СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стандарт образования по специальности 2-26 02 31 «Документоведение и документационное обеспечение управления"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящий стандарт  образования по специальности 2-26 02 31 «Документоведение и документационное обеспечение управобразовательный стандарт среднего специального образоления» (далее – стандарт) устанавливает основные требования к содержанию профессиональной деятельности и компетентности специалиста со средним специальным образованием, к содержанию учебно-программной документации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, уровню основного образования лиц, поступающих для получения среднего специального образования, вступительным испытаниям, формам и срокам получения среднего специального образования, организации образовательного процесса, объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников, итоговой аттестации.

Стандарт применяется при разработке учебно-программной документации, оценке качества среднего специального образования по специальности.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях образования, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность при реализации образовательных программ среднего специального образования, обеспечивающих получение квалификации специалиста со средним специальным образованием по специальности.

 

Просмотр содержимого документа
«Стандарт образования по специальности 2-26 02 31 «Документоведение и документационное обеспечение управления"»

ОС РБ 2-26 02 31-2015

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства образования

Республики Беларусь

_________20___ №________

(дата утверждения и номер)

________________

(регистрационный индекс)












ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 2-26 02 31

Документоведение и документационное обеспечение управления










ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ республики беларусь



Среднее специальное образование



Специальность

2-26 02 31 Документоведение и документационное
обеспечение управления



Квалификация

Секретарь-референт




Сярэдняя спецыяльная адукацыя



Спецыяльнасць

2-26 02 31 Дакументазнаўства і дакументацыйнае
забеспячэнне кіравання



Кваліфікацыя

Сакратар-рэферэнт





Secondary special education


Speciality

2-26 02 31 Record-keeping and documentary
provision of management


Qualification

Executive Assistant




Министерство образования Республики Беларусь

Минск

УДК

Ключевые слова: делопроизводство, документационное обеспечение управления, документооборот, образовательный стандарт, организационно-распорядительная документация, секретарь-референт

МКС



Предисловие


1 РАЗРАБОТАН Республиканским институтом профессионального образования

исполнители:

Ильин М.В. доц., канд. пед. наук (руководитель);

Ульянова В. Г.;

Мусаткова Н. М.;

Петрова А.Н.;

Пилютина Л. М.;

Столина Т. В.;

Таланова В.В.;

Ходоренко О.Л.;

Шушлябина В.М.

ВНЕСЕН управлением профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь


2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь ______________________

дата и номер постановления


3 ВВЕДЕН ВЗАМЕН РД РБ 02100.4.055-2004











Настоящий руководящий документ Республики Беларусь (образовательный стандарт) не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь

Издан на русском языке

СОДЕРЖАНИЕ


1 Область применения 6

2 Нормативные ссылки 6

3 Термины и определения 7

4 Общие положения 9 4.1 Общая характеристика специальности

4.2 Квалификация выпускника

4.3 Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для получения среднего специального образования 4.4 Требования к формам получения среднего специального образования 4.5 Требования к срокам получения среднего специального образования

5 Квалификационная характеристика 10

5.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием 5.2 Объекты профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием 5.3 Виды профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием 5.4 Профессиональные функции специалиста со средним специальным образованием 5.5 Средства профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием

6 Требования к уровню подготовки выпускника 13

6.1 Общие требования

6.2 Требования к психическим и психофизиологическим профессионально значимым свойствам личности

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям 6.4 Требования к профессиональным компетенциям

7 Требования к образовательной программе и ее реализации 16

7.1 Состав образовательной программы

7.2 Требования к научно-методическому обеспечению

образовательной программы

7.3 Требования к содержанию учебно-программной документации

7.4 Требования к организации образовательного процесса

7.5 Требования к срокам реализации образовательной программы 7.6 Перечень компонентов и циклов типового учебного плана по специальности 7.7 Требования к компетенциям по компонентам, циклам, областям знаний 7.8 Требования к содержанию и организации практики

8 Требования к организации воспитательной работы 32

9 Требования к итоговой аттестации учащихся 33

10 Требования к ресурсному обеспечению образовательной программы 34

10.1 Требования к кадровому обеспечению 10.2 Требования к материально-техническому обеспечению

Приложение А Библиография 35


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ республики беларусь



Среднее специальное образование


Специальность

2-26 02 31 Документоведение и документационное
обеспечение управления



Квалификация

Секретарь-референт




Сярэдняя спецыяльная адукацыя



Спецыяльнасць

2-26 02 31 Дакументазнаўства і дакументацыйнае
забеспячэнне кіравання



Кваліфікацыя

Сакратар-рэферэнт





Secondary special education


Speciality

2-26 02 31 Record-keeping and documentary
provision of management


Qualification

Executive Assistant

Дата введения ХХХХ-ХХ-ХХ





1 Область применения


Настоящий образовательный стандарт среднего специального образования по специальности 2-26 02 31 «Документоведение и документационное обеспечение управления» (далее – стандарт) устанавливает основные требования к содержанию профессиональной деятельности и компетентности специалиста со средним специальным образованием, к содержанию учебно-программной документации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, уровню основного образования лиц, поступающих для получения среднего специального образования, вступительным испытаниям, формам и срокам получения среднего специального образования, организации образовательного процесса, объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников, итоговой аттестации.

Стандарт применяется при разработке учебно-программной документации, оценке качества среднего специального образования по специальности.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях образования, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность при реализации образовательных программ среднего специального образования, обеспечивающих получение квалификации специалиста со средним специальным образованием по специальности.



2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты и иные нормативные правовые акты:

СТБ ИСО 9000-2006 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

СТБ 6.38-2004 Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов

ОКРБ 006-2009 Профессии рабочих и должности служащих

ОКРБ 011-2009 Специальности и квалификации

СТБ 2059-2013 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от
19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях».



3 Термины и определения


В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Архив – организация или структурное подразделение организации, осуществляющие прием, хранение, учет и использование архивных документов (СТБ 2059-2013).

Вид (подвид) профессиональной деятельности вид (подвид) трудовой деятельности, определяемый специальностью (специализацией), квалификацией (ОКРБ 011).

Делопроизводство – деятельность по обеспечению документирования и организации работы с документами (СТБ 2059-2013).

Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, созданная, полученная и сохраняемая организацией или лицом в доказательных или справочных целях в процессе выполнения правовых обязательств или осуществления своей деятельности (СТБ 2059-2013).

Документационное обеспечение управления (ДОУ) – процесс производства, передачи и переработки документированной информации, необходимой для управления организацией [1].

Документация – совокупность документов, оформленных по единым правилам [1].

Документоведение – научная дисциплина, изучающая закономерности образования документов и разрабатывающая способы создания документов, принципы организации документооборота и построения систем документации [1].

Документооборот – движение документов в организации (организациях) с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки или направления в дело
(СТБ 2059-2013).

Качество образования – соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы [3].

Квалификация – подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках специальности, направления специальности (ОКРБ 011).

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения.

Локальный нормативный правовой акт – нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций [2].

Ненормативный правовой акт – правовой акт, принимаемый (издаваемый) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанный на иное однократное применение [2].

Объект профессиональной деятельности – совокупность процессов, предметов или явлений, на которые направлена профессиональная деятельность специалиста.

Организационно-распорядительные документы – документы (постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др.), относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (СТБ 6.38-2004).

Организационно-распорядительная документация – документация, применяемая при оформлении организационной, распорядительной, исполнительной и контрольной функций управления (СТБ 2059-2013).

Образовательная программа совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования [3].

Образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения ее содержания [3].

Профессиональная функция – логически завершенная структурная часть профессиональной деятельности специалиста, связанная с выполнением им обязанностей, обусловленных особенностями разделения, характера и содержания труда.

Редактирование – это анализ, проверка и исправление текста, предназначенного для опубликования в печати или для непосредственного использования в качестве документа.

Сервис (развитый уровень обслуживания) – деятельность по предоставлению услуг и (или) созданию благоприятных условий для клиента (СТБ ИСО 9000).

Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта, – подсистема группы специальностей (ОКРБ 011).

Средства профессиональной деятельности – это вещественные (машины и оборудование, инструмент и приспособления, производственные здания и сооружения) или невещественные (речь, поведение, интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач) орудия, с помощью которых человек воздействует на объект труда.

Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (СТБ ИСО 9000).

Услуга (простейший тип) – результат процесса или по меньшей мере одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика (исполнителя) услуги и потребителя (СТБ ИСО 9000).



4 Общие положения


4.1 Общая характеристика специальности


Специальность 2-26 02 31 «Документоведение и документационное обеспечение управления» в соответствии с ОКРБ 011 относится к профилю образования «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства», направлению образования «Управление», группе специальностей «Бизнес-управление».


4.2 Квалификация выпускника


Образовательный процесс, организованный в целях освоения учащимися содержания образовательной программы среднего специального образования, обеспечивает получение квалификации специалиста «Секретарь-референт».


4.3 Требования к уровню основного образования лиц, поступающих для получения среднего специального образования


4.3.1 В учреждение образования для получения среднего специального образования в дневной форме получения образования принимаются лица, которые имеют общее базовое образование, общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием; на вечернюю и заочную формы получения образования – лица, которые имеют общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием, подтвержденное соответствующим документом об образовании.

4.3.2 Условия приема на обучение устанавливаются в соответствии с правилами приема лиц для получения среднего специального образования.

4.4 Требования к формам получения среднего специального образования


Обучение по специальности осуществляется в очной (дневная, вечерняя) и заочной формах получения образования.


4.5 Требования к срокам получения среднего специального образования


Срок получения среднего специального образования по специальности в дневной форме получения образования составляет: на основе общего базового образования – 3 года, на основе общего среднего образования – 2 года.

Срок получения среднего специального образования по специальности на основе профессионально-технического образования с общим средним образованием составляет от одного года до трех лет.

Срок получения среднего специального образования по специальности при освоении содержания образовательной программы, предусматривающей повышенный уровень изучения учебных дисциплин, прохождения практики, срок получения среднего специального образования в вечерней или заочной форме получения образования определяется сроком получения среднего специального образования в дневной форме получения образования и увеличиваются не более чем на один год.



5 Квалификационная характеристика


5.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием


Сферой профессиональной деятельности секретаря-референта по специальности являются:

  • службы документационного обеспечения управления государственных органов (министерств и иных республиканских органов государственного управления), органов местного управления и самоуправления (управление делами, секретариат, общий отдел, канцелярия и т.п.), ее структура, задачи, функции устанавливаются в соответствии с положением о ней в зависимости от объема документооборота, выполняемых функций, наличия средств вычислительной и организационной техники и т.п.;

  • службы документационного обеспечения управления субъектов хозяйствования и их структурных подразделений различных организационно-правовых форм; некоммерческие юридические лица (общественные организации, профессиональные союзы и т.д.);

  • службы документационного обеспечения управления организаций и соответствующие им структуры (секретариат, канцелярия, приемная руководителя, отдел кадров, архив и т.д.).


5.2 Объекты профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием


Объектами профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием по специальности являются:

  • документы организационно-распорядительные (исходные, текущие, протокольные, сопроводительные, архивные), информационные, справочные и другие материалы, процессы их системной организации и движения;

  • делопроизводство по организации документационного и бездокументационного обеспечения управления;

  • процессы, связанные с информационными технологиями и различными видами информационно-документационных систем (организационно-распорядительными, кадровыми, архивными и др.);

  • выполнение профессионально значимых действий (организация приема посетителей, деловых встреч; ведение протоколов; оформление документов; выдача справок и т.д.);

  • консультирование граждан и соответствующих должностных лиц в пределах своих полномочий.


5.3 Виды профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием


Секретарь-референт должен быть компетентным в следующих видах профессиональной деятельности:

  • делопроизводственная;

  • архивоведческая;

  • исполнительская;

  • информационно-аналитическая;

  • организационная;

  • сервисно-консультационная;

  • контролирующая;

  • коммуникативная.



5.4 Профессиональные функции специалиста со средним специальным образованием


Секретарь-референт должен быть компетентен в выполнении следующих профессиональных функций:

  • организация документационного обеспечения управления;

  • участие в разработке и экспертизе локальных нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов;

  • составление и редактирование текстов документов;

  • внесение предложений о принятии, изменении, дополнении и отмене локальных нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов;

  • осуществление контроля и мониторинга исполнения документов, принятых решений, поручений руководителя;

  • ведение делопроизводства по личному составу;

  • формирование дел в соответствии с утвержденной номенклатурой, систематизирование и обеспечение их учета и хранения;

  • внесение предложений по совершенствованию делопроизводства в организации, рационализации документооборота;

  • информирование и консультирование по вопросам делопроизводства;

  • осуществление информационного и технического обеспечения административно-распорядительной деятельности руководителя;

  • обеспечение на основе коммуникативных принципов бесконфликтного организационного и технического исполнительства служебных обязанностей;

  • учет психологических особенностей личности и их проявления в сфере служебных и человеческих взаимоотношениях;

  • консультирование посетителей, оказание им помощи в решении вопросов, организация работы с обращениями граждан;

  • использование технических средств управления и иной офисной техники в профессиональной деятельности.


5.5 Средства профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием


Средствами профессиональной деятельности специалиста со средним специальным образованием по специальности являются:

  • законы, декреты, указы, государственные стандарты и другие нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста;

  • локальные нормативные правовые акты;

  • ненормативные правовые акты;

  • информационные ресурсы;

  • офисная техника;

  • технические средства управления.



6 Требования к уровню подготовки выпускника


6.1 Общие требования


Выпускник должен:

  • владеть знаниями и умениями в области общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, использовать информационные технологии на уровне, необходимом для осуществления социальной и профессиональной деятельности;

  • уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности;

  • владеть государственными языками (белорусским, русским), а также иностранным языком на уровне, необходимом для осуществления профессиональной деятельности, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.


6.2 Требования к психическим и психофизиологическим профессионально значимым свойствам личности


Выпускник должен обладать способностью к сосредоточению, устойчивостью внимания, четким зрительным восприятием, оперативной и моторной памятью.


6.3 Требования к социально-личностным компетенциям


Выпускник должен:

  • быть способным к социальному взаимодействию, межличностным коммуникациям;

  • уметь работать в коллективе, решать проблемные вопросы, принимать самостоятельные решения;

  • быть способным к совершенствованию своей деятельности, повышению квалификации в течение всей жизни;

  • соблюдать нормы здорового образа жизни.

6.4 Требования к профессиональным компетенциям


Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:

делопроизводственная:

  • руководствоваться в профессиональной деятельности основными направлениями и перспективами развития документационного обеспечения управления;

  • вести подготовку обзора печати, комплектовать справочные материалы;

  • классифицировать и систематизировать справочные материалы, вести тематическое досье;

  • обеспечивать прием, регистрацию, оперативный поиск, доставку документов;

  • использовать нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность; другие руководящие, методические и статистические материалы по документационному обеспечению управления;

  • выбирать методы сбора, анализа, обработки информации;

  • использовать в профессиональной деятельности технические средства управления;

архивоведческая:

  • формировать дела в соответствии с утвержденной номенклатурой;

  • обеспечивать сохранность дел и в установленные сроки сдавать их в архив;

  • соблюдать требования в области экспертизы ценности документов и подготовки их на постоянное хранение;

  • использовать систему научно-справочного аппарата к документам архивного фонда;

  • соблюдать правила составления описей на разные категории дел;

исполнительская:

  • готовить аналитические материалы, краткие справки по отчетам;

  • осуществлять работу по обеспечению связей организации (телефон, факс, компьютер и др.) с организациями-партнерами, средствами массовой информации;

  • готовить проекты деловых писем, телеграмм, телефаксов и иных документов, направляемых сторонним организациям;

  • принимать участие в переговорах с зарубежными партнерами без переводчика;

  • готовить ответы авторам писем;

информационно-аналитическая:

  • обеспечивать подготовку аналитических материалов, кратких справок по отчетам, а также проектов выступлений руководителю по важнейшим направлениям деятельности организации;

  • использовать правила анализа, составления и правки текстов документов;

  • выбирать методы сбора, анализа, обработки информации;

организационная:

  • выбирать экономические и организационно-распорядительные методы организации управленческого процесса;

  • выбирать формы рациональной организации профессиональной деятельности (своей и руководителя);

  • организовывать работу с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц на основе нормативных правовых актов Республики Беларусь;

  • организовывать работу по обеспечению документационного и бездокументационного обслуживания руководителя организации;

  • рационально формировать свой справочно-информационный фонд;

  • организовывать информационное обслуживание руководителя;

  • организовывать заседания, совещания, вести и оформлять протоколы;

  • обеспечивать организацию работы руководителя по вопросам подготовки деловых поездок и встреч, прием посетителей;

  • использовать технические и электронные средства получения, обработки и передачи информации;

  • обеспечивать соблюдение требований по охране труда и пожарной безопасности, охране окружающей среды;

  • соблюдать законодательство о труде;

сервисно-консультационная:

  • владеть вопросами государственного устройства Республики Беларусь, экономических, социально-политических и иных общественных процессов, происходящих в государстве;

  • владеть вопросами организационной структуры, основными направлениями развития организации и ее структурных подразделений;

  • владеть вопросами рационального и эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, обеспечения охраны труда, окружающей среды и энергосбережения;

  • вести учет личного состава организации, ее структурных подразделений в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации;

контролирующая:

  • контролировать своевременное исполнение документов;

  • контролировать реализацию решений, оформленных в протоколах заседаний, совещаний;

  • вести учет и контролировать положение по исполнению поручений руководителя;

коммуникативная:

  • использовать экономические и организационно-распорядительные, социально-психологические методы управления первичным коллективом организации или ее структурными подразделениями в вопросах психологии личности и коллектива, этических и правовых нормах общения и в требованиях к подготовке и проведению деловых бесед, делового общения;

  • ориентироваться в общих вопросах психологии и этики деловых отношений, поддерживать нормальные служебные взаимоотношения, избегать конфликтных ситуаций, изыскивать пути оптимизации морально-психологического климата в коллективе;

  • применять в профессиональной деятельности приемы делового общения и оптимизации морально-психологического климата в коллективе;

  • поддерживать партнерские взаимоотношения в коллективе, направленные на творческое исполнение обязанностей;

  • соблюдать принципы профессионального поведения;

  • осуществлять подбор, расстановку и обучение кадров.



7 Требования к образовательной программе и ее реализации


7.1 Состав образовательной программы


Образовательная программа должна включать совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения среднего специального образования, в соответствии с ожидаемыми результатами.


7.2 Требования к научно-методическому обеспечению образовательной программы


Для реализации образовательной программы среднего специального образования на основе стандарта разрабатывается учебно-программная документация, включающая типовые учебные планы по специальности, типовые учебные программы по учебным дисциплинам профессионального компонента, типовые учебные программы по практике.

Порядок разработки и утверждения учебно-программной документации установлен Кодексом Республики Беларусь об образовании.

В образовательном процессе используются учебники, учебные пособия и иные учебные издания, утвержденные или допущенные Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.


7.3 Требования к содержанию учебно-программной документации


7.3.1 Типовой учебный план по специальности разрабатывается на основе настоящего стандарта и устанавливает перечень компонентов, циклов, последовательность изучения учебных дисциплин, количество учебных часов, отводимых на их изучение, формы учебных занятий, виды и сроки прохождения практики, формы и сроки проведения итоговой аттестации, минимальное количество обязательных контрольных работ, экзаменов, дифференцированных зачетов применительно к специальности, а также перечень необходимых кабинетов, лабораторий, мастерских и иных учебных объектов.

При реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, количество учебных часов, отводимых на учебную и производственную практику, должно составлять не менее 20 процентов от общего количества учебных часов, предусмотренных на профессиональный компонент и компонент «Практика». Присвоение учащемуся квалификации рабочего (служащего) допускается при условии освоения им содержания теоретического и практического обучения в соответствии с типовым учебным планом по специальности и программами профессиональной подготовки рабочих (служащих) по данной профессии.

7.3.2 Наименование учебных дисциплин общеобразовательного компонента, минимальное количество учебных часов, отводимых на их изучение, теоретические, лабораторные и практические занятия определяются Министерством образования Республики Беларусь.

7.3.3 Наименование учебных дисциплин профессионального компонента, количество учебных часов, отводимых на их изучение, теоретические, лабораторные и практические занятия, курсовое проектирование по учебным дисциплинам, виды и сроки прохождения практики, форма и срок проведения итоговой аттестации, минимальное количество обязательных контрольных работ устанавливаются типовым учебным планом по специальности на основе настоящего стандарта и с учетом требований организаций-заказчиков кадров.

Курсовые проекты (курсовые работы) планируются за счет учебных часов, установленных на изучение учебной дисциплины.

7.3.4 При реализации образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием и интегрированной с образовательными программами профессионально-технического образования, количество учебных часов на изучение учебных дисциплин, виды и сроки прохождения практики, срок проведения итоговой аттестации, количество обязательных контрольных работ устанавливаются при разработке типового учебного плана по специальности с учетом интеграции содержания среднего специального и профессионально-технического образования.

7.3.5 Обязательная учебная нагрузка учащихся в дневной форме получения образования не должна превышать 40 учебных часов в неделю, в вечерней форме – 16 учебных часов в неделю.

7.3.6 Использование учебного времени, установленного стандартом на вариативный компонент, планируется при разработке типового учебного плана по специальности.

7.3.7 Дополнительно к обязательной учебной нагрузке в дневной форме получения образования планируются учебные часы на проведение факультативных занятий и консультаций из расчета 2 учебных часа в неделю на весь период теоретического обучения.

Наименование, содержание факультативных занятий, количество учебных часов на их изучение определяются учреждением образования.

7.3.8 В учебном плане по специальности для получения образования в вечерней форме получения образования не планируются учебные дисциплины «Допризывная (медицинская) подготовка», «Физическая культура и здоровье», факультативные занятия.

В учебном плане по специальности для получения образования в вечерней форме получения образования допускается сокращение количества учебных часов на изучение учебных дисциплин общеобразовательного и профессионального компонентов не более чем на 30 процентов от количества учебных часов, установленных типовым учебным планом по специальности для получения образования в дневной форме получения образования. Дополнительно к обязательной учебной нагрузке планируются учебные часы на проведение консультаций из расчета 4 учебных часа в неделю на учебную группу.

В учебном плане по специальности для получения образования в заочной форме получения образования на изучение учебных дисциплин отводится 20-25 процентов времени, установленного типовым учебным планом по специальности для получения образования в дневной форме получения образования. В течение учебного года планируется не более
6 экзаменов, 10 домашних контрольных работ, в том числе не более
2 домашних контрольных работ по одной учебной дисциплине. Учебная практика по закреплению практических умений и навыков по учебной дисциплине проводится в период лабораторно-экзаменационной сессии. Дополнительно к обязательной учебной нагрузке в заочной форме получения образования планируются учебные часы на проведение консультаций из расчета 3 учебных часа в учебный год на каждого учащегося

Планируемая продолжительность преддипломной практики в заочной и вечерней форме получения образования  30 календарных дней
(4 недели).


7.4 Требования к организации образовательного процесса


7.4.1 Образовательный процесс при реализации образовательной программы среднего специального образования организуется в учреждении образования по учебным годам. Учебный год делится на семестры, которые завершаются экзаменационными (лабораторно-экзаменационными) сессиями.

7.4.2 Продолжительность экзаменационных сессий определяется из расчета 2 экзаменов в неделю и не более 4 экзаменов в сессию.

7.4.3 На итоговую аттестацию отводится 2 недели.

7.4.4 Каникулы для учащихся на протяжении учебного года планируются продолжительностью не менее 2 календарных недель, летние каникулы – не менее 6 календарных недель.


7.5 Требования к срокам реализации образовательной программы


Срок получения среднего специального образования в дневной форме получения образования составляет:

  • на основе общего базового образования не менее 147,5 недели, из них не менее 103 недели теоретического обучения, не менее 14 недель практики, не менее 7,5 недели на экзаменационные сессии, не менее
    2 недель на проведение итоговой аттестации, не менее 18 недель каникул, 3 недели резерва;

  • на основе общего среднего образования не менее 95,5 недели, из них не менее 58 недель теоретического обучения, не менее 14 недель практики, не менее 5,5 недель на экзаменационные сессии, не менее
    2 недель на проведение итоговой аттестации, не менее 10 недель каникул, 6 недели резерва.





7.6 Перечень компонентов и циклов типового учебного плана по специальности


Таблица Перечень компонентов и циклов типового учебного плана по специальности

Наименование компонентов, циклов,

учебных дисциплин

Примерное распределение

учебного времени (учебных часов для 1, 2, 4, 5 компонентов;недель для 3, 6 компонентов) для обучения на основе

общего базового образования

общего среднего образования

1. Общеобразовательный компонент



1.1. Социально-гуманитарный цикл

800

100

1.2. Естественно-математический цикл

754


1.3. Физическая культура и здоровье

268

188

1.4. Допризывная (медицинская) подготовка

86


1.5. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

22

22

Итого

1930

310

2. Профессиональный компонент



2.1. Общепрофессиональный цикл

736

736

2.2. Специальный цикл

742

742

2.3. Учебные дисциплины по выбору учреждения образования

300

300

Итого

1778

1778

Всего

3708

2088

3. Вариативный компонент

3

6

4. Факультативные занятия

206

118

5. Консультации

206

118

6. Компонент «Практика»

14

14

6.1. Учебная

5

5

6.2. Производственная

9

9

6.2.1. Технологическая

5

5

6.2.2. Преддипломная

4

4


7.7 Требования к компетенциям по компонентам, циклам, областям знаний


7.7.1 Общеобразовательный компонент


При освоении содержания образовательной программы среднего специального образования по специальности, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, на основе общего базового образования обеспечивается получение общего среднего образования.

7.7.2 Профессиональный компонент


Изучение учебных дисциплин профессионального компонента типового учебного плана по специальности создает условия для получения общепрофессиональных, специальных компетенций и компетенций в области специализации.


7.7.2.1 Общепрофессиональный цикл


Выпускник должен в области государственных языков:

знать на уровне представления:

  • различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • текст как продукт речи и его организацию;

  • основные речевые закономерности;

  • лингвистические законы языка;

знать на уровне понимания:

  • специфику устной и письменной речи;

  • общее и специфическое в русском и белорусском языках;

  • лексические, морфологические, синтаксические средства языка;

  • нормы языка (орфоэпические, орфографические, лексические, словообразовательные, морфологические и пунктуационные);

  • правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • языковые средства официального делового стиля;

  • языковые ошибки и особенности, характерные для языка документов;

  • особенности составления документов в зависимости от их вида (статистические, организационно-распорядительные, нормативно-технические);

  • особенности протоколирования, стенографирования, реферирования;

  • правила составления аннотаций;

уметь:

  • характеризовать языковые средства с точки зрения их целевого назначения, семантики, лексической сочетаемости и грамматической стилистики;

  • применять орфографические и пунктуационные правила;

  • работать с текстом с целью устранения языковых ошибок;

  • работать над текстом: анализировать, составлять тезисы, планы, протоколы, стенографировать;

  • работать над организацией своей речи, исходя из функциональной стилистики, языковой, коммуникативной и эстетической нормы;

  • анализировать речь (свою и чужую) с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

  • пользоваться словарями и справочными изданиями по русскому и белорусскому языкам.


Выпускник должен в области иностранного языка:

знать на уровне представления:

  • основные фонетические и грамматические нормы, позволяющие использовать иностранный язык как средство общения;

  • базовые речевые нормы, необходимые для делового общения;

  • виды и формы деловой корреспонденции на иностранном языке;

знать на уровне понимания:

  • минимальный объем слов, позволяющий вести общение на иностранном языке;

  • иностранный язык с точки зрения его структурных, лексических и стилистических особенностей;

  • основы делового языка по специальности;

  • структуру и правила составления документов различных типов на иностранном языке;

  • правила устного общения и письменной речи на иностранном языке, позволяющие осуществлять языковую коммуникацию;

  • технику перевода (со словарем) текстов по тематике профессиональной деятельности;

  • требования к оформлению корреспонденции и другой зарубежной документации по классификации международных партнерских контактов;

уметь:

  • употреблять базовые грамматические структуры в речи;

  • осуществлять деловые переговоры и оформлять корреспонденцию на иностранном языке;

  • воспринимать на слух информацию делового характера;

  • осуществлять профессиональное общение на иностранном языке;

  • извлекать необходимую информацию из иностранных источников;

  • переводить специальные и социально-политические тексты (со словарем);

  • пользоваться словарями разных типов, справочной литературой.


Выпускник должен в области экономики и организации производства:

знать на уровне представления:

  • основные направления, особенности современного этапа и перспективы социально-экономического развития Республики Беларусь, отрасли, организации;

  • нормативные и законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность субъектов хозяйствования;

  • сущность и специфику государственной и рыночной экономики;

знать на уровне понимания:

  • экономические основы деятельности организации;

  • организационную структуру и экономическую политику организации;

  • руководящий состав организации и ее подразделений;

  • формы и методы реализации принципов управления организацией;

  • сущность и виды методов управления;

  • распределение функций управления на всех управленческих уровнях;

  • принципы организации, формы и системы оплаты труда;

уметь:

  • организовывать управленческий процесс, используя в различных ситуациях различные стили управления;

  • использовать методику принятия управленческого решения;

  • анализировать хозяйственную деятельность структурного подразделения;

  • оценивать свою деятельность и деятельность первичного трудового коллектива с использованием экономических показателей.



Выпускник должен в области психологии и этики деловых отношений:

знать на уровне представления:

  • роль общения и этикета в современном деловом взаимодействии;

  • этические принципы делового общения;

  • способы эмоциональной саморегуляции;

  • систему деловой документации;

  • механизмы рыночных коммуникаций;

знать на уровне понимания:

  • этические нормы, регулирующие профессиональную деятельность специалиста;

  • личностные и групповые психологические факторы, воздействующие на человеческие отношения;

  • моральные принципы, нормы и правила делового этикета;

  • стили общения;

  • конфликты и способы их преодоления в деловом взаимодействии;

  • технологию работы с входящими и исходящими документами;

  • порядок систематизации документов;

  • порядок ведения делопроизводства;

уметь:

  • применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

  • оформлять документацию в соответствии с требованиями документационного обеспечения управления;

  • классифицировать информацию для принятия решений.


Выпускник должен в области охраны труда:

знать на уровне представления:

  • основные нормативные правовые и технические нормативные правовые акты по безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиене;

  • систему стандартов по безопасности труда;

  • систему государственного надзора и общественного контроля за безопасностью труда;

знать на уровне понимания:

  • нормативные правовые акты по охране и безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

  • мероприятия противопожарной защиты и технические средства пожаротушения;

  • права и обязанности должностных лиц по охране труда;

  • систему мероприятий по организации производства и созданию безопасных условий труда в структурном подразделении;

  • опасные и вредные производственные факторы, характерные для конкретной отрасли;

  • способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

  • основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;

  • меры пожарной профилактики и технические средства пожаротушения;

уметь:

  • организовать работу по охране труда на рабочих местах;

  • осуществлять контроль за соблюдением правил охраны труда и пожарной безопасности;

  • применять безопасные приемы и методы работы и обучать им работающих;

  • пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов, средствами пожаротушения.



Выпускник должен в области охраны окружающей среды и энергосбережения:

знать на уровне представления:

  • законодательные, нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и энергосбережения;

  • важнейшие экологические проблемы Республики Беларусь, основные направления международного сотрудничества в области экологии;

  • историю и принципы взаимодействия человека с окружающей средой;

  • приоритетные направления ресурсосбережения и, в особенности, энергосбережения в различных сферах хозяйствования;

  • вопросы энергосбережения в современном обществе;

знать на уровне понимания:

  • основные загрязнители атмосферы, воды, почвы, источники загрязнения;

  • пути рационального использования и способы уменьшения затрат тепла и энергии;

  • критерии оценки качества окружающей среды, пути рационального использования природных и топливно-энергетических ресурсов;

  • принципы создания ресурсо- и энергосберегающих технологий;

  • принципы действия приборов учета тепла, газа, воды, электроэнергии;

уметь:

  • пользоваться источниками информации и пропагандировать принципы ресурсосбережения и охраны природы;

  • рационально организовывать взаимодействие человека с окружающей средой;

  • пользоваться приборами по учету тепла, газа, воды, электроэнергии.


7.7.2.2 Специальный цикл


Выпускник должен в области делопроизводства:

знать на уровне представления:

  • место и роль делопроизводства в управленческой деятельности;

  • государственные стандарты, нормативные правовые акты и методические документы по документационному обеспечению управления;

  • виды документов, основные направления унификации и стандартизации документов;

  • структуру и функции служб документационного обеспечения управления;

  • различные виды организационной и офисной техники, используемой в делопроизводстве;

  • уровень ответственности в делопроизводстве;

знать на уровне понимания:

  • стандарты, положения и инструкции по ведению делопроизводства;

  • терминологию делопроизводства;

  • состав и порядок применения унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

  • классификацию документов и документной информации;

  • функции документов и правила их создания;

  • основы документирования;

  • требования к формированию дел в делопроизводстве;

  • порядок составления и оформления номенклатуры дел, описей дел;

  • принципы организации конфиденциального делопроизводства;

  • определение сроков хранения документов;

  • правила подготовки дел к передаче в архив организации и государственный архив;

  • принципы организации работы с документами по личному составу и обращениями граждан и юридических лиц;

  • принципы организации и оптимизации документооборота, его этапы, состав и объем;

уметь:

  • использовать нормативные правовые акты и методические документы по ведению делопроизводства, стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации;

  • составлять тексты документов, основываясь на нормах и практике стилистики и редактирования;

  • составлять и оформлять организационно-распорядительные документы в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства;

  • соблюдать технологию движения документов;

  • организовывать работу с документами по личному составу, с обращениями граждан и юридических лиц;

  • выполнять все виды работ с документами конфиденциального делопроизводства;

  • формировать дела в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечивать их сохранность и сдачу в архив;

  • обеспечивать единый порядок работы с документами в организации.




Выпускник должен в области секретарского дела:

знать на уровне представления:

  • историю возникновения секретарского дела;

  • основные функции секретаря по бездокументному обслуживанию руководителя;

  • основы эстетики;

  • необходимые деловые и личные качества секретаря;

  • факторы, влияющие на имидж организации;

  • структуру профессиональной этики;

  • требования к рациональной организации рабочего места руководителя и секретаря;

  • основные направления, тенденции развития, номенклатуру технических средств управления;

знать на уровне понимания:

  • внутриучрежденческую регламентацию должностных обязанностей;

  • организационные функции секретаря;

  • способы обработки информации для руководителя;

  • эргономические требования к организации рабочего места секретаря;

  • принципы планирования рабочего дня;

  • основные этические нормы и правила в условиях профессиональной деятельности;

  • эстетику внешнего облика работника;

  • составные части имиджа делового человека;

  • психологические особенности делового общения и его специфику в повседневной профессиональной деятельности;

  • особенности различных видов и типов общения;

  • правила подготовки и проведения деловой беседы;

  • приемы речевого воздействия на различные категории собеседников;

  • правила телефонного этикета;

  • последовательность планирования и проведения мероприятий по подготовке и проведению совещаний, собраний, приемов, презентаций;

  • способы рационального поведения в стрессовых ситуациях;

  • методы саморегуляции эмоциональных состояний;

  • правила поведения в профессиональной и внеслужебной деятельности;

  • устройство, принципы действия и основные характеристики технических средств управления и организационной техники, используемой в делопроизводстве;

  • правила эксплуатации диктофонов и пользования средствами связи;

  • способы самостоятельного получения информации и приобретения навыков использования организационной техники в профессиональной деятельности;

  • правила оказания первой медицинской помощи;

уметь:

  • организовать рабочее место секретаря и руководителя;

  • рационально планировать свой рабочий день и организовывать труд руководителя;

  • осуществлять сбор и реферирование информации;

  • организовывать документооборот с помощью различных технических средств управления и офисной техники;

  • организовывать проведение совещаний, заседаний, вести и оформлять протоколы, контролировать выполнение принятых решений;

  • соблюдать протокол проведения мероприятий (приемов, презентаций, пресс-конференций, интервью и т.д.);

  • организовывать прием посетителей;

  • организовывать связи с общественностью и средствами массовой информации;

  • подготовить деловые поездки и встречи руководителя;

  • использовать информационные технологии, систему электронного документооборота, электронную почту в документационном обеспечении управления;

  • оказывать первую медицинскую помощь;

  • соблюдать правила делового этикета;

  • применять правила подготовки и проведения бесед на практике;

  • организовывать общение и применять различные виды и типы общения;

  • определять способы и правила поддержки оптимальных служебных взаимоотношений, исключающих конфликтные ситуации;

  • соблюдать этические нормы и правила, поддерживать условия благоприятного морально-психологического климата в различных производственных ситуациях.


Выпускник должен в области архивоведения:

знать на уровне представления:

  • место и роль архивоведения в современном обществе;

  • систему государственных архивных учреждений Республики Беларусь;

  • профиль архивов и принципы распределения организаций-источников комплектования между государственными архивами;

  • перспективы и пути развития архивоведения на современном этапе;

  • организацию использования документов архивных фондов;

знать на уровне понимания:

  • требования в области экспертизы ценности документов и подготовки их на постоянное хранение;

  • систему научно-справочного аппарата к документам архивного фонда;

  • правила составления описей на разные категории дел;

  • порядок оформления дел с разными сроками хранения;

  • технологию хранения документов и обеспечение их сохранности;

  • порядок составления акта о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих хранению;

уметь:

  • пользоваться перечнями документов с указанием сроков хранения;

  • проводить экспертизу ценности документов, составлять описи дел, подлежащих хранению, акты о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих хранению;

  • вести справочную работу по документам архива;

  • использовать документы архивных фондов.


Выпускник должен в области стилистики деловой речи и редактирования служебных документов:

знать на уровне представления:

  • стили современных государственных языков;

  • основные задачи и сферу употребления официально-делового стиля;

  • стилистические особенности изобразительно-выразительных средств языка в лексике, грамматики, морфологии, синтаксиса, официально-деловой речи;

  • логические основы редактирования;

  • правила анализа фактического материала;

знать на уровне понимания:

  • функции официально-делового стиля;

  • правила языкового общения в деловой сфере;

  • языковые средства официально-делового стиля;

  • виды и технику правки текста;

  • композиционные особенности служебных документов;

  • особенности составления текстов официально-делового стиля (правовых, нормативных, аннотаций, рефератов, запросов, обращений, интервью и т.д.);

  • основные категории редактирования на белорусском и русском языках;

  • особенности редактирования различных элементов в тексте;

  • орфографические, пунктуационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические ошибки и недочеты;

  • виды словарей и справочных изданий по русскому и белорусскому языкам и практической стилистике;

уметь:

  • выделять языковые особенности официально-делового стиля;

  • составлять стилистически правильно тексты документов в зависимости от их вида, редактировать их на белорусском и русском языках;

  • находить и классифицировать орфографические, пунктуационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические ошибки в текстах документов;

  • делать правку делового текста;

  • стилистически правильно делать перевод текстов документов с русского языка на белорусский язык и наоборот.


Выпускник должен в области информационных технологий:

знать на уровне представления:

  • роль и значение процесса современных информационных технологий;

  • этапы развития информационных технологий;

  • использование локальных и глобальных компьютерных сетей;

  • возможности использования программных средств для создания документов;

  • основные информационные ресурсы и их виды;

  • состав и принципы функционирования системы информационной безопасности;

  • тенденции развития компьютерных информационных технологий;

  • назначение современных компьютерных и телекоммуникационных систем;

знать на уровне понимания:

  • назначение и функции графических и текстовых редакторов, электронных таблиц и систем управления базами данных (СУБД) для использования в делопроизводстве;

  • назначение и основные возможности средств автоматизации для разработки документов;

  • программные средства защиты информации;

  • программы-архиваторы и антивирусные программы;

  • системы электронного документооборота;

уметь:

  • создавать информационную среду на персональном компьютере для организации своей работы;

  • использовать стандартное и прикладное программное обеспечение персонального компьютера;

  • создавать и редактировать текстовые документы;

  • использовать электронные таблицы для выполнения вычислений;

  • использовать СУБД для накопления, обработки, хранения, отображения и поиска информации;

  • использовать графические редакторы при разработке документации;

  • подготавливать материалы по вопросам деятельности организации для разработки сайта;

  • осуществлять прием, отправку, регистрацию и передачу электронных документов;

  • использовать программы-архиваторы и антивирусные программы;

  • использовать программные средства защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа;

  • пользоваться системами электронного документооборота, использовать электронную почту;

  • осуществлять поиск информации в локальных компьютерных сетях, в глобальной компьютерной сети Интернет и других глобальных сетях;

  • приобретать новые знания, используя современные технологии.


Выпускник должен в области правового регулирования управления:

знать на уровне представления:

  • структуру, принципы функционирования и развития государственного управления Республики Беларусь;

  • правовые основы обеспечения законности и государственной дисциплины в государственном управлении;

  • понятие и виды ответственности по административному праву;

  • предмет, метод, принципы, источники трудового права;

  • трудовые правоотношения;

  • правовое положение субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности;

знать на уровне понимания:

  • систему республиканских и местных органов государственного управления, принципы их деятельности;

  • основные законодательные акты, регулирующие правоотношения в сфере профессиональной деятельности;

  • права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;

  • систему трудового права, в том числе трудовой договор;

  • понятие и виды трудового стажа;

  • порядок оформления документов, регулирующих трудовые правоотношения;

  • порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

  • особенности административных правонарушений и административной ответственности;

  • основы хозяйственного права;

  • право социальной защиты граждан;

уметь:

  • разрабатывать коллективный договор;

  • составлять трудовые и коллективные договоры;

  • применять нормативные правовые акты трудового, хозяйственного, уголовного законодательства, законодательства об административных правонарушениях;

  • производить исчисления различных видов трудового стажа;

  • использовать правовую информацию в профессиональной деятельности.



7.8 Требования к содержанию и организации практики


7.8.1 Практика направлена на закрепление теоретических знаний, умений, обеспечение профессиональной компетентности выпускника в соответствии с квалификацией.

Практика подразделяется на учебную и производственную.

Практика является частью образовательного процесса и может проводиться в производственных мастерских, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебно-опытных участках, ресурсных центрах и в иных структурных подразделениях учреждения образования, а также в организациях или на иных объектах по профилю подготовки специалистов.

7.8.2 Учебная практика направлена на:

  • закрепление теоретических знаний и приобретению практических умений по делопроизводству;

  • приобретение первичных профессиональных навыков по работе с компьютерной техникой, оформлению документов, систематизированному учету и хранению документов.

7.8.3 Производственная (технологическая и преддипломная) практика направлена на формирование профессиональной компетентности учащегося и на его подготовку к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

7.8.4 Порядок организации учебной и производственной практики определяется положением о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утверждаемым Правительством Республики Беларусь



8 Требования к организации воспитательной работы


Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности учащегося.

Воспитательная работа направлена:

  • на формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

  • подготовку к самостоятельной жизни и труду;

  • формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

  • овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

  • формирование культуры семейных отношений;

  • создание условий для социализации и саморазвития личности учащегося.

Направлениями воспитательной работы являются гражданское, патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое, гендерное, семейное, экологическое, трудовое и профессиональное воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни, культуры самопознания и саморегуляции личности, культуры безопасной жизнедеятельности, культуры быта и досуга.

Выпускник должен проявлять:

  • ответственность в выполнении основных социальных ролей (гражданин, патриот, трудящийся, семьянин);

  • чувство долга и активную жизненную позицию;

  • общественно-политическую активность на основе принципов демократии, справедливости, консолидации, социальной ответственности.

У выпускника должны быть сформированы ценностное отношение к государству и обществу, чувство патриотизма, национальное самосознание, правовая и информационная культура.



9 Требования к итоговой аттестации учащихся


9.1 Итоговая аттестация проводится при завершении освоения учащимися содержания образовательной программы среднего специального образования с целью определения соответствия их компетентности требованиям настоящего стандарта.

9.2 Итоговая аттестация проводится в форме государственного экзамена по специальности.

9.3 Порядок проведения итоговой аттестации учащихся определяется правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования.

9.4 По результатам итоговой аттестации выпускнику присваивается квалификация «Секретарь-референт» и выдается диплом о среднем специальном образовании.



10 Требования к ресурсному обеспечению образовательной программы


10.1 Требования к кадровому обеспечению


Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам учреждения образования, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.


10.2 Требования к материально-техническому обеспечению


Материально-техническая база учреждения образования должна соответствовать действующим нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам.

Приложение А

(информационное)


Библиография


[1] Краткий словарь современной терминологии делопроизводства и документоведения. – Мн.: БелНИИД АД, 2001.

[2] О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г. № 361-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000 г. № 2/136.

[3] Кодекс Республики Беларусь об образовании: Кодекс Респ. Беларусь, 13 янв. 2011 г., № 243-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 13. – 2//1795.


руководители разработки образовательного стандарта:



Ректор учреждения образования

«Республиканский институт

профессионального образования» _____________ А.Х. Шкляр _____

подпись, дата расшифровка подписи

М.П.



Руководитель коллектива исполнителей _____________ М.В.Ильин______

подпись, дата расшифровка подписи


Председатель бюро

учебно-методического

объединения в сфере

среднего специального образования

на республиканском уровне

по специальностям в области

экономики, управления и организации

производства, права _____________ П.Я.Папковская

подпись, дата расшифровка подписи