Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №75/62 г. Пензы»
«Создание Клуба
Любителей музыки»
(творческий проект)
Проект выполнен:
Брунчук Марина 9 «А»
Денисова Ольга 9 «А»
Иванова Валерия 9 «А»
Руководитель проекта:
Лабазина Т.М., учитель музыки
МБОУ СОШ «Средняя
общеобразовательная
школа №75/62 г. Пензы»
г.Пенза 2013г.
Содержание
1. | Пояснительная записка. | 4 |
2. | Концепция проекта. | 6 |
3. | Теоретическая часть. Становление музыкальных клубов в России. | 7 |
4. 4.1. 4.2. 4.3. | Практическая часть: Механизм реализации проекта. Календарный план проекта «Клуб любителей музыки». Результаты проектной деятельности. | 10 11 12 19 |
5. | Заключение. | 21 |
6. | Список использованных источников | 22 |
7. | Приложения: Приложение 1 «Результаты опроса обучающихся до музыкальных встреч в «Клубе любителей музыки». Приложение 2 «Результаты опроса после музыкальных встреч».
Прил Приложение 3 «Интервью зрителей после посещения «Клуба любителей музыки». Приложение 4 «Анкета участников проекта». Приложение 5 «Оценивание результативности участника проектной группы». Приложение 6 «Проблемы проекта и пути их преодоления». | 23 23 24 25 27 31 32 |
Данный проект является:
по направлениям: творческим
по предметной области: метапредметным
по срокам реализации: долгосрочным
по количеству участников: групповым
по возрастным характеристикам: разновозрастным.
1.Пояснительная записка
В настоящее время общество нуждается не только в умных, но и всесторонне развитых молодых людях, которые способны самостоятельно принимать решения, творчески и неординарно мыслить. Этому необходимо начинать учить детей в раннем возрасте. Каждый ребенок уникален и талантлив. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, фантазировать, выдумывать, перевоплощаться. Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. В развитии творческих способностей важную роль играет воображение и интуиция, неосознанные компоненты умственной активности, а также потребность личности в самореализации и самоактуализации, то есть в стремлении к выявлению и наиболее полному использованию своих созидательных возможностей.
Задача педагога – проявлять внимание ко всем видам творчества детей, оберегать их от насилия: духовного, душевного, телесного. Защитить обучающихся – значит создать условия для их творческого самовыражения, развития их духовных и творческих сил.
Результаты многочисленных наблюдений показывают существование у современных детей и подростков устойчивой тенденции к снижению интереса к чтению и развитию своих природных творческих способностей. Нам, же хочется, чтобы ребята развивали в себе именно творческие наклонности: учились петь, танцевать, не стеснялись фантазировать, перевоплощаться в различных персонажей, уверенно чувствовать себя на публике, то есть развивались гармонично.
В современной педагогике музыкальная деятельность признана перспективным направлением в развитии духовного мира и творческих способностей детей и подростков. Школам для этого необходимо создавать соответствующие условия.
Доказано, что занятия музыкальной деятельностью способствуют развитию исполнительского и актерского мастерства, эстетического вкуса, развивают творческое воображение, фантазию и ассоциативное мышление школьников. Дети учатся высказывать свое мнение и предлагать свои варианты решения той или иной проблемы, начинают импровизировать, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума. Занятия музыкальных кружках, клубах – это и решение проблемы свободного времени обучающихся, их досуга. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развить свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым расширить свой круг общения.
Внедрение в создание "Клуба любителей музыки » исследовательской и проектной технологии позволило активизировать познавательные, интеллектуальные, исследовательские способности обучающихся, углубить знания по предмету и смежным наукам, расширить общий кругозор, а также дало возможность получить ответ на вопрос о целесообразности создания в школе «Клуба любителей музыки»
В ходе проведенного проекта ребятам представилась возможность не только проявить свои творческие способности и заявить о себе, но и овладеть навыками проектной технологии, а также расширить свой кругозор - изучить вопросы становления клубов любителей музыки в России: от рождения до современного состояния.
2. Концепция проекта
Цель проекта:
Поскольку целью проекта «Создание Клуба любителей музыки» является создание условий для творческой самореализации обучающихся, то для ее достижения необходимо решить следующие
задачи:
заинтересовать учащихся музыкальной деятельностью;
содействовать раскрытию творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся;
развивать проектные и исследовательские умения и навыки;
способствовать самоутверждению учащихся.
Новизна проекта и проведенных исследований заключается в следующем:
1. Определены показатели готовности обучающихся к участию в музыкальной деятельности.
Разработана программа организации музыкальной деятельности школьников, учитывающая интегрированный характер данной деятельности и основанная на модульной технологии обучения.
Уточнены сущность и целесообразность музыкальной деятельности учителя музыки в контексте его профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы этапы становления и развития клубов любителей музыки в России XVIII-XX вв.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты обеспечивают учителя музыки обоснованными выводами и рекомендациями по организации и целесообразности музыкальной деятельности школьников.
3.Теоретическая часть.
Становление клубов любителей музыки в России.
На современном этапе развития общества все более осознается важность проблемы воспитания подрастающего поколения. Одним из путей решения данной проблемы является приобщение детей и молодежи к системе общекультурных ценностей через вовлечение в активную музыкальную деятельность, что стимулирует развитие у них чувственной сферы и способствует морально-нравственному становлению.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (2002г.) среди основных принципов государственной политики обозначены: приоритет общечеловеческих ценностей и свободное развитие личности.
Поэтому создание условий для самореализации личности следует считать основным требованием, предъявляемым государством к содержанию образования.
Одним из вариантов выполнения данного требования можно считать привлечение школьников к музыкальной и проектной деятельности, что значительно расширяет возможности воспитания и развития личности ребенка. Включение детей в активную музыкальную, проектную деятельность способствует интенсивному развитию их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей.
Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Клубные учреждения – массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.
Еще с конца 18 века стали возникать клубные формы времяпрепровождения дворян – Английские клубы в Москве и Петербурге для потомственных дворян.
Начало 19 века в России– время развития салонов, кружков, обществ различной направленности (музыкальных, литературных). Предреволюционные процессы изменили коллективные формы дворянского досуга. С целью изыскания средств в дворянские клубы стали допускать представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений : художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и пр.
Начало ХХ века было отмечено расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга (воскресные и вечерние школы, образовательные клубы и кружки, народные университеты), которые могли посещать мещане и рабочие фабрик и заводов. В этой среде стали появляться самодеятельные «общества самообразования рабочих» и первые Народные дома, где силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались творческие драматические и хоровые коллективы.
В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились смотры народного творчества. Сфера досуга этого времени отмечена возросшей посещаемостью клубов.
Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования оказывали содействие в налаживание культурно-досуговой работы.
Во время ВОВ основным содержанием работы клубов стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма. Стали проводиться встречи с фронтовиками, небольшие концерты. Были созданы передвижные учреждения культуры – походные клубы.
Война нанесла огромный ущерб учреждениям культуры, количество клубов сократилось с 1мил. 18тыс. до 9 тыс. 500. По мере освобождения территории восстанавливались и учреждения культуры. Была поставлена задача: при каждом сельсовете – клуб, в каждом районном центре – Дом культуры.
Времена повышенной политической активности при смене режимов (конец 80-х — начало 90-х) привели к активности общества и в сфере искусства. Повсюду возникали клубы любителей чего-нибудь: кино, театра, литературы, интересных встреч, ну и, конечно, музыки.
По-прежнему работают клубы, созданные даже до начала 1980-х. Среди них — Московский молодежный музыкальный клуб Союза композиторов, Клуб любителей камерной музыки ФИАН. К ним присоединились клубы и общества, возникшие в «перестроечное» время: Общество любителей музыки Моцарта, Шубертовское общество, Вагнеровское общество, Клуб Сергея Беринского, клуб «Орфей».
Таланты и поклонники, художник и зритель, артист и зал — проблема встречи искусства с народом. Музыку доносит до слушателя музыкант-исполнитель или непосредственно ее создатель. Процесс общения слушателя с музыкой проходит в различных условиях: в многомиллионной аудитории радио и телевидения, в тысячных аудиториях концертных залов и в салонно-клубных помещениях с десятками слушателей. Соответственно, эффективность общения слушателя с музыкой и исполнителем различна. Композитор Абрам Юсфин убедительно обосновывает тезис о максимальной эффективности клуба любителей музыки как наилучшей формы узнавания и усвоения музыки.
История обществ и клубов любителей музыки восходит к довольно далеким временам и описана, к примеру, в монографии Ольги Гумеровой «Музыкальные общества России», об основательности которой говорит список использованной литературы — почти двести наименований.
В настоящее время функции «печатных органов» и связи любительских объединений выполняют сайты, пока, правда, не у всех клубов имеющиеся. Примеры: Клуб Сергея Бертинского, Клуб любителей русских басов, Клуб Танеева, клуб «Астро».
В заключение хочется сказать о той форме объединения любителей музыки, с которой этот процесс и начался: домашние музыкальные салоны — не закрытые семейные или дружеские музицирования, а встречи, имеющие общественный резонанс.
4. Практическая часть проекта
Клуб любителей музыки – превосходное средство всестороннего эстетического воспитания детей, прекрасный инструмент развития личности.
Возможна ли музыкальная деятельность на школьной сцене? Заинтересует ли подобная деятельность обучающихся, педагогов и общественность? А если заинтересует, то в какой мере? Ответы на эти вопросы мы получили в ходе работы над проектом и по итогам проведенных исследований.
Методы исследования:
анкеты
диагностика
устные опросы, интервью
наблюдение
Проведенные в ходе проекта исследования наглядно показали, что даже единичная проведённая встреча «Современные музыкальные направления» в клубе любителей музыки способствовала повышению у обучающихся интереса к развитию творческих способностей и вовлечению в творческую деятельность и занятиями музыкальной деятельностью, приобретению собственного опыта, а также повышению самооценки и значимости в собственных глазах и глазах социума.
Практическая сторона творческого проекта «Создание клуба любителей музыки» состоит из:
музыкальных встреч: «Современные музыкальные направления», «Истоки народной песни», «Песня в жизни Владимира Высоцкого».
реферата на тему: «Клуб любителей музыки как средство воспитания»;
стенгазета «Клуб любителей музыки»;
стенгазета « Авторская песня»
3-х презентаций («Клуб любителей музыки», к реферату «Клуб любителей музыки как средство воспитания», к защите проекта);
исследований (анкеты, интервью, устные опросы см. Приложение).
Тесное взаимодействие преподавателей и учащихся позволяет повысить уровень знаний и умений последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, занимаясь подборкой методов, приемов и средств педагогического воздействия.
Самым главным достижением проекта можно считать факт пополнения клуба любителей музыки новыми участниками.
4.1. Механизм реализации проекта
Поставленные выше цели и задачи достигаются в шесть этапов.
I этап – подготовительный: Задачи этапа: определиться с темой проекта, создать рабочую группу, уточнить цели и задачи и формировать мотивацию и заинтересованность для участников проекта – задача для педагога.
II этап – планирование: На втором этапе деятельности мы распределяли обязанности, анализировали проблемы, которые могут возникнуть в работе над проектом, определяли источники информации. Особенно плодотворно шла работа над созданием эмблемы и музыкальной встречи клуба любителей музыки» Современные музыкальные направления», так как собственных идей и предложений было великое множество. Нам удалось выбрать самый оптимальный вариант эмблемы и сценария.
III этап деятельности – Выполнение проекта: поиск информации о клубах любителей музыки в России. Нас удивила и заинтересовала информация о становлении клубов любителей музыки в России.
На данном этапе мы учились азам поисковой и исследовательской работы, формировали задачи во время «мозговых штурмов». Кроме этого, мы распределяли свои роли, репетировали вокальные номера.
IV этап Музыкальная встреча «Современные музыкальные направления».
Этот этап был самым волнующим и запоминающимся. Музыкальная встреча с учащимися 7х и их классными руководителями прошла удачно. Мы услышали в свой адрес слова благодарности от школьников и учителей, присутствовавших родителей, а также увидели, что музыкальная деятельность заинтересовала многих девочек и мальчиков нашей школы. Мы просмотрели фотографии своего выступления и проанализировали увиденное. Это было и пробное принятие той ценности, какую несет наш клуб любителей музыки, и ее осмысление.
V этап: Выступление перед учащимися 6х классов .
После удачного выступления мы приняли решение о расширении географии проекта и выступлении перед учащимися 6х классов и их родителями. Было очень приятно наблюдать за горящими глазами и реакцией учащихся во время встречи. Особенно приятно было слышать слова благодарности и восторженные отклики от учащихся и их родителей, учителей.
VI этап: Оценка результатов работы.
После каждой музыкальной встречи , мы просматриваем фотографии очередного выступления и анализировали его. Кроме этого, мы провели социологические исследования о нашей работе и подвели итоги.
4.2. Календарный план проекта
на 2013-2014 уч. год
срок | задачи | ответственные | выход этапа |
11-16 ноября | | руководитель проекта | рабочая группа |
| участники проекта | название темы |
| участники проекта | выдвижение гипотезы |
| рук. проекта | интерес к проекту у ребят |
18- ноября - 24 | | все участники проекта | ответственные |
| все участники | литература |
| участники проекта | сценарий муз. встречи |
| все участники | статьи |
| Марина, Оля | сведения для проекта |
| Виолетта, Валерия | иллюстрации |
| Марина, Оля, Валерия | материал для реферата |
| участники проекта | разучивание ролей |
| Денисова Оля, Брунчук Марина | Вокальные, инструментальные номера |
| все участники | рисунки |
25- ноября - 30 ноября | | все участники | анкеты, диагностика |
| Марина,Динара | реферат |
| Марина, рук. проекта | презентация №1 |
| раб. группа | вокальные, инструментальные номера |
| Оля, Виолетта, | вокальные, танцевальные номера |
1 декабря - 17 декабря | | рук. проекта, Марина, Оля. | презентация №2 |
| рук. проекта | костюмы |
| все участники | отзывы, диагностика |
19декабря | Музыкальная встреча «Современные музыкальные направления» в клубе любителей музыки для учащихся 7х классов. | рук. проекта; рабочая группа | Муз.встреча «Современные музыкальные направления» |
22 Декабря январь 2014г. | | рук. проекта | самоанализ, самооценка |
| рук. проекта | результаты |
обучающихся 6х класса . | рук. проекта; рабочая группа | Муз. встреча «Современные музыкальные направления» |
январь | | рук. проекта; раб. группа | Отзывы учащихся 6х классов и учителей. |
январь | | Марина, Оля рук. проекта | презентация №3 |
6 февраля | представление проекта на МО начальных классов | рук. проекта; раб. группа | выступление |
7-28 февраля | создание сценария к муз-литературной гостиной «Истоки русской народной песни» | Оля, Динара, рук. проекта; | |
1521-28 февраля 1-10 марта | создание сценария создание презентации к муз-литературной гостиной | рР Марина, Оля рук.Марина,Оля. | кккк презентации разработка основных идей; |
12-19 марта | поиск костюмов и аксесуаров для танцев. | Алсу, Аня | костюмы |
21-30 марта | Репетиции концертных номеров | раб. группа | Вок., танцевал. номера |
1 апреля | Приглашение участников русского народного ансамбля в клуб любителей музыки | Аня, Валерия | |
2-9 апреля | Репетиция муз-литературной гостиной | рук. проекта; раб. группа | Вок., танцевал. номера |
10 апреля | Музыкально-литературная гостиная «Истоки русской народной песни» | рук. проекта; раб. группа | Муз-лит. гостиная «Истоки русской народной песни» |
12 апреля | | рук. проекта | самоанализ, самооценка |
13-20 апреля | | рук. проекта | результаты |
21-28 апреля | интервью у учащихся 4-5х классов. | Вика,Динара, Алсу. | Отзывы уч-ся 6х классов и учителей |
29апреля-10 мая | | все участники | отзывы, диагностика |
10-17 мая | | Марина, Оля рук. проекта | презентация |
20 мая | представление проекта на МО начальных классов | рук. проекта; раб. группа | выступление |
Приложение №1
Вопросы анкеты и результаты опроса обучающихся до музыкальной встречи «Современные музыкальные направления» в клубе любителей музыки:
1) Хотели бы вы вступить в клуб любителей музыки?
Варианты ответов: «да»; «нет».
![]()
2) В каком качестве вы бы хотели принять участие: как исполнитель на музыкальном инструменте, исполнитель песен, танцор или как ведущий?
Варианты ответов: «исполнитель на музыкальном инструменте», «исполнитель песен», «исполнитель танцев», «ведущий».
![]()
Приложение №2 Вопросы анкеты и результаты опроса учащихся
после посещения клуба любителей музыки.
1) Понравилась ли вам музыкальная встреча «Современные музыкальные направления» в клубе любителей музыки?
Варианты ответов: «да»; «нет».
![]()
2) Хотели бы вы принять участие в аналогичной музыкальной встречи ?
Варианты ответов: «да»; «нет».
![]()
3) В каком качестве вы бы хотели принять участие: как актер, исполнитель песен, танцор или как ведущий?
Варианты ответов: «актер», «исполнитель песен», «исполнитель танцев», «ведущий».
![]()
17