9
Справка
о результатах посещения педагогом - психологом уроков
в среднем звене «Санаторной школы – интернат №4» г. Ухты
В рамках работы по сохранению здоровья педагогом-психологом интерната в 1 четверти 2022 – 2023 учебного года были посещены уроки в среднем звене (5-е, 6, 7, 8 классы) с целью оценки их проведения с позиций здоровьесбережения.
Уроки были посещены по следующему графику:
Дата посещения | Класс, учитель | Учебная дисциплина | Тема урока |
13.10.2022 | 8 класс | Технология 6-й урок | «Технология материального производства» |
17.10.2022 | 7 класс | Физика 4-й урок | «Инерция» |
18.10.2022 | 6 класс | Литература 1-й урок | «Зимняя дорога» А.С. Пушкин» Пейзаж и его роль в стихотворении |
18.10.2022 | 6 класс | Математика 2-й урок | «Сравнение дробей с разными знаменателями» |
21.10.2022 | 8 класс | Геометрия 2-й урок | «Осевая симметрия геометрических фигур» |
22.10.2022 | 6 класс | Родной русский язык 2-й урок | «Группы неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске» |
24.10.2022 | 6 класс | Русский язык 3-й урок | «Стили текста» |
26.10.2022 | 8 класс | Физика 2-й урок | «График плавления и отвердения. Удельная теплота плавления» |
Анализ урока осуществлялся по следующим показателям:
Санитарно-гигиенические условия классных помещений (температурный режим, режим проветривания, рациональность освещения, посадка учащихся);
Содержание, продолжительность, эффективность оздоровительных моментов на уроках (мотивация учащихся на укрепление и сохранение здоровья; формирование правильной позы учащихся в соответствии с видом учебной деятельности; применение физкультминуток, динамических пауз, гимнастики для глаз и других упражнений; момент наступление утомления у учащихся);
Психологический климат на уроке (взаимоотношения между учителем и учениками, отношения среди учащихся, преобладающие эмоции на уроке);
Организация самой учебной деятельности учащихся (средняя продолжительность и смены различных видов деятельности; плотность урока, использование ТСО; объем домашних заданий, темп окончания урока; наличие рефлексии и оценки урока учащимися и учителем).
В результате посещения уроков в среднем звене был сделан вывод о том, что здоровьесберегающий компонент учителями среднего звена в этих классах реализуется в недостаточной степени. Об этом свидетельствует ниже предложенный детальный анализ составляющих здоровьесберегающего компонента.
В целом санитарно-гигиенические условия в классных помещениях соблюдаются. Так, например, одним из важнейших санитарно-гигиенических параметров для сохранения здоровья детей является рационально используемое освещение. Учебная деятельность в условиях неправильной и недостаточной освещенности рабочего места приводит к ухудшению зрения, снижению работоспособности, повышению нервно-психического напряжения, утомленности. Учителями среднего звена отслеживается рабочее состояние, исправность осветительных приборов в кабинетах, кроме этого, на самих уроках учителя- предметники рационально сочетают естественный свет с искусственным освещением.
Учителями также соблюдается режим проветривания классных комнат (как на перемене, так и на самом уроке) и режим работы рециркуляторов. Однако, несмотря на регулярные сквозные проветривания кабинетов, в них остается некомфортным температурный режим (в классах жарко, душно, не достает свежего воздуха). Нахождение учащихся в подобных воздушно-температурных условиях ухудшает их самочувствие, снижает работоспособность, вызывает скорую утомляемость и отвлекаемость от учебного процесса.
Известно, что школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребенка. Кроме этого, рассадка детей должна осуществляться исходя из анатомо-физиологических особенностей их организма, что также является одним из важнейших условий для сохранения здоровья детей. Во всех пяти посещенных кабинетах оснащены партами нового образца с возможностью регулирования высоты подъема. Несмотря на то, что мебель в этих классах промаркирована, посадка учащихся зачастую осуществляется без учета особенностей их роста (более рослые ребята сидят за передними, низкорослые же учащиеся садятся за задние). Мебель в кабинете русского языка нового образца, маркировка произведена.
Кроме санитарно-гигиенических условий во время посещения уроков в среднем звене были проанализированы содержание, продолжительность и эффективность оздоровительных моментов на уроке.
В среднем звене учителя на уроке недостаточно затрагивают вопросы, связанных со здоровьем и ЗОЖ, не делают специального акцента на постановке здоровьесберегающих задач урока, т.е. не мотивируют учащихся на сохранение и укрепление здоровья. Тогда как необходимым является развитие на уроке ценностного отношения у учащихся к своему здоровью, формирование потребности в ЗОЖ.
Также были проанализированы поза учащихся на уроке, чередование позы в соответствии с видом работы и роль учителя в формировании правильной позы учащихся на уроке. Наблюдение за учащимися показало, что в основном они сидят неправильно: не соблюдают необходимую позу при выполнении того или иного вида деятельности (сутулятся, горбятся, не соблюдают необходимое расстояние от глаз до крышки стола, необходимое расстояние от стола до грудной клетки, скрещивают ноги, кладут ноги под себя и т.д.).
По итогам наблюдения был сделан вывод о том, что учителя практически не участвуют в формировании правильной позы, не следят в течение урока за правильностью посадки детей.
Во время посещения уроков в среднем звене были проанализированы такие оздоровительные моменты как физкультминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз и другие упражнения. Подобные оздоровительные моменты присутствуют на уроках в среднем звене, однако они менее разнообразны, чем на уроках в начальном классах, и не так удачно вписываются в ход урока. Со стороны создалось впечатление о формальном отношении учителей к подобному виду здоровьеукрепляющих мероприятий.
К проводимым на уроках в среднем звене оздоровительных упражнений можно отнести: физкультминутки, гимнастику для глаз, динамические паузы, массаж биологически активных точек. Продолжительность проводимых оздоровительных моментов составляет примерно 1 – 1,5 минуты, чаще они осуществляются в начале урока, учителя при этом совместно с ребятами участвуют в их выполнении.
В качестве примера наиболее удачного сочетания разнообразных оздоровительных упражнений на уроке можно привести урок русского языка в 6 классе (учитель – Попова В.В.). В начале урока ребятами совместно с учителями была выполнена физкультминутка на разные группы мышц, после длительной нагрузки на зрительный аппарат учителем детям была предложена гимнастика для глаз.
Момент возникновения утомления является одним из критериев для определения эффективности проводимых оздоровительных мероприятий на уроке (правильности выбора формы и времени их проведения). В ходе посещения уроков было установлено, что в среднем звене момент возникновения утомления приходится на разное время в разных классах и на разных уроках: в некоторых классах – ранее необходимой нормы (ранее 40 минут), что, в свою очередь, указывает на не совсем эффективную организацию урока, в том числе, применение оздоровительных мероприятий.
Наряду с учетом санитарно-гигиенических норм и проведением оздоровительных мероприятий немаловажную роль на уроке играет психологический климат, создаваемый учителем. А именно, преобладающие эмоции у участников образовательного процесса, характер взаимоотношений между учителем и учениками, а также между одноклассниками.
Наблюдая за данным показателем, был сделан вывод о том, что чаще всего уроки в среднем звене эмоционально индифферентны. Учителя среднего звена в основном в течение урока мало эмоциональны, несколько авторитарны по отношению к учащимся, больше озабочены соблюдением ими дисциплины. Наличие отрицательных эмоций на уроках зафиксировано не было, однако было мало и положительно окрашенных в эмоциональном плане моментов.
Для учащихся на уроке характерно наличие интереса к изучаемому материалу, в отдельных классах наблюдалось стремление больше узнать, а также радость от познавательной активности.
Известно, что одним из механизмов создания устойчивой учебной мотивации является положительная оценка, похвала со стороны взрослого (учителя) выполняемой деятельности ребенка. Несмотря на этот общеизвестный факт, учителя среднего звена на своих уроках мало хвалят учащихся за успехи в учебной деятельности, практически не отмечают их достижения. Мало оказывают эмоциональную поддержку учащимся, нуждающимся в ней.
Познавательную активность, учебную мотивацию также можно формировать, используя активные методы обучения. Данный компонент учебой деятельности учителями среднего звена проработан достаточно хорошо. Учителями активно применяются методы и приемы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения школьников. К ним можно отнести следующее:
- работа в группах при обсуждении определенных вопросов на уроке, групповые дискуссии (например, на уроке литературы в 6 классе, учитель Попова В.В.);
- осуществление межпредметных связей (на уроке физики в 8 классе – учитель Старцева Н.М. – были затронуты вопросы биологии и экологи);
- применение технических средств обучения (проектора для демонстрации отрывка познавательного фильма к изучаемой теме по физике);
- ученики выступают в роли эксперта, учителя (осуществляя поиск речевых ошибок в устных ответах одноклассников на уроке литературы - учитель Попова В.В.);
- использование на уроках пословиц и поговорок, чтение притч;
- использование метода проблемного обучения, когда перед ребятами ставится проблема, решение которой они находят в течение урока;
- применение алгоритма ответа;
- ученик выступает в качестве исследователя (на уроке физики выполняют опыты, на основе полученных знаний и сделанных наблюдений разработали правило для пожарных о том, что горящий бензин тушить водой нельзя) и др.
Другим способом повышения заинтересованности в учебе является реализация дифференцированного подхода к домашним заданиям детей. В ходе наблюдения было установлено, что дифференциация домашнего задания учителями среднего звена осуществляется.
Было проанализировано, как учителя осуществляют организацию самой учебной деятельности учащихся. Анализировались средняя продолжительность и смена различных видов деятельности; плотность урока; объем задаваемых домашних заданий, темп окончания урока; наличие рефлексии и оценки урока учащимися и учителем.
На посещаемых уроках учителями успешно использовались различные виды преподавания: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Количество видов учебной деятельности соответствовало норме - 4-7 видов за урок, не выходя за ее границы. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности также соответствовали с точки зрения здоровьесбережения нормам: на один вид деятельности отводилось от 7 до 10 минут.
Однако плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу, равняется в среднем 80% и более, что превышает ориентировочные нормы.
Анализируя темп окончания уроков в посещенных классах, необходимо отметить, что для большинства уроков свойственен быстрый темп завершения, учащимся не предоставлялось время для того, чтобы задать вопросы, получить комментарий к домашнему заданию.
31.10.2022 г.
Психолог ГОУ РК Смирнова Е.С.
«Санаторная школа-интернат №4» г. Ухты