Специфика организации музыкальной предметно-развивающей среды
в средней группе в соответствии с ГОС ДО
2 слайд. Развитие творческих способностей ребенка очень актуальна в наше время. В эти годы закладывается основа, на которую позже будут накладываться знания художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются с самых первых дней своей жизни. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником в воспитании. Развитие музыкальных способностей является одним из средств формирования личности ребенка.
3 слайд: Музыкальный уголок - это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
4 слайд: Уголок музыкального воспитания в возрастных группах является неотъемлемой составляющей предметно-развивающей среды в группах детского сада. Он создается для проведения групповых и индивидуальных занятий, организации самостоятельной деятельности детей, углубление приобретенных знаний, формирование музыкальных умений и навыков, организации творческого музицирования дошкольников.
Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легкодоступном для детей месте.
Кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.
5 слайд: Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных
занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности,
когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют несложные пляски. Дети могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр».
6 слайд:Музыкальные уголки должны соответствовать современным требованиям. Особое место отводится дидактическим, развивающим материалам, которые используются целенаправленно и побуждают к размышлениям, активизации интереса к музыке. Материалы музыкального уголка должны соответствовать возрасту детей, требованиям безопасности, эстетики и должны быть размещены в удобном и доступном для пользования детьми месте.
Музыкальный уголок в группе можно обустраивать по-разному: поставить небольшой шкаф с различными по размерам полочками или разместить несколько небольших модулей, на которых будут
расположены детские музыкальные инструменты, музыкально дидактические игры и пособия.
7 слайд: Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные
пособия. Прежде всего это музыкальные игрушки и детские музыкальные
инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей, это музыкально-дидактические игры и пособия, атрибуты для творческих музыкальных игр. Рациональным будет размещение музыкального уголка возле уголка театрализованной деятельности. Тогда дети легко могут использовать отдельные атрибуты, элементы костюмов, необходимые в музыкально-театральной деятельности.
Музыкальные уголки для младших и старших детейдолжны отличаться содержанием оборудования. Так, в музыкальном уголке для
детей среднихгрупп должно быть больше музыкальных игрушек
чем инструментов; иллюстрации по сюжетам
знакомых песен; игрушечный проигрыватель и пластинки или диски из
картона. В центре можно повесить рисунок на музыкальную тематику.
8 слайд: При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. В соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования в средней группедолжен быть уголок музыкального воспитания со следующим его наполнением:
- детские музыкальные игрушки;
- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты;
-музыкально-дидактические игры;
-фланелеграф.
- атрибуты для музыкальных подвижных игр, для развития детского танцевального творчества;
- фонотека (составляется по рекомендациям музыкального руководителя);
- музыкальные куклы.
-альбомы с изображениями музыкальных инструментов, музыкантов;
В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо иметь магнитофон с набором дисков с записями детских песен, народных мелодий, музыкальных сказок, инсценировок, которые должны быть отражены воспитателями группы в каталоге. Это позволяет
удовлетворить желание детей послушать музыку, потанцевать, провести «концерт».
9 слайд: Материал для творческих сюжетно - ролевых игр:
мягкие игрушки;
мягкие музыкальные игрушки;
куклы - неваляшки;
образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки.
10 слайд:Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.
11 слайд: Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!
12 слайд:Для систематизации оснащения музыкального уголка целесообразно иметь его паспорт.
Шаблон паспорта музыкального уголка:
Название уголка, для какой возрастной категории детей предназначен.
Задачи уголка (кратко).
Предметы мебели, количество.
Электроприборы, если есть (акустическая система/проигрыватель/магнитофон, телевизор, проектор).
Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, иллюстрации, тематические альбомы с картинками, энциклопедии).
Перечень музыкальных инструментов, количество.
Дидактические и настольные игры.
Наборы для игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр.
Картотека музыкально-ритмических упражнений и игр.
13 слайд: Воспитатель должен приучать детей к правильному и бережному
пользованию игрушками и инструментами, после игры убирать их на место.
Не стоит стремиться к педантичному отбору всех предложенных предметов
оснащения музыкального уголка. Все зависит от условий группы,
особенностей организации образовательного процесса. Не количество
предметов, а их целесообразность и возможность использования детьми – это главный критерий по оснащению музыкального уголка.
14 слайд: Спасибо за внимание!
2