СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы передачи чужой речи. Б.Васильев “А зори здесь тихие”.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Способы передачи чужой речи. Б.Васильев “А зори здесь тихие”.»

Школа № 60 Дата______________

Предмет урока: Русский язык 10 класс _________

Тема урока: Способы передачи чужой речи.Б.Васильев “А зори здесь тихие”.

Цели: Обучающая: Познакомить с произведением Б.Васильева “А зори здесь тихие”.учеников правильно составлять предложения, обогащение словарного запаса учащихся; способствовать развитию памяти, мышления, внимания, техники чтения, умения анализировать, обобщать; формирование умений учебного сотрудничества; освоение знаний, обеспечивающих успешное образование на данной и следующей ступени; овладение общеучебными и предметными умениями и навыками, опытом осуществления различных видов деятельности; выработка навыков правописания и чистописания слов на русском языке. Расширять и углублять имеющиеся у детей сведения о грамматических терминах; закрепление навыков, связанных со второстепенными членами предложения.

Воспитательная: Нравственное, эстетическое, патриотическое, привить любовь и чувство ответственности за родной край, уважение к человеку.

Тип: Урок – изучение и закрепление новых знаний. Интегрированный.

Наглядность и дополнительная литература: Таблица падежей, карточки, ноутбук, презентация, книги Президента Туркменистана «Источник мудрости», Kitaphanahttps://www.kitaphana.net., https://kopilkaurokov.ru.

Ход урока

  1. Орг. Момент. Приветствие класса, заполнение журнала, отмечаю отсутствующих, сообщаю цели урока. Беседа о новостях (последние новости по стране – сообщения учеников).

  • Минутка здоровья. Когда люди дышат, они выделяют частицы влаги размером от 0,1 до 1000 микрометров (раньше их называли микронами). Для примера, (о наглядности тут речь не идет) в одном миллиметре содержится 1000 мкм. Эти частички распространяются по воздуху на разные расстояния в зависимости от их размера, силы притяжения, инерции, скорости испарения и ряда других факторов.

  1. Проверка домашнего задания. опрос теоретического материала;

б) проверка письменных работ; в) работа по карточкам.

III. Обобщение пройденной темы:

а) ответы на вопросы;

Когда и где родился писатель Б. Васильев?

Как называется его первая повесть?

Какие другие произведения написаны Б. Васильевым?

Что вы знаете о его семье?

Как он стал комендантом?

Какое армейское правило было важным для Васкова?

Как может быть передана в русском языке чужая речь?

Какая речь называется прямой?

Где может находиться прямая речь в предложении?

б) закрепление основных понятий пройденной темы и плавный переход к новой теме.

IV . Тема урока. План объяснения новой темы:

  1. Вступительное слово об авторе

  2. Словарная работа

  3. Чтение повести по учебнику

  4. Вопрос - ответ по тексту

  5. Теория

Способы передачи чужой речи.Б.Василье. “А зори здесь тихие”

а) вступительное слово учителя;

Борис Львович Васильев родился в 1924 году в городе Смоленске. В 1948 году окончил Военную академию бронетанковых войск.

Первая повесть писателя «А зори здесь тихие …» была опубликована в 1969 году. Позже появились другие романы и повести Б. Васильева: «Иванов катер» (1970), «Самый последний день» (1970), «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), «В списках не значился» (1974), «Встречный бой» (1979), «Были и небыли» (1980) и другие. Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» опубликована в 1969 году. «А зори здесь тихие…» – это лирическое название, относящееся к живописным северным местам, в которых происходит действие, настраивает на спокойную тишину, мирное течение событий. Но совсем иные трагические зори довелось пережить в этих краях одному из героев повести – старшине Васкову, который в 1942 году вёл здесь неравный бой с немецкими диверсантами. В этом смертельном поединке с прекрасно обученным, полностью вооружённым врагом не имеющих военного опыта девчонок, которым, казалось, на роду было написано спокойно жить, любить, растить детей.

б) усвоение грамматического материала;

Если прямая речь стоит после слов автора, то перед прямой речью ставится двоеточие; прямая речь заключается в кавычки и первое слово прямой речи начинается с большой буквы.

Например: Учитель спросил: «Кто хочет ответить на вопрос?»

Если прямая речь стоит перед словами автора, то она заключается в кавычки, а после неё ставятся запятая и тире. Слова автора начинаются с маленькой буквы. Например: «Ребята, сегодня у нас важное мероприятие», – объявил директор школы.

Если прямая речь выражает вопрос или восклицание, то вместо запятой после прямой речи ставится вопросительный или восклицательный знак, затем тире. Слова автора также пишутся с маленькой буквы. Например: «Почему, сынок, ты не спишь?» – спросила мама. «Какая красивая площадь!» – воскликнули дети.

Если слова автора вставлены внутри предложения, они выделяются с обеих сторон запятой и тире. Например: «Надо учиться усердно, – громко сказал учитель, – и знать материал на отлично».

Если слова автора вставлены между двумя отдельными предложениями, то перед словами автора ставится запятая и тире, а после слов автора – точка и тире. Например: «Не надо так сильно кричать, – распорядился Аннамурад. – Вы всех разбудите».

в) словарная работа;

растопыренные глаза –giňden açylan gözler

каптёрка – esgerleriň goş-golamyny goýýan ýeri

прожжённая – şikes ýeten

приникнуть ухом – т.е. приложить ухо – diň salmak

удар был поставлен – здесь: рассчитан силой – ýerlikli urgy

г) чтение текста учителем; д) чтение текста учащимися.

е) дополнительные материалы к теме.

V Закрепление новой темы: а) ответы на вопросы по новой теме;

а) ответы на вопросы по новой теме;

Почему Соня Гурвич побежала за кисетом?

Как старшина Васков определил, что с Гурвич случилась беда?

Как была убита Соня Гурвич?

б) выполнение задания _____

«Послушайте меня, – сказал старшина Васков, – и очень прошу слушать внимательно». «Мы уже отдохнули», – ответили зенитчицы. «Кто кричал?» – спросил командир. Старшина спросил: «Дорогу запомнила?» «Дождь пойдёт, – задумчиво сказал он, – утки вон плещутся

VI На дом: а) задание ____; Запишите и объясните, как вы понимаете выражения: хмурый старшина, медведь отца заломил, позабыл о своём возрасте, ровня всем майорам.

б) выучить правила.

VII . Подведение итогов урока. По ответам оцениваю учеников за работу на уроке, выставляем их в журнал и в дневники.

Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Завуч школы № 60 школы _______________З.Садуллаева