Стандарт организации физкультурно-оздоровительной работы
в общеобразовательных организациях города Муравленко
при подготовке к сдаче норм ГТО
Общая характеристика учебного предмета.
Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В школе данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребности школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни.
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной области у учащихся формируется целостное представление о физической культуре как социальном явлении, единстве биологического, психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.
Учебный предмет «Физическая культура» является один из видов культуры человека и общества, в основании которого лежит двигательная (физкультурная) деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.
Формы организации образовательного процесса.
Основные формы организации образовательного процесса в школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, спортивные акции и фестивали, занятия в школьных спортивных клубах, секциях и кружках, подготовка и участие в выполнении нормативов ВФСК ГТО, участие в тестировании в рамках реализации «Президентских спортивных состязаний», «Президентских спортивных игр», подготовка и участие в спартакиаде школьников, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия), работа с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам.
Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания).
Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке: словесный; демонстрации; разучивания упражнений; совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств; игровой и соревновательный.
В работе используются разные формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная, поточная, круговая, дифференцированная и варьируются виды деятельности в рамках одного урока. В этом возрасте рекомендуется применять метод индивидуальных занятий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, склонностей, физической и технико-тактической подготовленности.
Система оценивания учащихся.
Критериями оценки по физической культуре выступают качественные и количественные показатели.
Качественными показателями успеваемости являются: степень овладения программным материалом (знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности), систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями. К количественным показателям успеваемости относятся сдвиги в показателях физической подготовленности (развитие основных физических качеств - способностей).
В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развития физических способностей оценка успеваемости включает в себя виды учета: предварительный, текущий и итоговый.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащихся и сформированности качественных универсальных способностей. Особое внимание заслуживает систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.
В соответствии федеральными государственными образовательными стандартами, методическими рекомендациями по введению ВФСК ГТО результаты учебного предмета «Физическая культура» должны отражать умение выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и коррегирующих упражнений, с учетом индивидуальных особенностей, способностей, состояния здоровья и режима учебной деятельности, использовать разнообразные формы физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе при подготовке к выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО. Выполнение нормативов испытаний (тестов) комплекса ВФСК ГТО за золотой, серебряный, бронзовый знаки отличия являются качественными показателями решения поставленных перед обучающимися задачи в соответствии с ФГОС и может соответствовать оценке «отлично». Невыполнение нормативов комплекса ГТО не может являться основанием для неудовлетворительной отметки в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся по предмету «Физическая культура».
Решение об индивидуальном учете результатов выполнения нормативов (тестов) комплекса ГТО при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по предмету «Физическая культура» принимается общеобразовательной организаций самостоятельно и закрепляется локальным актом.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса в школе включает в себя:
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1. Стандарт начального общего образования по физической культуре Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
1.2. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура.
1.3.Рабочие программы по физической культуре.
1.4.Учебник и пособия.
1.5. Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению
1.6.Методические издания по физической культуре для учителей
Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в
школе»
2. Демонстрационные учебные пособия
2.1.Таблица по стандартам физического развития и физической подготовленности
2.2.Плакаты методические Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и
коррегирующим упражнениям
2.3.Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения
3. Учебно-практическое оборудование
3.1. Скамейка гимнастическая жесткая
3.2. Гантели наборные
3.3. Коврик гимнастический
3.4. Маты гимнастические
3.5. Мяч набивной(1кг,2кг)
3.6. Мяч малый (теннисный)
3.7. Скакалка гимнастическая
3.8. Палка гимнастическая
3.9. Обруч гимнастический
3.10. Коврики массажные
3.11. Сетка для переноса малых мячей
3.12. Рулетка измерительная (10 м, 50 м)
3.13. Номера нагрудные
3.14. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
3.15. Щиты баскетбольные навесные с кольцами
3.16. Мячи баскетбольные для мини-игры
3.17. Сетка волейбольная
3.18. Мячи волейбольные
3.19. Мячи футбольные
3.20. Компрессор для накачивания мячей (насос)
3.21. Аптечка медицинская
4. Спортивные залы (кабинеты)
4.1.Спортивный зал игровой раздевалками для мальчиков и девочек (гимнастические скамейки)
4.2. Спортивный зал гимнастический (или тренажерный зал)
4.3.Зоны рекреации. Для проведения динамических пауз (перемен).
4.4.Кабинет учителя. Включает в себя рабочий стол, стулья, шкаф для одежды и книг; стеллажи для хранения инвентаря и оборудования
5. Пришкольный стадион (площадка)
5.1. Легкоатлетическая дорожка
5.2. Площадка игровая баскетбольная
5.3. Площадка игровая волейбольная
5.4. Лыжная трасса. Подготовленная для передвижения на лыжах трасса.
6. Специальное спортивное оборудование для подготовки и выполнения нормативов ВФСК ГТО.
Комплексы двигательных действий для подготовки к участию в тестировании ВФСК ГТО
1, 2 ступень
№ | Испытание (тест) | двигательные действия (упражнения) | Методические указания |
1. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу | 1.Упражнения в парах, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание: сидя на мате руки перед собой, партнер стоит сзади; тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера. 2.Домашние и классные задания: Комплекс упражнений для развития гибкости И.п. - о.с. Наклон вперед, касаясь пальцами (ладонями) пола; по - 10-12 повторений в 3-х сериях (подходах). И.п. - сидя на полу. Наклон вперед, касаясь лбом коленей ног; по - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях. И.п. - сидя на полу. Наклон вперед, поворачиваясь с выносом правой к левой ноге; Следующий цикл к правой. При этом коснуться ладонью стопы. По - 8-10 повторений в разные стороны в 5-и сериях. И.п. - стоя, ноги пошире. Наклон к левой и правой попеременно с элементами скручивания; По - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях. И.п. - о.с. Шаг вперед левой, с выносом прямых рук кверху над головой. Прогнуться. Тоже с шагом вперед правой. По - 8-10 повторений, в 3-5-и сериях. | Основные правила применения упражнений в растягивании: -не допускаются болевые ощущения -движения выполняются в медленном темпе -постепенно увеличивается их амплитуда и степень применения силы помощника. Все упражнения можно выполнять с помощью партнера после 4-х недель систематических занятий. |
2. | Челночный бег 3х10 м | 1.Обучая первому шагу со старта, можно предложить детям такие подводящие упражнения: различные многоскоки (например, восьмерной прыжок). Увеличению частоты шагов способствуют различные виды прыжков со скакалкой в быстром темпе. 2. Поворот. Упражнения по освоению стопорящего шага: передвижение приставными шагами, прыжками в приседе прямо и боком. Бег «змейкой» с выбором произвольного направления и бег за лидером или направляющим по заданному маршруту, заранее обозначенному. 3. Игры и эстафеты. Проведение забегов с выбыванием по олимпийской системе или эстафета с челночным бегом и переноской кубиков. Для этого на полу в спортивном зале следует краской нанести четыре ряда точек, удаленных друг от друга на 2 м. Всего в каждом ряду по 8 точек. На первые четыре точки ряда ставятся деревянные кубики такого размера, чтобы их можно было легко взять в руку. Первой четверке, стоящей на старте, дается, к примеру, такое задание: кубик с 1й точки перенести на 5ю, бегом вернуться за кубиком, расположенным на 2й точке, и перенести его на 6ю точку, кубик с 3й точки перенести на 7ю, а с 4й – на 8ю точку. При этом на 8й точке участники лишь касаются кубиком пола и движутся в обратном направлении. | Такая эстафета несет большой эмоциональный заряд, способствует развитию скоростных качеств, ловкости, внимания. |
3. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 1.Овладению активным отталкиванием, согласованным с энергичным взмахом руками вперед-вверх, помогает имитация этого движения стоя на месте без прыжка. В этом упражнении вместе с резким взмахом рук вперед-вверх (свободно, одновременно, выше головы) в момент распрямления ног и подъема на носки ребенок добивается устремленности всего тела в направлении предполагаемого прыжка. Голова, грудь, плечи тянутся вперед. Вынесение ног вперед в полете тоже опробывается в подводящих упражнениях, когда дети выносят вперед колено, а за ним выбрасывают голень. 2. Увеличению силы отталкивания, улучшению координации способствуют перепрыгивание предметов высотой в 10—20 см прямо и боком, а также впрыгивание на возвышения. Задание вспрыгнуть, вскочить на препятствие (положенные друг на друга 2 мата, бревно, плинт, устойчивая скамья) интересно и понятно детям. 3. Задания соревновательного типа: «Кто допрыгнет до зеленого кубика хорошо, до желтого — очень хорошо, а до красного — отлично». Прыжок через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до 60—70 см; прыжки с продвижением вперед, «как лягушки» (4—6 подряд). 4. Для улучшения согласованности прыжка со взмахом рук могут служить следующие два упражнения: 1).Стоя руки вниз, подниматься на носки и опускаться на всю стопу, сначала не помогая руками, а затем сочетая со взмахом рук вперед - вверх; 2). Из полуприседа руки опущены вниз и немного отведены назад, выпрямляться, поднимаясь на носочки и опускаться на всю стопу, взмахивая руками вперед-вверх. | 2.Вначале дети впрыгивают с места, отталкиваясь обеими ногам одновременно; в полете сильно подтягивают ноги к груди, затем разгибают их навстречу препятствию и приземляются на него на обе ноги. 3.При этом нужно помнить, что движение у ребенка получается лучше, когда он отталкивается не в полную силу. Поэтому расстояние между лентами «ручейка» увеличивают постепенно, регулируя этим усилия детей во время отталкивания. |
4. | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | 1. Отжимания от стены с изменением расстояния от нее (стоя лицом к стене, руки ладонями к стене, согнуть руки в локтях, вернуться в и.п.). Выполнять до легкого утомления. 2. Отжимания от спинки стула (сиденье прижато к стене). Выполнять можно сериями по 8–12 раз или до небольшого утомления. 3. Отжимания от пола на коленях. И.п. – упор стоя на коленях. 1 – согнуть руки в локтях, коснуться подбородком пола; 2 –вернуться в и.п. Дозировка – 8–12 раз или сериями. Следить за правильностью выполнения упражнения. | Эти упражнения рекомендуются как мальчикам, так и девочкам. Мальчики – 3–4 серии по 6–12 раз; девочки – 2–3 серии по 5–8 раз. При этом особое внимание нужно обратить на правильную технику выполнения (положение рук, ног, туловища, головы, дыхание). |
5. | Подтягивание из виса | 1. Вис на высокой перекладине со стремлением подтянуться. Положение рук, ног, туловища – прямое. 2. Из виса на высокой перекладине – подтягивание с посторонней помощью. Опускание в вис как можно медленнее. 3. Подтягивание на низкой перекладине из и.п. – вис лежа с постепенным опусканием перекладины по «шведской стенке» до 100 см. 4. Подтягивание обратным хватом. | 3.Упражнение выполняется сериями: 3–4 серии по 6 –10 раз с последующим увеличением повторений в сериях. Этот комплекс подводящих упражнений рекомендуется мальчикам, но при желании его можно использовать девочкам с меньшей дозировкой. |