СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сравнительный анализ стихотворений " Рождественская звезда" Пастернака и Бродского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

вопросы и комментарии для сопоставительного анализа стихотворений

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ стихотворений " Рождественская звезда" Пастернака и Бродского»

Предлагается сравнить “Рождественскую звезду” Б.Пастернака и И.Бродского:

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.

И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
...Все злей и свирепей дул ветер из степи...
...Все яблоки, все золотые шары.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.

-- Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, --
Сказали они, запахнув кожухи.

От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.

Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.

По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.

У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
-- А кто вы такие? -- спросила Мария.
-- Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести вам обоим хвалы.
-- Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву
Как гостья, смотрела звезда Рождества. 1947

Рождественская звезда

В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему всё казалось огромным: грудь матери, жёлтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребёнка издалека,
из глубины Вселенной, с другого её конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца. 24 декабря 1987





Евангелие от Матфея 2,1 - 2,9 - 11, 13 - 15.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришил поклониться Ему. И, се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Когда же они отошли - вот, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода.







  1. Как определяется место и время действия в Евангелии и в стихотворениях Б.Пастернака и И.Бродского? Какое это имеет значение для понимания стихотворений?

  2. Как реализуется мотив Рождественской звезды в евангельском тексте и в стихотворениях?

  3. Какие реалии используют Б.Пастернак и И.Бродский? Как в этом проявляются особенности художественного мышления поэтов?

  4. Какую роль в стихотворении Пастернака играет фрагмент:

И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
...Все злей и свирепей дул ветер из степи...
...Все яблоки, все золотые шары.

  1. Чем отличается интерпретация библейского сюжета у Бродского и Пастернака?

  2. Чем различается ритмико-синтаксическая организация стихотворений?

  3. Какие чувства, ощущения возникают после чтения “Рождественской звезды” Бродского, отличаются ли они от эмоций, вызванных стихотворением Пастернака?

  4. В чём, по-вашему, поэтический смысл каждого из стихотворений?

Предлагается сравнить два стихотворения: “Рождественскую звезду” Б.Пастернака и “Рождественскую звезду” И.Бродского. Их разделяет ровно сорок лет. Может даже показаться, что в 1987 году И.Бродский пишет юбилейное стихотворение в честь “Рождественской звезды” Пастернака, а не только в честь Рождества, как он часто делал.

При комментарии “Рождественской звезды” Б.Пастернака нужно проследить за словами, связанными с темой холода, стужи и с темой тепла, света, огня, в той последовательности, как они развиваются в стихе, какой смысл они придают библейской истории о рождении Иисуса, какую роль играют в стихотворении. Как развивается в стихотворении тема “тепла” и тема “холода?

Оцените такой комментарий: “Рождественская звезда” Пастернака построена как маленькая симфония: две темы заявляются в первых же двух строфах стихотворения (1-я строфа — “стояла зима”, 2-я строфа — “Его (то есть Младенца) согревало дыханье вола”) и дальше движение образов, ритм стихотворения подчиняются развитию этих тем; кульминации конфликт тем достигает в 10-й и 11-й строфах на рефрене “все, весь...” (“Весь трепет затепленных свечек, все цепи Всё злей и свирепей дул ветер из степи...”). Иисус у Пастернака в результате приносит в мир свет и тепло, перед Ним отступает холод небытия; Он рождается как средоточие тепла и света, тепла живой жизни, домашнего тепла и света далёкой звезды; Его рождение предопределяет будущий многовековой конфликт, в котором тихим и простым радостям людей, их мечтам, обыденному счастью, радостям домашнего очага будет угрожать мировая стужа, ветер катастроф, ветер истории.

При чтении стихотворение И.Бродского обратить внимание на ритм и интонацию стиха и попробовать отметить строку, в которой изменится ритм стихотворения. По ходу чтения выписать слова, которыми поэт создаёт образ пространства, пространственных отношений. Что ушло из интерпретации библейского сюжета у Бродского в сравнении с пастернаковским стихом и какая новая тема появилась; какие чувства, ощущения возникают после чтения “Рождественской звезды” Бродского, отличаются ли они от эмоций, вызванных стихотворением Пастернака? Что изменяется в интерпретации Рождества, Иисуса благодаря пространственным образам?



Стихотворение Бродского, как и у Пастернака, начинается с противопоставления “жара–холод”, но уже во второй строке значение этого противопоставления для смысла всей истории в значительной степени умаляется: это всего лишь одно из обстоятельств рождения Иисуса, такое же, как пещера, как плоская поверхность земли в той местности. В дальнейшем даже тот образ, который у Пастернака определённо — и совершенно естественно — связан с ощущением тепла, у Бродского приобретёт скорее пространственное значение (“Ему всё казалось огромным жёлтый пар из воловьих ноздрей...”). Неотвязное чувство пространства, его огромности рождает ощущение одиночества и затерянности Младенца, и та единственная связь в этом мире, которая у него возникает с далёкой звездой, как бы непроизвольно, из-за своей единственности становится чрезвычайно напряжённой связью. Вспомним, у Пастернака вокруг Младенца собралось много народу: и пастухи, и ангелы, и волхвы, и даже звезда-гостья заглянула в пещеру. У Бродского на Младенца смотрит только звезда — и не взглядом гостя, умиляющегося чуду, а тяжёлым взглядом Отца. Будущее одиночество Иисуса в мире — вот тема Рождества у Бродского.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!