МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9
«Согласовано» Руководитель МО _____________/____________/ Петрова Л.В. Протокол № ___ от «______» ____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/______________/ Горкун С.А. «______»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №9 _____________/______________/ Щербинина А.М. Приказ № _______ от «_______»____20___г. |
Рабочая программа спецкурса
по русскому языку
«Занимательная грамматика»
Класс: 6_А
Учитель: Никитина Ю.А.
Количество часов:
6 класс – 1 час в неделю – 35 часов в год
2017/2018 учебный год
Пояснительная записка
С русским языком можно творить чудеса.
К. Паустовский
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках учитель располагает слишком малым временем, чтобы углубляться в тайны языка. А в среднем школьном возрасте легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Их множество по всем темам. Требуется лишь осуществить их правильный выбор с учетом возрастных особенностей детей и с целью углубления представлений детей о языке. В наше время, когда ребенок больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьезная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Программа «Занимательная грамматика» предназначена для детей, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, желающих овладеть речевой культурой, попробовать свои силы в творческих конкурсах, в том числе и в олимпиадах по русскому языку. Данная программа даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
Программа «Занимательная грамматика» (начальный курс) предназначена для учащихся 12-14 лет и рассчитана на 72 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Цель программы «Занимательная грамматика» (начальный курс) состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный материал непосредственно связан с основным курсом русского языка в 5-6 классах расширяет и углубляет его. В задачи программы входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. способствует развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и осознанному усвоению изученного на уроке материала, совершенствует навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития учащихся.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения.
Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Данная программа содержит как теоретический блок, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика «мозгового штурма» позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.
Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности обучающихся в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.
Основные задачи программы:
Образовательные:
развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
Развивающие:
развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
формирование социально активной, конкурентоспособной личности.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к обучающимся.
Формы занятий:
Виды деятельности:
теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, дискуссия, рассказ);
практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,
Внутрипредметные связи:
фонетика, орфоэпия, орфография;
лексика, орфография, этимология;
морфология, орфография, этимология;
морфология, культура речи.
Ожидаемые результаты:
Оборудование и материалы:
учебники, лингвистические словари, справочники;
научно-популярные книги о русском языке;
тестовые задания по русскому языку;
памятки «Работа над тезисами», «Стили речи», «Как совершенствовать написанное», «Произноси правильно»;
компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку.
Тематический план
№ | Разделы | Количество часов |
теория | практика | контр | всего |
1. | Предмет и задачи курса. История языка. | 2 | | | 2 |
2. | Развитие письменности на Руси. | 2 | 2 | | 4 |
3. | Славянский алфавит и его особенности. | 2 | 2 | 2 | 6 |
4. | Основные ступени развития звуковой системы русского языка. | 2 | | 2 | 4 |
5. | Принципы орфографии | 2 | | 2 | 4 |
6. | Лексикография. Словари | 2 | 2 | | 4 |
7. | Фразеология | 2 | 2 | | 4 |
8. | Этимология | 2 | 2 | 2 | 4 |
9. | Фонетика | 6 | 4 | 2 | 10 |
10. | Состав слова и словообразование | 4 | 6 | 2 | 10 |
11. | Происхождение имён и прозвищ. | 2 | | 2 | 4 |
12. | Нормы русского языка. | 2 | | 2 | 4 |
13. | Из истории частей речи. | 2 | | 2 | 4 |
14. | Из истории русской пунктуации. | 2 | | 2 | 4 |
15. | Стилистика | 2 | | 2 | 4 |
Итого | 36 | 20 | 22 | 72 |
Учебно-тематический план
№ раздела № занятия | Раздел, тема занятия | Дата | Количество часов |
Всего | Теория | Практ | Контр. |
1. 1 | Предмет и задачи курса. История языка. | | 2 | 2 | | |
2 | Развитие письменности на Руси. | | 4 | 2 | 2 | |
2 | «Застывшие письмена» Некоторые сведения о происхождении письменности. Древние письмена. | | | 2 | | |
3 | Общеславянский праязык. Школа Кирилла и Мефодия. Первые книги на Руси. | | | | 2 | |
3. | Славянский алфавит и его особенности. | | 6 | 2 | 2 | 2 |
4 | Откуда есть, пошла славянская письменность, Славянские языки и признаки их родства. Глаголица и кириллица. | | | 2 | | |
5 | Сравнение кириллицы с современным алфавитом. Изменения в кириллице. | | | | 2 | |
6 | Практикум по работе с кириллицей. Лингвистическое конструирование. | | | | | 2 |
4. | Основные ступени развития звуковой системы русского языка. | | 4 | 2 | | 2 |
7 | Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Шарады, анаграммы, лигогрифы, метаграммы, загадки, слова-перевертыши. | | | 2 | | |
8 | Практикум. Составление кроссвордов и ребусов. Работа со словом. Составление лингвистических сказок. | | | | | 2 |
5. | Принципы орфографии | | 4 | 2 | | 2 |
9 | Формирование принципов орфографии. История реформ в области орфографии. | | | 2 | | |
10 | Практикум. Судьба отдельных букв. Путешествие. Выборка материала из художественной литературы, его анализ. | | | | | 2 |
6. | Лексикография. Словари | | 4 | 2 | 2 | |
11 | «Русской речи государь по прозвищу словарь» Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари. | | | 2 | | |
12 | Заморские гости. О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления. | | | | 2 | |
7. | Фразеология | | 4 | 2 | 2 | |
13 | Возникновение фразеологизма. Фразеологическая цепочка. Свойства фразеологии. Тематические группы фразеологизмов. | | | 2 | | |
14 | Фразеологизмы в художественной и публицистической литературе. Пословицы. Поговорки. Афоризмы. | | | | 2 | |
8. | Этимология | | 4 | | 2 | 2 |
15 | Этимология слова и «морфологическое чутье». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес. | | | | 2 | |
16 | Практикум. Работа над словом. | | | | | 2 |
9. | Фонетика | | 10 | 4 | 4 | 2 |
17 | Особенности звукового строя праславянского языка. Трансформация в звуковой системе, возникновение чередований. | | | 2 | | |
18 | Полногласные и неполногласные чередования. | | | 2 | | |
19 | Практикум. Появление беглых гласных. Ролевая игра. Составление лингвистических сказок. | | | | 2 | |
20 | Звуки русского языка. Гласные ударные и безударные. Слоги. Согласные звуки. | | | | 2 | |
21 | Практикум. Фонетический анализ слова. Конкурс « Чей самолет совершит посадку в городе «Фонетика» | | | | | 2 |
10. | Состав слова и словообразование | | 10 | 4 | 4 | 2 |
22 | Словообразовательные цепочки. «Странные» корни. Сложные слова. | | | 2 | | |
23 | Практикум. «Корень – сердце слова». | | | | 2 | |
24 | Слова с двумя-тремя приставками. В мире суффиксов. | | | 2 | | |
25 | Практикум.«В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». | | | | 2 | |
26 | Практикум «Новое словарное слово». | | | | | 2 |
11. | Происхождение имён и прозвищ. | | 4 | 2 | | 2 |
27 | Тайны имен и прозвищ. Древние русские имена. Имена-характеристики, имена-метафоры, имена-талисманы. Знатные имена, Женские имен. | | | 2 | | |
28 | Практикум. Проект «Откуда пошла моя фамилия». | | | | | 2 |
12. | Нормы русского языка. | | 4 | 2 | | 2 |
29 | Понятие нормы. Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм. | | | 2 | | |
30 | Познавательно-развлекательная игра «Счастливый случай». | | | | | 2 |
13. | Из истории частей речи. | | 4 | 2 | | 2 |
31 | Из истории частей речи. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. | | | 2 | | |
32 | Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. | | | | | |
14. | Из истории русской пунктуации. | | 4 | 2 | | 2 |
33 | Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Точка – самый ранний знак препинания. | | | | | |
34 | Практикум. Занимательное стихосложение | | | | | 2 |
15. | Стилистика | | 4 | 1 | 1 | 2 |
35 | Стилистика. Словесная живопись. Игра «Кто ярче» | | | 1 | 1 | |
36 | Практикум. Турнир | | | | | 2 |
| ИТОГО | | 72 | 31 | 19 | 22 |
Содержание программы
Тема 1. Предмет и задачи курса. История языка.
Введение в программу. Сведения об истории русского языка. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Развитие письменности на Руси.
Теория: Некоторые сведения о происхождении письменности. Древние письмена.
Практика: Общеславянский праязык. Школа Кирилла и Мефодия. Первые книги на Руси.
Тема 3. Славянский алфавит и его особенности.
Теория: Откуда есть, пошла славянская письменность, Славянские языки и признаки их родства. Глаголица и кириллица.
Практика: Сравнение кириллицы с современным алфавитом. Изменения в кириллице.
Контроль: работа с кириллицей. Лингвистическое конструирование.
Тема 4. Основные ступени развития звуковой системы русского языка.
Теория: Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Шарады, анаграммы, лигогрифы, метаграммы, загадки, слова-перевертыши.
Контроль: Составление кроссвордов и ребусов. Работа со словом. Составление лингвистических сказок.
Тема 5. Принципы орфографии.
Теория: Формирование принципов орфографии. История реформ в области орфографии.
Практика: Судьба отдельных букв. Путешествие. Выборка материала из художественной литературы, его анализ.
Тема 6. Лексикография. Словари.
Теория: «Русской речи государь по прозвищу словарь» Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари.
Практика: О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления.
Тема 7. Фразеология
Теория: Возникновение фразеологизма. Фразеологическая цепочка. Свойства фразеологии. Тематические группы фразеологизмов.
Практика: Фразеологизмы в художественной и публицистической литературе. Пословицы. Поговорки. Афоризмы.
Тема 8. Этимология.
Пратика: Этимология слова и «морфологическое чутье». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес.
Контроль: Практикум. Работа над словом.
Тема 9. Фонетика.
Теория: Особенности звукового строя праславянского языка. Трансформация в звуковой системе, возникновение чередований. Полногласные и неполногласные чередования. Звуки русского языка. Гласные ударные и безударные. Слоги. Согласные звуки. Появление беглых гласных.
Практика: Ролевая игра. Составление лингвистических сказок.
Контроль: Конкурс « Чей самолет совершит посадку в городе «Фонетика»
Тема 10. Состав слова и словообразование.
Теория: Словообразовательные цепочки. «Странные» корни. Сложные слова. Слова с двумя-тремя приставками. В мире суффиксов
Практика: «Корень – сердце слова». Практикум.«В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
Контроль: Практикум «Новое словарное слово».
Тема 11. Происхождение имен и прозвищ.
Теория: Тайны имен и прозвищ. Древние русские имена. Имена-характеристики, имена-метафоры, имена-талисманы. Знатные имена, Женские имен.
Контроль: Проект «Откуда пошла моя фамилия».
Тема 12. Нормы русского языка.
Теория: Понятие нормы. Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм.
Контроль: Познавательно-развлекательная игра «Счастливый случай».
Тема 13. Из истории частей речи.
Теория: Из истории частей речи. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное.
Контроль: Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Тема 14. Из истории русской пунктуации.
Теория: Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Точка – самый ранний знак препинания.
Контроль: Практикум. Занимательное стихосложение.
Тема 15. Стилистика.
Теория: Стилистика. Словесная живопись.
Практика: Игра «Кто ярче»
Практика: Турнир.
Методическое обеспечение программы
Для успешного решения поставленных задач применяются такие формы изложения учебного материала, как лекция с элементами беседы, с использованием видеоматериалов, выступления, рассказ. Теоретический курс подкрепляется практическими заданиями и творческой практикой. На занятиях активно используются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Главным принципом программы является связь теории с практикой. С этой целью предусмотрены такие формы практических занятий, как работа со словом, с книгой, со словарем, составление грамматических и лингвистических сказок, редактирование предложений, текстов, выполнение тестов, написание сочинений-миниатюр, выборка материала из художественной литературы, его анализ, создание проектов, составление кроссвордов, ребусов.
Раздел программы | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический и наглядный материал | Техническое оснащение | Форма подведения итогов (диагностика) |
Предмет и задачи курса. История языка. | Теоретическое занятие | Словесные (рассказ, беседа) | инструкция по ТБ | | беседа |
Развитие письменности на Руси. | Теоретическое занятие Практическое занятие | Словесные (рассказ) | «Азбука кириллицы» | проектор ПК | творческая работа |
Славянский алфавит и его особенности. | Теоретическое занятие Практическое занятие Контрольное занятие | Словесные (рассказ) Практическая работа | «Появление письменности на Руси» | | Лингвистичес-кое конструирова-ние |
Основные ступени развития звуковой системы русского языка. | Теоретическое занятие Контрольное занятие | Словесные (рассказ) | Учебное пособие | | Составление кроссвордов |
Принципы орфографии | Теоретическое занятие Практическое занятие | Словесные (рассказ) Практическая работа | Проверяем свою грамотность | | Практикум |
Лексикография. Словари | Теоретическое занятие Практическое занятие | Словесные (рассказ) Практическая работа | Словари. | | творческая работа |
Фразеология | Теоретическое занятие Практическое занятие | Словесные (рассказ) Практическая работа | игры, викторины. | проектор ПК | творческая работа |
Этимология | Теоретическое занятие Практическое занятие | Словесные (рассказ) Практическая работа | Проверяем свою грамотность | | Практикум |
Фонетика | Теоретическое занятие Практическое занятие | Словесные (рассказ) Практическая работа | Вопросы русского произношения и правописания | проектор ПК | Конкурс |
Состав слова и словообразование | Теоретическое занятие Практическое занятие | Словесные (рассказ) Практическая работа | Проверяем свою грамотность | | Практикум |
Происхождение имён и прозвищ. | Теоретическое занятие | Словесные (рассказ) | игры, викторины. | | Проект |
Нормы русского языка. | Теоретическое занятие Практика в форме игры | Словесные (рассказ) | Вопросы русского произношения и правописания «В мире слов» | | Игра «Счастливый случай» |
Из истории частей речи. | Теоретическое занятие Практика в форме игры | Словесные (рассказ) | Проверяем свою грамотность | | Практикум |
Из истории русской пунктуации. | Теоретическое занятие Практика в форме игры | Словесные (рассказ) Практическая работа | Проверяем свою грамотность | | Практикум Занимательное стихосложение |
Стилистика | Теоретическое занятие Практика в форме игры | Словесные (рассказ) | Сценарий игры «Кто ярче» Секреты стилистики | | Турнир |
Литература для учащихся:
Занимательная грамматика русского языка.
Лингвистические словари.
Литература для педагога:
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработка уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2015.
Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. – Москва: Айрис-пресс, 2016.
Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. – Волгоград: Учитель, 2014.
Миловидова И. Проверяем свою грамотность. – М.: Рольф, 2009
Лингвистические словари.
Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 2008.
Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики – М., 2004.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2016.
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2006.
Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Шанский Н.М. В мире слов. – М., 2015.
Календарно-тематический план
для учащихся 6 А класса
№ раздела № занятия | Раздел, тема занятия | Дата | Количество часов |
Всего | Теория | Практ | Контр. |
1. 1 | Предмет и задачи курса. История языка. | | 1 | 1 | | |
2 | Развитие письменности на Руси. | | 2 | 2 | | |
2 | «Застывшие письмена» Некоторые сведения о происхождении письменности. Древние письмена. | | | 1 | | |
3 | Общеславянский праязык. Школа Кирилла и Мефодия. Первые книги на Руси. | | | 1 | | |
3. | Славянский алфавит и его особенности. | | 3 | 1 | 1 | 1 |
4 | Откуда есть, пошла славянская письменность, Славянские языки и признаки их родства. Глаголица и кириллица. | | | 1 | | |
5 | Сравнение кириллицы с современным алфавитом. Изменения в кириллице. | | | | 1 | |
6 | Практикум по работе с кириллицей. Лингвистическое конструирование. | | | | | 1 |
4. | Основные ступени развития звуковой системы русского языка. | | 2 | | 1 | 1 |
7 | Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Шарады, анаграммы, лигогрифы, метаграммы, загадки, слова-перевертыши. | | | | 1 | |
8 | Практикум. Составление кроссвордов и ребусов. Работа со словом. Составление лингвистических сказок. | | | | | 1 |
5. | Принципы орфографии | | 2 | 1 | | 1 |
9 | Формирование принципов орфографии. История реформ в области орфографии. | | | 1 | | |
10 | Практикум. Судьба отдельных букв. Путешествие. Выборка материала из художественной литературы, его анализ. | | | | | 1 |
6. | Лексикография. Словари | | 2 | 1 | 1 | |
11 | «Русской речи государь по прозвищу словарь» Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари. | | | 1 | | |
12 | Заморские гости. О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления. | | | | 1 | |
7. | Фразеология | | 2 | 1 | 1 | |
13 | Возникновение фразеологизма. Фразеологическая цепочка. Свойства фразеологии. Тематические группы фразеологизмов. | | | 1 | | |
14 | Фразеологизмы в художественной и публицистической литературе. Пословицы. Поговорки. Афоризмы. | | | | 1 | |
8. | Этимология | | 2 | 1 | | 1 |
15 | Этимология слова и «морфологическое чутье». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес. | | | 1 | | |
16 | Практикум. Работа над словом. | | | | | 1 |
9. | Фонетика | | 5 | 2 | 2 | 1 |
17 | Особенности звукового строя праславянского языка. Трансформация в звуковой системе, возникновение чередований. | | | 1 | | |
18 | Полногласные и неполногласные чередования. | | | 1 | | |
19 | Практикум. Появление беглых гласных. Ролевая игра. Составление лингвистических сказок. | | | | 1 | |
20 | Звуки русского языка. Гласные ударные и безударные. Слоги. Согласные звуки. | | | | 1 | |
21 | Практикум. Фонетический анализ слова. Конкурс « Чей самолет совершит посадку в городе «Фонетика» | | | | | 1 |
10. | Состав слова и словообразование | | 4 | 2 | 1 | 1 |
22 | Словообразовательные цепочки. «Странные» корни. Сложные слова. | | | 1 | | |
23 | Практикум. «Корень – сердце слова». | | | | 1 | |
24 | Слова с двумя-тремя приставками. В мире суффиксов. | | | 1 | | |
25 | Практикум «Новое словарное слово». | | | | | 1 |
11. | Происхождение имён и прозвищ. | | 2 | 1 | | 1 |
26 | Тайны имен и прозвищ. Древние русские имена. Имена-характеристики, имена-метафоры, имена-талисманы. Знатные имена, Женские имен. | | | 1 | | |
27 | Практикум. Проект «Откуда пошла моя фамилия». | | | | | 1 |
12. | Нормы русского языка. | | 2 | 1 | | 1 |
28 | Понятие нормы. Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм. | | | 1 | | |
29 | Познавательно-развлекательная игра «Счастливый случай». | | | | | 1 |
13. | Из истории частей речи. | | 2 | 1 | 1 | |
30 | Из истории частей речи. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. | | | 1 | | |
31 | Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. | | | | 1 | |
14. | Из истории русской пунктуации. | | 2 | 1 | | 1 |
32 | Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Точка – самый ранний знак препинания. | | | 1 | | |
33 | Практикум. Занимательное стихосложение | | | | | 1 |
15. | Стилистика | | 2 | | 1 | 1 |
34 | Стилистика. Словесная живопись. Игра «Кто ярче» | | | | 1 | |
35 | Практикум. Турнир | | | | | 1 |
| ИТОГО | | 35 | 16 | 9 | 10 |
51