| Казахстан | Китайская Народная Республика | Япония |
Предшествующие конституции | 1. Конституция Казакской АССР 1926 года 2. Конституция Казахской ССР 1937 года 3. Конституция Казахской ССР 1978 года 4. Конституция Республики Казахстан 1993 года 5. Конституция Республики Казахстан 1995 года | Предшествующие Конституции КНР принимались в 1954, 1975 и в 1978 годах. Четвёртая, действующая Конституция КНР была принята в 1982 году. | Конституция Японии (яп. 日本國憲法, 日本国憲法, Нихон-коку кэмпо:/Ниппон-коку кэмпо:) — основной закон Японии, вступивший в силу 3 мая 1947 года. (Формально является серией поправок в Конституцию Мэйдзи, однако традиционно считается отдельной Конституцией). |
Принятие действующей конституции | Действующая Конституция Республики Казахстан была принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 года. | Четвёртая, действующая Конституция КНР была принята в 1982 году. | Действующая редакция: 3 мая 1947 года |
Содержание действующей конституции | Преамбула, 9 разделов, 98 статей. | Конституция КНР 1982 г. содержит Преамбулу и 4 главы, имеющие 138 статей. | Преамбула, текст Конституции насчитывает 103 статьи, объединённых в 11 глав. |
Поправки и изменения действующей конституции | За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в неё вносились три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах. | В апреле 1988 г. на первой сессии ВСНП 7-го созыва, в марте 1993 г. на первой сессии ВСНП 8-го созыва и в марте 1999 г. на второй сессии ВСНП 9-го созыва были приняты поправки к Конституции. В 2004 году Конституция КНР была существенно дополнена. | Никакие поправки в Конституцию Японии после 3 мая 1947 года не вносились. |
Общие положения | Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Основополагающими принципами деятельности Республики являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории. Административно-территориальное устройство Республики, статус ее столицы определяются законом. Столицей Казахстана является город Астана. Наименования Республика Казахстан и Казахстан равнозначны | Конституция КНР гласит: «Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян; Социалистический строй есть основной строй Китайской Народной Республики. Запрещается любым организациям или отдельным лицам подрывать социалистический строй». | Япония — конституционная, парламентарная монархия, где власть императора сведена до минимума, он остался лишь символом нации. Высшим же и единственным законодательным органом провозглашен Парламент. Правительство формируется при решающей роли Парламента и несет перед ним ответственность. Япония провозглашается унитарным государством с широкой местной автономией административно-территориальных единиц. |
Таким образом, за 22 года конституция РК подвергалась поправкам 3 раза, конституция КНР за 35 лет 4 раза, а конституция Японии за 70 лет фактически не подвергалась изменениям, а лишь устанавливает переходные положения (корректировки) от некоторых законов, только лишь потому что они устарели и не имеют практического применения в современном мире.
Конституция-это документ народа! Конституция должна защищать в первую очередь народ и если вносить изменения в конституцию, то только если эти изменения во благо народа, что не вполне соответствует реалиям изменений нашей конституции.
В 2017 году в Казахстане обсуждаются новые планируемые поправки, поэтому народ Казахстана должен принять активное участие в обсуждении предлагаемых поправок и высказать свои предложения.