Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________
С. И. Евдокимова
Приказ
№___________
от________2018
Рабочая программа
«Учимся писать сочинение»
учителей русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Окуневой Людмилы Александровны
Виноградовой Оксаны Вячеславовны
Среднее общее образование, 7 класс
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ Т.А. Ершова
______________2018
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
__________ Н.И.Макарова
_____________2018
2018-2019 учебный год
ПРОГРАММА
Элективного курса по русскому языку
в 7 классе
"Учимся писать сочинение"
Пояснительная записка
Программа элективного курса по русскому языку для 7 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.
Программа курса по русскому языку рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 35 часов в год.
Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.
Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».
Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе).
Но каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего.
Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу.
Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие учащиеся попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так.
Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.
Цели курса:
способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи;
научить уместному, умелому использованию языкового потенциала;
систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;
развивать творческие способности.
Задачи курса:
научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию;
формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков;
воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя;
совершенствовать речевую культуру учащихся;
развивать коммуникативнось обучающихся.
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Развитие коммуникативной, литературоведческой компетентности учащихся через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.
Тематическое планирование
элективного курса по русскому языку
«Учимся писать сочинение»
№ п-п | Тема занятия | Дата |
1. | Повторение изученного о тексте и его частях. Лексические средства связи. Морфологические средства создания выразительности текста. | |
2. | Стили и типы речи. Понятие о стилистической норме. | |
3. | Понятие об официально-деловом стиле: особенности, жанры, сфера употребления. | |
4. | Деловой стиль «наоборот» (Использование официально-делового стиля для создания комической ситуации). | |
5. | Изложение адаптированного текста с последующим редактированием лексических средств. | |
6. | Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально. | |
7. | Сложный план. Языковые средства его оформления. | |
8. | Словотворчество. | |
9. | Словотворчество. Сбор материала к сочинению, его систематизация. | |
10. | Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально-деловом стиле. | |
11. | Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле. | |
12. | Сочинение-описание помещения в художественном и официально-деловом стилях. | |
13. | Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в художественном стиле. | |
14. | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в разговорном стиле. | |
15. | Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки. | |
16. | Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему на основе прочитанного в художественном стиле. | |
17. | Сочинение-рассуждение в научном стиле. | |
18. | Сочинение юмористического рассказа на основе услышанного или увиденного. | |
19. | Сочинение «страшного» рассказа по воображению в художественном стиле. | |
20. | Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам. | |
21. | Сочинение-рассказ по данному началу в художественном стиле. | |
22. | Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям. | |
23. | Изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской позиции. | |
24. | Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов. | |
25. | Рассказ от лица животного. | |
26. | Анализ сочинения. Редактирование языковых средств. | |
27. | Способы создания комических ситуаций на основе известных анекдотов (сценка, рассказ, статья). | |
28. | Сочинение рифмованного текста-лимерика. | |
29. | Сочинение на основе фантастической гипотезы. Час общения с литературными героями. | |
30. | Этюд «Мой Пушкин». | |
31. | Очерк о трагическом герое. | |
32. | Составление речевой характеристики комических персонажей. | |
33. | Литературные герои среди нас (Путешествие во времени и пространстве). | |
34. | Зачетная творческая работа. Написание сочинений разных жанров. | |
35. | Анализ письменных работ | |
Учебно- методическое обеспечение
1.Дубровская В.В. и др. Трудный жанр: сочинение, творческая работа, мини-исследование // Барнаул: АКИПКРО, 2005г.
2.Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему //М.:АРКТИ, 1999г.
3.Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением // Москва.: Высш. шк.,1990г.
4.Руссова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант // Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994г.
5.Торкунова Т.В. Как писать сочинение // М.: АЙРИС, 1997г.