СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание творческого проекта "Клуб любителей музыки".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект является: по направлениям: творческим по предметной области: метапредметным по срокам реализации: долгосрочным по количеству участников: групповым по возрастным характеристикам: разновозрастным

Просмотр содержимого документа
«Создание творческого проекта "Клуб любителей музыки".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №75/62 г. Пензы»







«Создание Клуба

Любителей музыки»

(творческий проект)






Проект выполнен:

Брунчук Марина 9 «А»

Денисова Ольга 9 «А»

Иванова Валерия 9 «А»


Руководитель проекта:

Лабазина Т.М., учитель музыки

МБОУ СОШ «Средняя

общеобразовательная

школа №75/62 г. Пензы»




г.Пенза 2013г.


Содержание


1.

Пояснительная записка.

4

2.

Концепция проекта.

6

3.

Теоретическая часть.

Становление музыкальных клубов в России.

7

4.

4.1.

4.2.

4.3.

Практическая часть:

  • Механизм реализации проекта.

  • Календарный план проекта «Клуб любителей музыки».

  • Результаты проектной деятельности.

10

11

12

19

5.

Заключение.

21

6.

Список использованных источников

22

7.

Приложения:

Приложение 1 «Результаты опроса обучающихся до музыкальных встреч в «Клубе любителей музыки».

Приложение 2 «Результаты опроса после музыкальных встреч».



Прил Приложение 3 «Интервью зрителей после посещения «Клуба любителей музыки».

Приложение 4 «Анкета участников проекта».

Приложение 5 «Оценивание результативности участника проектной группы».

Приложение 6 «Проблемы проекта и пути их преодоления».

23

23



24

25

27

31


32


Данный проект является:

по направлениям: творческим

по предметной области: метапредметным

по срокам реализации: долгосрочным

по количеству участников: групповым

по возрастным характеристикам: разновозрастным.






1.Пояснительная записка


В настоящее время общество нуждается не только в умных, но и всесторонне развитых молодых людях, которые способны самостоятельно принимать решения, творчески и неординарно мыслить. Этому необходимо начинать учить детей в раннем возрасте. Каждый ребенок уникален и талантлив. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, фантазировать, выдумывать, перевоплощаться. Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. В развитии творческих способностей важную роль играет воображение и интуиция, неосознанные компоненты умственной активности, а также потребность личности в самореализации и самоактуализации, то есть в стремлении к выявлению и наиболее полному использованию своих созидательных возможностей.

Задача педагога – проявлять внимание ко всем видам творчества детей, оберегать их от насилия: духовного, душевного, телесного. Защитить обучающихся – значит создать условия для их творческого самовыражения, развития их духовных и творческих сил.

Результаты многочисленных наблюдений показывают существование у современных детей и подростков устойчивой тенденции к снижению интереса к чтению и развитию своих природных творческих способностей. Нам, же хочется, чтобы ребята развивали в себе именно творческие наклонности: учились петь, танцевать, не стеснялись фантазировать, перевоплощаться в различных персонажей, уверенно чувствовать себя на публике, то есть развивались гармонично.

В современной педагогике музыкальная деятельность признана перспективным направлением в развитии духовного мира и творческих способностей детей и подростков. Школам для этого необходимо создавать соответствующие условия.

Доказано, что занятия музыкальной деятельностью способствуют развитию исполнительского и актерского мастерства, эстетического вкуса, развивают творческое воображение, фантазию и ассоциативное мышление школьников. Дети учатся высказывать свое мнение и предлагать свои варианты решения той или иной проблемы, начинают импровизировать, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума. Занятия музыкальных кружках, клубах – это и решение проблемы свободного времени обучающихся, их досуга. Кроме этого, школьники получают прекрасную возможность развить свои коммуникативные умения, найти новых друзей, тем самым расширить свой круг общения.

Внедрение в создание "Клуба любителей музыки » исследовательской и проектной технологии позволило активизировать познавательные, интеллектуальные, исследовательские способности обучающихся, углубить знания по предмету и смежным наукам, расширить общий кругозор, а также дало возможность получить ответ на вопрос о целесообразности создания в школе «Клуба любителей музыки»

В ходе проведенного проекта ребятам представилась возможность не только проявить свои творческие способности и заявить о себе, но и овладеть навыками проектной технологии, а также расширить свой кругозор - изучить вопросы становления клубов любителей музыки в России: от рождения до современного состояния.



2. Концепция проекта

Цель проекта:

  • создание условий для творческой самореализации обучающихся.

Поскольку целью проекта «Создание Клуба любителей музыки» является создание условий для творческой самореализации обучающихся, то для ее достижения необходимо решить следующие

задачи:

  • заинтересовать учащихся музыкальной деятельностью;

  • содействовать раскрытию творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся;

  • развивать проектные и исследовательские умения и навыки;

  • способствовать самоутверждению учащихся.

Новизна проекта и проведенных исследований заключается в следующем:
1. Определены показатели готовности обучающихся к участию в музыкальной деятельности.

  1. Разработана программа организации музыкальной деятельности школьников, учитывающая интегрированный характер данной деятельности и основанная на модульной технологии обучения.

  2. Уточнены сущность и целесообразность музыкальной деятельности учителя музыки в контексте его профессиональной деятельности.
    Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы этапы становления и развития клубов любителей музыки в России XVIII-XX вв.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты обеспечивают учителя музыки обоснованными выводами и рекомендациями по организации и целесообразности музыкальной деятельности школьников.



3.Теоретическая часть.

Становление клубов любителей музыки в России.

На современном этапе развития общества все более осознается важность проблемы воспитания подрастающего поколения. Одним из путей решения данной проблемы является приобщение детей и молодежи к системе общекультурных ценностей через вовлечение в активную музыкальную деятельность, что стимулирует развитие у них чувственной сферы и способствует морально-нравственному становлению.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (2002г.) среди основных принципов государственной политики обозначены: приоритет общечеловеческих ценностей и свободное развитие личности.

Поэтому создание условий для самореализации личности следует считать основным требованием, предъявляемым государством к содержанию образования.

Одним из вариантов выполнения данного требования можно считать привлечение школьников к музыкальной и проектной деятельности, что значительно расширяет возможности воспитания и развития личности ребенка. Включение детей в активную музыкальную, проектную деятельность способствует интенсивному развитию их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей.

Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Клубные учреждения – массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

Еще с конца 18 века стали возникать клубные формы времяпрепровождения дворян – Английские клубы в Москве и Петербурге для потомственных дворян.

Начало 19 века в России– время развития салонов, кружков, обществ различной направленности (музыкальных, литературных). Предреволюционные процессы изменили коллективные формы дворянского досуга. С целью изыскания средств в дворянские клубы стали допускать представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений : художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и пр.

Начало ХХ века было отмечено расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга (воскресные и вечерние школы, образовательные клубы и кружки, народные университеты), которые могли посещать мещане и рабочие фабрик и заводов. В этой среде стали появляться самодеятельные «общества самообразования рабочих» и первые Народные дома, где силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались творческие драматические и хоровые коллективы.

В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились смотры народного творчества. Сфера досуга этого времени отмечена возросшей посещаемостью клубов.

Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования оказывали содействие в налаживание культурно-досуговой работы.

Во время ВОВ основным содержанием работы клубов стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма. Стали проводиться встречи с фронтовиками, небольшие концерты. Были созданы передвижные учреждения культуры – походные клубы.

Война нанесла огромный ущерб учреждениям культуры, количество клубов сократилось с 1мил. 18тыс. до 9 тыс. 500. По мере освобождения территории восстанавливались и учреждения культуры. Была поставлена задача: при каждом сельсовете – клуб, в каждом районном центре – Дом культуры.

Времена повышенной политической активности при смене режимов (конец 80-х — начало 90-х) привели к активности общества и в сфере искусства. Повсюду возникали клубы любителей чего-нибудь: кино, театра, литературы, интересных встреч, ну и, конечно, музыки.

По-прежнему работают клубы, созданные даже до начала 1980-х. Среди них — Московский молодежный музыкальный клуб Союза композиторов, Клуб любителей камерной музыки ФИАН. К ним присоединились клубы и общества, возникшие в «перестроечное» время: Общество любителей музыки Моцарта, Шубертовское общество, Вагнеровское общество, Клуб Сергея Беринского, клуб «Орфей».

Таланты и поклонники, художник и зритель, артист и зал — проблема встречи искусства с народом. Музыку доносит до слушателя музыкант-исполнитель или непосредственно ее создатель. Процесс общения слушателя с музыкой проходит в различных условиях: в многомиллионной аудитории радио и телевидения, в тысячных аудиториях концертных залов и в салонно-клубных помещениях с десятками слушателей. Соответственно, эффективность общения слушателя с музыкой и исполнителем различна. Композитор Абрам Юсфин убедительно обосновывает тезис о максимальной эффективности клуба любителей музыки как наилучшей формы узнавания и усвоения музыки.

История обществ и клубов любителей музыки восходит к довольно далеким временам и описана, к примеру, в монографии Ольги Гумеровой «Музыкальные общества России», об основательности которой говорит список использованной литературы — почти двести наименований.

В настоящее время функции «печатных органов» и связи любительских объединений выполняют сайты, пока, правда, не у всех клубов имеющиеся. Примеры: Клуб Сергея Бертинского, Клуб любителей русских басов, Клуб Танеева, клуб «Астро».

В заключение хочется сказать о той форме объединения любителей музыки, с которой этот процесс и начался: домашние музыкальные салоны — не закрытые семейные или дружеские музицирования, а встречи, имеющие общественный резонанс.









4. Практическая часть проекта

Клуб любителей музыки – превосходное средство всестороннего эстетического воспитания детей, прекрасный инструмент развития личности.
Возможна ли музыкальная деятельность на школьной сцене? Заинтересует ли подобная деятельность обучающихся, педагогов и общественность? А если заинтересует, то в какой мере? Ответы на эти вопросы мы получили в ходе работы над проектом и по итогам проведенных исследований.

Методы исследования:

  • анкеты

  • диагностика

  • устные опросы, интервью

  • наблюдение

Проведенные в ходе проекта исследования наглядно показали, что даже единичная проведённая встреча «Современные музыкальные направления» в клубе любителей музыки способствовала повышению у обучающихся интереса к развитию творческих способностей и вовлечению в творческую деятельность и занятиями музыкальной деятельностью, приобретению собственного опыта, а также повышению самооценки и значимости в собственных глазах и глазах социума.



Практическая сторона творческого проекта «Создание клуба любителей музыки» состоит из:

  • музыкальных встреч: «Современные музыкальные направления», «Истоки народной песни», «Песня в жизни Владимира Высоцкого».

  • реферата на тему: «Клуб любителей музыки как средство воспитания»;

  • стенгазета «Клуб любителей музыки»;

  • стенгазета « Авторская песня»

  • 3-х презентаций («Клуб любителей музыки», к реферату «Клуб любителей музыки как средство воспитания», к защите проекта);

  • исследований (анкеты, интервью, устные опросы см. Приложение).

Тесное взаимодействие преподавателей и учащихся позволяет повысить уровень знаний и умений последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, занимаясь подборкой методов, приемов и средств педагогического воздействия.

Самым главным достижением проекта можно считать факт пополнения клуба любителей музыки новыми участниками.



4.1. Механизм реализации проекта

Поставленные выше цели и задачи достигаются в шесть этапов.

I этап – подготовительный: Задачи этапа: определиться с темой проекта, создать рабочую группу, уточнить цели и задачи и формировать мотивацию и заинтересованность для участников проекта – задача для педагога.

II этап – планирование: На втором этапе деятельности мы распределяли обязанности, анализировали проблемы, которые могут возникнуть в работе над проектом, определяли источники информации. Особенно плодотворно шла работа над созданием эмблемы и музыкальной встречи клуба любителей музыки» Современные музыкальные направления», так как собственных идей и предложений было великое множество. Нам удалось выбрать самый оптимальный вариант эмблемы и сценария.

III этап деятельности – Выполнение проекта: поиск информации о клубах любителей музыки в России. Нас удивила и заинтересовала информация о становлении клубов любителей музыки в России.

На данном этапе мы учились азам поисковой и исследовательской работы, формировали задачи во время «мозговых штурмов». Кроме этого, мы распределяли свои роли, репетировали вокальные номера.

IV этап Музыкальная встреча «Современные музыкальные направления».

Этот этап был самым волнующим и запоминающимся. Музыкальная встреча с учащимися 7х и их классными руководителями прошла удачно. Мы услышали в свой адрес слова благодарности от школьников и учителей, присутствовавших родителей, а также увидели, что музыкальная деятельность заинтересовала многих девочек и мальчиков нашей школы. Мы просмотрели фотографии своего выступления и проанализировали увиденное. Это было и пробное принятие той ценности, какую несет наш клуб любителей музыки, и ее осмысление.

V этап: Выступление перед учащимися 6х классов .

После удачного выступления мы приняли решение о расширении географии проекта и выступлении перед учащимися 6х классов и их родителями. Было очень приятно наблюдать за горящими глазами и реакцией учащихся во время встречи. Особенно приятно было слышать слова благодарности и восторженные отклики от учащихся и их родителей, учителей.

VI этап: Оценка результатов работы.

После каждой музыкальной встречи , мы просматриваем фотографии очередного выступления и анализировали его. Кроме этого, мы провели социологические исследования о нашей работе и подвели итоги.







4.2. Календарный план проекта

на 2013-2014 уч. год

срок

задачи

ответственные

выход этапа




11-16 ноября

  • выбор рабочей группы;


руководитель проекта

рабочая группа

  • определение темы;


участники проекта

название темы

  • анализ проблемы;


участники проекта

выдвижение гипотезы

  • мотивация участников

рук. проекта

интерес к проекту у ребят





18-

ноября

-

24

  • распределение обязанностей;

все участники проекта

ответственные


  • поиск и сбор информации в школьной библиотеке, интернете;

все участники

литература

  • разработка основных идей;


участники проекта

сценарий

муз. встречи

  • поиск информации в библиотеке;

все участники

статьи

  • поиск информации в Интернете;

Марина, Оля

сведения для проекта

  • поиск картинок в Интернете;

Виолетта, Валерия

иллюстрации

  • изучение информации;

Марина, Оля, Валерия

материал для реферата

  • репетиции встречи;

участники проекта

разучивание ролей

  • репетиции концертных номеров;

Денисова Оля, Брунчук Марина

Вокальные, инструментальные номера

  • подготовка эмблемы

все участники

рисунки




25- ноября

-

30 ноября

  • проведение исследований;


все участники

анкеты, диагностика

  • написание реферата;


Марина,Динара

реферат

  • создание презентации к реферату;

Марина, рук. проекта

презентация №1

  • репетиции муз. встречи;


раб. группа

вокальные, инструментальные номера

  • репетиции концертных номеров

Оля, Виолетта,

вокальные, танцевальные номера


1 декабря

-

17 декабря

  • создание презентации к муз. встречи « Современные музыкальные направления.»

рук. проекта, Марина, Оля.

презентация №2

  • поиск костюмов и аксесуаров для танцев

рук. проекта

костюмы

  • проведение исследований;


все участники

отзывы, диагностика

19декабря

Музыкальная встреча «Современные музыкальные направления» в клубе любителей музыки для учащихся 7х классов.

рук. проекта;

рабочая группа

Муз.встреча «Современные музыкальные направления»



22

Декабря





январь

2014г.

  • просмотр видеосъемки музыкальной встречи;

рук. проекта


самоанализ, самооценка

  • мониторинг проекта

рук. проекта

результаты

  • музыкальная встреча «Современные музыкальные направления» в клубе любителей музыки для

обучающихся 6х класса .

рук. проекта;

рабочая группа

Муз. встреча «Современные музыкальные направления»



январь

  • интервью у учащихся 6х класса

рук. проекта;

раб. группа

Отзывы учащихся 6х классов и учителей.

январь

  • создание презентации к защите проекта;

Марина, Оля рук. проекта

презентация №3

6 февраля

представление проекта на МО начальных классов

рук. проекта;

раб. группа

выступление

7-28

февраля

создание сценария к муз-литературной гостиной «Истоки русской народной песни»

Оля, Динара,

рук. проекта;


  • разработка основных идей;

1521-28 февраля

1-10 марта

создание сценария создание презентации к муз-литературной гостиной

рР Марина, Оля рук.Марина,Оля.

кккк презентации разработка основных идей;

12-19 марта

поиск костюмов и аксесуаров для танцев.

Алсу, Аня

костюмы

21-30 марта

Репетиции концертных номеров

раб. группа

Вок., танцевал. номера

1 апреля

Приглашение участников русского народного ансамбля в клуб любителей музыки

Аня, Валерия


2-9 апреля

Репетиция муз-литературной гостиной

рук. проекта;

раб. группа

Вок., танцевал. номера

10 апреля

Музыкально-литературная гостиная «Истоки русской народной песни»

рук. проекта;

раб. группа

Муз-лит. гостиная «Истоки русской народной песни»

12 апреля

  • просмотр видеосъемки гостиной;

рук. проекта


самоанализ, самооценка

13-20 апреля

  • мониторинг проекта

рук. проекта

результаты

21-28 апреля

интервью у учащихся 4-5х классов.


Вика,Динара,

Алсу.

Отзывы уч-ся 6х классов и учителей

29апреля-10 мая

  • проведение исследований;


все участники

отзывы, диагностика

10-17 мая

  • создание презентации к защите проекта;

Марина, Оля рук. проекта

презентация

20 мая

представление проекта на МО начальных классов

рук. проекта;

раб. группа

выступление




Приложение №1

Вопросы анкеты и результаты опроса обучающихся до музыкальной встречи «Современные музыкальные направления» в клубе любителей музыки:

1) Хотели бы вы вступить в клуб любителей музыки?

Варианты ответов: «да»; «нет».







2) В каком качестве вы бы хотели принять участие: как исполнитель на музыкальном инструменте, исполнитель песен, танцор или как ведущий?

Варианты ответов: «исполнитель на музыкальном инструменте», «исполнитель песен», «исполнитель танцев», «ведущий».


Приложение №2 Вопросы анкеты и результаты опроса учащихся после посещения клуба любителей музыки.

1) Понравилась ли вам музыкальная встреча «Современные музыкальные направления» в клубе любителей музыки?

Варианты ответов: «да»; «нет».







2) Хотели бы вы принять участие в аналогичной музыкальной встречи ?

Варианты ответов: «да»; «нет».















3) В каком качестве вы бы хотели принять участие: как актер, исполнитель песен, танцор или как ведущий?

Варианты ответов: «актер», «исполнитель песен», «исполнитель танцев», «ведущий».




17