![]()
СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1 КЛАСС
ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ( ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМ НАРУШЕНИЕМ) ШКОЛ IIIV ВИДА
ЗИМА
Катание на санках.
Катание на санках не только развлечение для детей — оно оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка (вовлекает в работу почти все крупные мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную работу внутренних органов). Катание на санках связано с активным восприятием природы, ориентацией в окружающей среде. Оно связано с проявлением волевых усилий, с яркими эмоциональными переживаниями, особенно в период второй половины адаптационного периода в школе. Все это способствует совершенствованию психических свойств ребенка, его всестороннему развитию. Движения ребенка отличаются большим разнообразием, требуют развитого чувства равновесия, предъявляют соответствующие требования к вестибулярному аппарату, что приводит к более совершенному овладению и управлению движениями. Вызвать активность, самостоятельность, инициативу помогают окружающая обстановка, содержание игр и упражнений. В этот период как нельзя лучше подходят игровые методы обучения. Дети приучаются проявлять волю, преодолевать трудности и препятствия, помогать друг другу в процессе игры.
Техника катания на санках
Ведение санок. Дети ведут санки взявшись за шнур обеими руками или одной рукой (правой или левой). При ведении санок обеими руками ребенок встает впереди них, берет шнур руками снизу. Санки ведутся за счет силы мышц рук, плечевого пояса, ног и туловища. Дети легко и быстро начинают вести санки и одной рукой. Важно научить делать их это поочередно то правой, то левой рукой. Передвижение осуществляется шагом или бегом, туловище при этом должно быть наклонено вперед.
Сидение на санках. Детей учат садиться на санки. При этом ребенок становится сбоку санок, берет шнур обеими руками, переносит ногу через санки и опускает ее на полоз. Затем садится на середину санок, вторую ногу ставит на другой полоз. И вот ребенок сидит на санках, спина при этом должна быть прямая, смотреть надо вперед.
Спуски с горы. Дети школьного возраста обычно катаются на санках сидя, ноги при этом должны быть поставлены на полозья. После того, как старшие дети научатся хорошо управлять санками при спуске с горы вниз, можно разрешать спускаться и более сложными способами: лежа на животе, лежа на спине (ногами вперед), стоя на коленях, стоя на санках и держась за шнур. Это способствует совершенствованию движения, развитию координации, ловкости, чувства равновесия и, что особенно важно, повышает эмоциональный подъем на занятии, а так же является подготовительным процессом к занятиям на лыжах.
Торможение. На склонах детям показывают и простейший способ торможения обеими ногами. Для торможения ноги следует поставить на снег и пятки прижать к земле, руками нужно держаться за шнур и, легко подтянув его к себе, слегка отклоняться назад.
Повороты. Повороты осуществляются в правую и левую сторону. Для замедления движения перед поворотом применяется торможение обеими ногами. Во время поворота торможение продолжается той ногой, в сторону которой выполняется поворот (в правую сторону— правой ногой, в левую сторону — левой ногой). Шнур подтягивается руками к себе, при этом следует слегка отклониться назад.
Методические рекомендации
Дети очень любят кататься на санках, что повышает эмоциональное доброжелательное отношение к урокам. Школьники этого возраста обычно сидят на санках, положив ноги на сиденье. Вначале, они спускаются с горы при помощи учителя или более адаптированных к жизни детей, затем самостоятельно. В этом случае целесообразно обратить и проконтролировать период после спуска, нужно приучат детей быстро вставать и отводить санки в сторону, а детей которые готовятся к спуску учить ждать освобождения спуска от санок, объясняя технику безопасность и важность этого процесса. Возить санки с горы надо по краю ската, по специально отведенной для этого дорожке, где рядом с ней делается лестница из снега. Если собирается много детей, можно предложить им дополнительное задание: игру, эстафету, упражнение с элементами соревнования. Например, бегать толкая санки сзади до установленного ориентира (Дед Мороз, флажок, палка), объезжать его и возвращаться назад. Через 15 — 20 мин следует делать перерыв, во время которого дети переключаются на более спокойную деятельность — малоподвижную игру.
Регулированию физической нагрузки необходимо уделять большое внимание. Дети получают большую физическую нагрузку, катая друг друга, поднимаясь на гору и т. д. Они могут быстро перегреться, так как обычно тепло одеты и находятся в движении, или, наоборот, замерзнуть, если топчутся на месте. Поэтому воспитатель индивидуально регулирует физическую нагрузку, следит за каждым ребенком.
Катание с горы необходимо сочетать с катанием на санках на ровном месте.
Для детей во втором полугодье уже доступны более сложные действия, которые требуют большой ловкости и координации движений и в свою очередь воспитывают смелость и решительность. Например, при спуске с горы можно предложить ребенку попасть снежком в цель, повернуться в сторону в указанном месте, объехать препятствия и т. д.
Организуются разнообразные игры, эстафеты, во время которых соревнования проводятся между отдельными детьми, парами, тройками и, наконец, командами.
![]()
Правила катания на санках с горы
С широкой естественной горы дети могут спускаться по несколько человек одновременно, расстояние между ними должно быть не менее 3 метра, для предотвращения столкновения.
Повороты дети выполняют, спускаясь с горы по одному.
С искусственной (деревянной) горы дети катаются по одному.
После спуска необходимо быстро встать и отвезти санки в сторону, чтобы сразу же спуск с горы смог начать другой ребенок.
Спускаться можно только тогда, когда скат уже пустой или по сигналу учителя.
Подниматься в гору надо с края ската, чтобы не мешать другим детям. Учитель в начале занятия указывает место подъема и отмечает его кеглями в последствии закрепляет эти знания, контролируя выполнения указаний, таким образом приучает обучающихся к восприятию выполнения одноступенчатых инструкций .
Учитель находится на горе, внимательно следит за поведением детей и требует строго придерживаться правил движения.
Упражнения для планирования в занятиях:
Везти санки поочередно то правой, то левой рукой.
Везти санки обеими руками.
Везти санки, перевозя на них предмет или игрушку (снег, спорт инвентарь).
Толкать санки, вперед следуя за ними.
Катать друг друга.
Двое детей везут санки, на которых сидит один ребенок.
Взбираться на гору везя за собой санки.
Спуск с горы, сидя на санках, ноги, на полозьях.
Спуск, с невысокой горы управляя санками.
Спуск с горы тормозя ногами.
Спуск с невысокой горы проезжая воротца.
Для планирования во втором классе или во второй половине учебного года в первом классе в зависимости от контингента детей.
Толкать санки, опираясь на сиденье руками сзади, объехать обозначенный ориентир и возвратиться назад.
Катать друг друга.
Везти санки, на которых сидит ребенок, до обозначенного ориентира, объехать его и возвратиться назад.
Вдвоем везти санки, на которых сидит товарищ.
Толкать санки, опираясь на сиденье руками сзади, объехать обозначенный ориентир и возвратиться назад.
Спускаясь с горы достать рукой подвешенный предмет (колокольчик, лента, флажок и т. д.).
Спуск с горы, стоя на коленях на сиденье.
Спускаясь с горы, выполнить разнообразные движения руками.
Взбираться на гору везя за собой санки вдвоем.
Кататься с горы, сидя вдвоем на санках.
Спуск, с горы управляя санками с помощью веревки.
Спуск группой (4—5 детей) взявшись за руки.
Спуск со склона низко присев.
Спуск, вдвоем держась за руки.
Спускаясь перекладывать из руки в руку перед собой и за спиной какой-нибудь предмет.
Спуск, вдвоем перебрасывая друг другу предмет (мяч, мешочек с песком).
Спускаясь со склона, ребенок старается попасть снежком в подвешенный обруч.
Подвижные игры для детей овладевших элементарной техникой скольжения на лыжах.
«Кто лучше проскользит».
Учитель отмечает флажками дистанцию 20—25 м. Ребенок должен проскользить от флажка до флажка с наименьшим количеством шагов. Для этого он делает широкие шаги, как можно дольше скользя на каждой ноге. Правила: победителем становится тот, кто проскользит дистанцию с меньшим количеством лыжных шагов.
«Кто дальше».
Дети становятся в одну шеренгу в 5—8 шагах от исходной линии. По сигналу энергично разбегаются и от линии скользят на двух лыжах до полной остановки.
Правило: выигрывает тот, кто проскользит дальше всех.
«Через воротца».
На площадке поперек лыжни ставится несколько ворот. Подойдя к воротцам, дети пролезают через них, стараясь не сбить.
«Догони меня».
Играющие становятся в одну шеренгу. По сигналу все дети скользят на санках или мини лыжах за учителем, стараясь его догнать. Убежит так, чтобы дети могли его догнать.
Для второго класса бегут вместе с учителем и стартуют одновременно.
«Бег на одной лыже».
Игра в основном проводится для обучающихся, владеющими скольжением.
На снежной площадке прокладываются лыжни (2—5) длиной 10—20 м на расстоянии 0,5—1 м друг от друга. Участники встают на одну лыжу (с палками) и занимают место за общей линией старта. По сигналу, все устремляются вперед, скользя на одной лыже и отталкиваясь от снега свободной ногой. Побеждает ребенок, достигший линии финиша первым.
«Лыжные дуэты».
На площадке обозначается дистанция в 10—15 м. Дети соревнуются парами. Несколько пар встают на лыжи (без палок), взявшись за руки. По сигналу лыжные дуэты начинают продвигаться вперед. Однако, если на дистанции они разъединяют руки, оба теряют право продолжать гонку. Побеждает пара, пришедшая к финишу первой.
Данный материал является методически правильно подобранным по возрастным категориям и может использоваться как для составления поурочного планирования, так и для внеурочной деятельности.