другими формами, способами и приемами, эффективными при изучении нового материала;

- правильно организуются;

- соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;


Чтобы развивать у детей коммуникативные качества, активно использую на уроках групповые формы работы,  работу в парах. Групповая работа предусматривает разные роли:  и лидера,  и подчиненного, учит терпимому дружелюбному отношению друг к другу, умению слушать, соглашаться  с мнением одноклассников или предложить свой взгляд на ту или иную проблему.



При изучении нового материала особенно актуально применять технологию проблемного обучения. Материал, который даётся в готовом виде,  менее интересен детям. Гораздо лучше, если ученики  сами сделают пусть маленькое, но самостоятельное открытие.

Например, на уроке русского языка при изучении темы «Окончание», учащимся можно дать предложение, где окончания в словах  записаны  неправильно. Ставится проблема, что надо сделать, чтобы в предложении появилась связь. Дети исправляют  слова и выясняют,  что изменяли они окончания, и что окончания служит для связи слов в предложении.


В своей практике для предупреждения неуспеваемости  я применяю технологии уровневой дифференциации. Надо помнить,  все дети разные, и простое задание для одного ученика, может быть трудным для другого. ( карточки, вклейки в тетрадь напр

Также следует помнить о процессе оценивания знаний. Думаю, что оценивание  оказывает большое влияние на отношение к  учебному предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Здесь важна справедливая оценка ответу ученика. Надо, чтобы ребёнок услышал комментарий к своей отметке, понял, что учитель искренне радуется его успехам. ПЕЧАТИ

Учу детей  самих оценивать свою работу и работу одноклассников. На каждом уроке организую самопроверку или взаимопроверку.

На этапе рефлексии вижу, кто хорошо усвоил материал, а кому ещё требуется объяснение.






Важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века  играет информатизация начальной школы.

ИКТ  усиливают образовательный эффект,  повышают  качество усвоения материала, активизируют  познавательную сферу  обучающихся, дают положительную мотивацию обучения, помогают осуществлять проектную  деятельность младших школьников. 

При этом надо помнить, что использовать ИКТ в начальной школе надо не более 5-7 минут. 

Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет  решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

В своей практике использую тренажёры, презентации, электронные приложения к учебникам, видеофильмы, которые  помогают разнообразить урок, вызывают большой интерес и эмоциональный отклик у учащихся.

Из всего сказанного можно сделать соответствующие выводы.

 Чтобы повысить качество образования следует:

- улучшать процессы преподавания и обучения;

- чётко регламентировать урок по времени и длительности деятельности обучающего и обучаемых;

- использовать разнообразные методики, приёмы  и технологии; 

- применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.

И своё выступление хочу закончить так:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век 21-век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 


13