Средства визуализации учебной информации
и способы ее предъявления на уроке
иностранного языка
С визуализацией человек сталкивается буквально с самых первых дней своей жизни, остается лишь вспомнить яркие детские книжки с разноцветными иллюстрациями и надписями. Этот метод направлен на стимулирование врожденных природных способностей учащихся за счет интеллектуальной доступности, удобной подачи материала и интерактивности.
Таким образом, если грамотно активизировать визуальное мышление, можно воздействовать на мышление в целом, обеспечить долгое хранение информации в памяти и правильное применение ее в речи.
Преимущества визуализации в обучении: помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию (усвоение больших объемов информации, более легкое запоминание и прослеживание взаимосвязи между блоками информации); развивает критическое мышление; -помогает учащимся интегрировать новые знания; позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.
Визуализация информации в обучении иностранным языкам – это представление в удобной и доступной форме сообщений об основных фактах, событиях, процесса культуры, передаваемых средствами иностранного языка. Средства визуализации информации (иллюстрации, коллажи, инфограммы, схемы, презентации, видеофрагменты и т.д.) знакомят обучающихся с миром иноязычной культуры и языка, как его компонента, представляя сообщения в уже переработанном, «сжатом» виде, и выступают одновременно в роли визуального стимула общения.
Средства визуализации информации |
Информация | Средство визуализации | Познавательный аспект | Воспитательный аспект | |
Факты культуры | Набор слайдов, фото и иллюстрации, коллажи, инфограммы, схемы карты, диаграммы, графики и т.п. | Знакомство с реальной действительностью и историей страны изучаемого языка, познание системы языка, его роли, статусы и истории | Осознание системы интернациональных ценностей, ценностей народа страны изучаемого языка, удовлетворение разнообразных интереса. | |
События культуры | Презентации, схемы, учебные видео-фрагменты, видеофильмы | |
Процессы в культуре | Презентации, схемы, видеофильмы, коллажи , диаграммы, графики и т.п. | |
В таблице представлены основные средства визуализации информации, которые получили наибольшее распространение в отечественной и зарубежной методической науке и практике, а также их познавательный, воспитательный, развивающий и учебный аспекты.
В настоящее время используется большое количество средств визуализации знаний, особое внимание привлекают средства визуализации с использованием современных информационных технологий. Например:
Интеллект-карта (Mind Map) — это графический способ представить информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. Для структурирования идей, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
Применение интеллект-карт на уроках иностранного языка дает возможность:
создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения; -организовать индивидуальную, групповую и фронтальную деятельность учащихся;
конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
организовывать самостоятельную работу учащихся;
организовывать проектную деятельность учащихся;
развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности
Рисовать интеллект-карту можно на бумаге, доске или использовать сервиc bubbl.us.
Работа с интеллект-картами
при обучении продуктивной лексике на этапе введения в тему, где учащиеся самостоятельно или коллегиально, совместно с учителем, генерируют идеи и организовывают в схему лексические единицы по теме;
вербальная основа для подготовки учащихся к продуцированию монологической речи, предоставляя для выбора коммуникативно обусловленный лексический материал и помогая организовывать высказывание;
при обучении чтению иноязычного текста -выступает как инструмент для анализа и репрезентации содержания текста (составление интеллект-карты текста развивает умения выделять смысловые опоры, устанавливать внутритекстовые связи, делить текст на смысловые части)
Карты отлично подойдут для письменных заданий, а также для составления устных историй (слова или идеи, стрелочка обозначает (или не обозначает) последовательность)
Скрайбинг - новейшая техника презентации (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки); речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги); получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда. Учителю, кроме него самого, необходимы лишь поверхность, на которой можно делать зарисовки, и инструмент, которым их можно делать. Настоящий скрайб-рисунок - это рисунок в стиле "минимализм", совсем не закрашенный, без явной прорисовки деталей, то есть достаточно схематический.
Скрайбинг имеет ряд преимуществ, что позволяет использовать его на любом уроке и по любой теме для объяснения нового материала и проверки усвоенного:
проверка домашнего задания (с помощью скрайбинга рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);
формулировка темы урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока);
обобщение материала, закрепление (скрайбинг состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод);
организация групповой работы (составление скрайбинга на заданную тему из предложенных изображений, сравнение рисунков групп);
творческое домашнее задание (составление рисунка в печатном или электронном виде на заданную тему) и т.д.
Скрайбинг бывает ручной, компьютерный и аппликационный. Голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски, а также элементы аппликации.
Рисованный (ручной) скрайбинг (голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ, используются листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, фломастеры и т.д.)
Аппликационный скрайбинг - это когда используются заранее подготовленные фигурки, картинки, текст. Могут быть разновидности с использованием магнитной доски и т.п.
Компьютерный скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe. VideoScribe позволяет выбрать цвет и текстуру фона, шрифт и вариант изображения руки, которая держит карандаш или кисть и т.д.
Облака тегов – Wordle.
Wordle это сервис по созданию из введенного текста облака слов. На сайте www.wordle.net в специальное поле необходимо ввести текст, и программа сгенерирует облако, отображая наиболее часто используемые слова крупным шрифтом. В такие облака можно превратить любой текст. Использование Wordle полезно для людей, воспринимающих большую часть информации с помощью зрения (визуалов).
Использование сервиса Wordle открывает большие возможности, как для преподавания, так и для изучения иностранного языка. Применение данной методики на занятиях по иностранному языку является одним из средств повышения интереса к обучению, позволяет обеспечить более качественное овладение учащимися устной речью, повысить уровень языковой и речевой подготовки, способствует формированию и совершенствованию лексических навыков. Технически простая реализация и бесплатное пользование приложением дает большие возможности для распространения данного вида средств визуализации знаний.
Инфографика – особый способ визуального представления информации. Идейной основой ИГ является схематизация – графическая организация данных, связанная с облечением идей и мыслеформ разной степени сложности в форму рисунка, схемы, таблицы или диаграммы. Реальные исходные данные – результаты наблюдений, измерений, размышлений – превращаются в ИГ после «редуцированного представления» с помощью графиков, цифр, диаграмм, слов в «отчеты» и конспективные образы, т.е. презентации-визуализации, после многоступенчатой обработки информации. Объект инфографики, как правило, состоит из информационно емких фрагментов, каждый из которых изначально имеет связи с множеством других фрагментов.
В методической литературе указывается, что основная цель инфографики – информирование. Главным признаком, позволяющим включить визуальный объект в подмножество информационной графики, является его способность представлять большой объем разнообразной информации в организованном виде, удобном для восприятия, или являться средством указания на действие или значение других видов информации. Следовательно, инфографику следует считать средством визуализации знаний, поскольку в данном случае реализуется задача не просто представления информации, а ее визуализации в целях последующего анализа, выявление взаимосвязей между некоторыми данными в удобной форме, что и позволяет эффективно передать знания.
Особое внимание в наше время привлекают средства визуализации с использованием современных информационных технологий. Использование компьютерных презентаций облегчает работу учителя на уроке: экономит массу времени, дает возможность предоставить дополнительный интересный материал, увеличить коэффициент эффективности урока, но создание презентации требует и кропотливой подготовительной работы. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентация, в которых после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный ответ позволяет организовать взаимо- или самопроверку быстро и эффективно.
Скетчноутинг – это по сути новое модное название того, что мы, учителя иностранных языков использовали многие годы, никак не обозначая или не называя. Если говорить простым языком скетчноутинг – это визуальный способ фиксирования информации с минимальным количеством текста.
Мы, учителя, сами того не подозревая используем различные вариации скетчноутинга на уроках.
Презентации активно используются на всех этапах, начиная от введения лексики, ее отработки, заканчивая наглядным подведением итогов и обобщением различных грамматических тем. Кроме того презентации часто являются итогом проектов.
Таблицы и блоксхемы используются часто для систематизации материала и его отработки.
А пиктограммы – один из элементов скетчноутинга очень удобны для составления своих скетчей.
А главное методом скетчноутинга можно записывать любую информацию по любому предмету т.е он (скетноутинг) это одно из УУД и в нем явно просматривается его метапредметность. Если посмотреть внимательно, то правы те, кто говорит, что «Новое – это хорошо забытое старое», главное посмотреть на это с нужной стороны и развить идею дальше. Я думаю, что это только начало использования скетчноутинга и можно рассматривать его применение дальше.
Подводя итоги, отмечу, что технология визуализация является одним из самых передовых методов не только при изучении иностранных языков, но и в целом, при структурировании получаемой информации.
Нужно продолжать развитие этого направления обучения и включать его в учебный процесс. Необходимо помнить, что «знания правил недостаточно для грамматической компетенции, и работа над правилами всегда сопровождается интенсивным формированием у учащихся грамматических навыков». И именно при включении визуальных аспектов в процесс обучения, можно дополнительно улучшить как грамматический, так и лексический компонент языковой компетенции учащихся. Основная задача заключается в определении оптимального баланса между подачей визуальной и символьной информации, так как самых лучших результатов можно достичь именно при их взаимодействии. Чем лучше проработана наглядная информация и материал для визуализации, тем выше степень мыслительной активности при работе с этими материалами. Активное использование концепта визуализации позволяет осуществить переход от пассивного восприятия информации к осознанному овладению знаниями.
Приложение 1
Приложение 2