МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ
ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Реферат
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ.02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
По теме: «Способы предовращения эмоционального перегорания в профессиональной деятельности»
Работу выполнила: Ильченко Анна Александровна
Студентка 2 курса Ш-21 группы
Преподование в начальных классах
Преподаватель дисциплины: Давыдова Ангелина Геннадьевна
Оценка_________________
Эмоциональное выгорание – негативное явление, психического характера, приводящее к эмоциональному истощению организма человека. Эмоциональному выгоранию подвержены специалисты, у которых профессиональная деятельность связана с общением: помогать, успокаивать, давать людям «душевное» тепло.
Выгорание эмоциональное происходит медленно от: работы «на износ», повышенной активности, трудового энтузиазма. Проявляется симптом перегрузки организма, переходящий в хронический стресс, наступает истощение человеческого ресурса.
Синдром эмоционального выгорания
Это истощение человеческого состояния: морального, умственного, физического.
признаки этого состояния:
1. морального: уклонение от ответственности, обязанности; стремление к одиночеству; проявление зависти и злобы; обвинение в своих бедах окружающих и близких. Люди пытаются улучшить свое состояние с помощью алкоголя или наркотических веществ.
2. умственного: не уверенность в себе; безразличное состояние: в семье, на работе, к событиям; отвратительное настроение; потеря профессионализма; вспыльчивость; недовольство, отсутствие жизненных целей; тревога и беспокойство; раздражительность. Синдром выгорания эмоционального очень схож с депрессией. Субъекты ощущают признаки обреченности на одиночество, поэтому страдают, переживают. Выполняя работу, не могут долго сосредоточиться.
3. физического: частые головные боли; «упадок силы» — усталость; увеличенное потоотделение; слабость в мышцах; пониженный иммунитет; потемнение в глазах; головокружение; бессонница; боли в пояснице, сердце; «ноют» суставы, нарушение пищеварительного тракта; отдышка: тошнота. Человек не может понять, что с ним происходит: снижен иммунитет, самочувствие отвратительное, нарушен аппетит. У некоторых людей увеличивается аппетит, соответственно, и вес, а другие — теряют аппетит и худеют.
Эмоциональное выгорание это Ответная реакция всего организма субъекта на продолжительные стрессы от любой сферы общения: дом, работа, окружающая среда, регулярные конфликты.
Герберт Фрейденберг, психолог из США описал в 1974 году феномен выгорания эмоционального — это психическое расстройство, влияющий на личность субъекта, вследствие эмоционального «истощения».
К причинам выгорания можно отнести:
Низкая заработная плата, при напряженном рабочем графике;
Не удовлетворения жизненных потребностей;
Неинтересная, монотонная работа;
Давление руководителя;
Ответственная работа, отсутствие дополнительного контроля;
Не соответствующая оценка работы специалиста руководителем;
Работа в давящей среде, хаотична;
Методы борьбы с эмоциональным выгоранием для восстановления баланса:
Отслеживание за признаками и предпосылками выгорания;
Своевременная ликвидация стрессов, поиск поддержки;
Постоянный контроль над эмоциональным и физическим здоровьем.
Синдром эмоционального выгорания это
Состояние систематического истощения человека, парализуя чувства, силы, а так же потеря радостного настроя к жизни.
Значительную роль в осуществлении психологической самопомощи играет овладение навыками психологической саморегуляции. Только своевременное принятие соответствующих мер способствует торможению развития эмоционального выгорания уже на ранних этапах.
Практика показывает, что многие педагоги, сталкиваясь с теми или иными препятствиями в работе, интуитивно начинают искать пути их преодоления. Предлагаем несколько вариантов выхода из стрессовых ситуаций, исходя из личного опыта учителей. Они могут быть использованы как теми, кто впервые столкнулся с подобными трудностями, так и теми, кто хотел бы пополнить свою копилку способов совладания с проявлениями эмоционального выгорания на разных уровнях:
на физиологическом уровне:
«пыталась справиться с нарушением сна, выполняла целый ритуал - чтение хорошей книги, душ (лучше контрастный и за час до сна), стакан теплого молока каплей меда; и при этом никто не должен отвлекать со своими проблемами»
«на работу стараюсь ходить пешком. Дорога в школу проходит через парк, стараюсь подмечать изменения, которые там происходят день ото дня. Возвращаюсь с работы пешком, вообще стараюсь как можно больше двигаться»
«И высыпаться! “Перед сражением главное - выспаться”, - говорил Кутузов. Он спал даже на военных советах. А Наполеону достаточно было поспать 3-4 часа в день... Может, конечно, одно с другим не связано, но победил все-таки Кутузов»
«при появлении симптомов мне очень помогают «три Т» - тепло, темно, тихо. Просто прихожу с работы, ложусь сразу спать, накрываюсь одеялом, выключаю свет, закрываю комнату, чтобы меня не беспокоили»
на эмоциональном уровне:
«чтение стихов, прослушивание музыки; рассматривание цветов в помещении, фотографий, картин; любование пейзажем за окном»
«делюсь положительными эмоциями с другими»
«мне нравится пройтись по парку, аллее, просто смотреть на небо, птиц, люблю гулять на даче в лесу. Даже передачи по телевизору смотрю только про животных»
на поведенческом уровне:
«четкое разделение между работой и домом. Этому нужно и можно научиться. По дороге домой думаю обо всем, кроме работы (желательно возвращаться одной, без коллег), захожу в магазин, если есть пять минут лишних - к подруге»
«никогда или почти никогда не звоню ученикам домой. И своего телефона не даю. Дома я не учитель. Время для встреч с родителями записано у каждого ученика в дневнике - дни, время, кабинет»
«для себя вывела формулу: “Работать на работе”. И хотя нужно много проверить тетрадей, никогда не беру их домой (в первый год работы все выходные сидела за тетрадями). Рабочий день у нас с 9.00 до 15.00. Я для себя решила работать до 17.00, как “обычные” люди, но домой ничего не брать. Провожу уроки, классные часы, консультации, проверяю тетради, пишу планы уроков. В 17.00 закрываю кабинет и оставляю “работу на работе”»
на смысловом уровне:
«не говорю о себе и о других плохого, подвергаю только конструктивной критике; извлекаю урок из каждой неудачи; создаю и расширяю структуру своей социальной поддержки»
«ставлю цели так, чтобы их можно было выполнить и стремлюсь укладываться в запланированное время» «надо уметь разводить понятия я-человек и я-учитель. Теперь не скажу, горестно вздыхая: “Я - учитель”. “Я работаю учителем”, - звучит правильнее»
Важная проблема современного педагога - сохранение целостности собственной личности, собственного эмоционального здоровья в условиях реализации задач профессиональной деятельности. Хотим ли мы этого или нет - труд учителя по своей природе «вымывает» из него личность. Отдавая всего себя ученикам, трудно оставаться скрупулезным бухгалтером - «здесь я выкладываюсь на 75%, а здесь проявляю нулевой уровень педагогических способностей, иначе на завтра уже ничего не останется».
Знание и применение элементарных норм психогигиены в педагогической деятельности - это не роскошь и не очередное бездумное заимствование зарубежного опыта, - это жизненная необходимость, своего рода спасательный круг в трудной и чрезвычайно важной профессии - профессии педагога.
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.
3.Откажитесь от пекфекционизма.Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.
4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Вспомните
6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.
Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события
прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.
12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
13. Не забывайте хвалить себя!
14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).
15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.
16. Станьте энтузиастом собственной жизни!
17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.
18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.
22. Посещайте, выставки, театр, концерты.
Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
24. Музыка – это тоже психотерапия.
25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.
26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.
27. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.
28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!
Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.
30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе
с людьми (рецепты В. В. Бойко)
• Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.
• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.
• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.
• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.
• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.
• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.
• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.
• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.
• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.
• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.
Упражнение «Имя – профессиональное качество».
Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.
Упражнение "Лестница".
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
- Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?
- Что мешает Вам находиться наверху?
Коллаж «Привычки счастливого человека»
Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.
Участникам тренинга раздаются листы бумаги, они делятся на на 2 команды 1 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие на работе, 2 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие вне работы.
Флеш-тренинг.
Видеозапись с расслабляющими изображениями. Участники рассматривают слайды под спокойную музыку.
«Мешочек пожеланий»
Участники вытаскивают позитивные пожелания и зачитывают их.(В ближайшее время Вам особенно повезет! Вас сегодня ожидает сюрприз! И т.д
Помните: работа - всего лишь часть жизни!