Становление математической функциональной грамотности младшего школьника
«Задачами развития математического
образования в Российской Федерации являются: модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности...; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося...»
Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением
Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р)

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач».
ФГОС НОО, с.11
Цель изучения математики
(для обучающегося):
получать научиться
информацию размышлять
успешно продолжить обучение в 5 классе
5
Благодаря электричеству, подаренному солнцем, можно ежедневно проезжать
30 километров. Некоторые авто способны разгоняться до 89 км/ч. Этот автомобиль
победил в гонке 2017. Солнечная батарея авто
весит её площадь
«Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:
группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
группа – задачи, в которых требуется установить
связи и интегрировать материал из разных областей математики;
группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую
средствами математики, построить модель решения»
Математическая грамотность младшего школьника
как компонент функциональной грамотности трактуется как:
и повседневной жизни;
потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
способность различать математические объекты (числа,
величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;
(алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков.
1 380 000 : 100 2,2 = 30 360 (учащихся)
Содержание
Что будет знать и уметь Ваш ребёнок:
выделять и анализировать отдельные признаки и свойства объектов, осмысливать увиденное, активно включать в процесс восприятия мыслительную деятельность;
понимать значение слов и учиться самому формулировать ответы, используя новые слова и словосочетания:
одинаковые по размеру (по цвету, по форме) и др.
рассказывать о последовательности при поиске фрагментов картинки;
объяснять свои действия по ходу выполнения задания.
Виноградова, Н. Ф. Концепция начального образования : «Начальная
школа XXI века» / Н. Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф,
ISBN 978-5-360-08690-1

2017. — 64 с. : ил.
Обязательные виды деятельности младшего школьника
(научная школа Н.Ф. Виноградовой) сенсорная деятельность поисково-исследовательская
коммуникативная

контрольно-оценочная
14
В чем проявляется направленность обучения на
формирование универсальных учебных действий для повышения качества математической грамотности младшего школьника?
Универсальные учебные действия как результат
обучения в начальной школе: содержание и методика
формирования универсальных учебных действий младшего школьника; под ред.
Н.Ф.Виноградовой /
[авт. Н.Ф. Виноградова,
Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе,
И.С. Хомякова]. – ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования РАО», 2016. – 224 с.
Операциональная характеристика регулятивных универсальных учебных действий,
связанных с контролем и коррекцией
Универсальное учебное действие | Операции, входящие в данное действие (осуществляет обучающийся) |
Контроль конечного результата собственной/чужой деятельности и его корректировка | сопоставляю (сравниваю) с правильным ответом; (свою и/или чужую); - исправляю ошибку; – делаю вывод, как избежать такой ошибки в будущем. |
В чем проявляется особое значение педагогической диагностики в повышении качества математической грамотности младшего школьника?
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К
ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: ПОДХОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И.
Начальное образование. 2016. № 1. С. 17-23.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.
Русский язык. Математика: 1 класс. Москва. 2013.
Предлагаемая система
диагностических работ позволит определить:
универсальных учебных действий;
педагогических решений о дальнейшем ходе обучения.
Педагогическая диагностика
1 класс середина года (математика)
4 класс Школа 17 декабря | |
1 Сравне ние многоз начных чисел Нестан дартная ситуаци я. | 2 Поиск ошибок в алгорит ме умноже ния | 3 Примен ение алгорит ма умноже ния для восстан овления пример а. | 4 Первы й «шаг» алгори тма делени я | 5 Примене ние алгоритм а деления | 6 Оценка частного в примера х на деление с остатком | 7 Определ ение «шагов» алгоритм а выполне ния действий в числово м выражен иии | 8 Примен ение математ ич термин ологии: делимо е, делител ь, и др. | 9 – 10 – 11 Анализ текста задачи и готового решения. Выбор двух верных решений из трёх возможных. Восстановление недостающих действий в решении задачи ( 11 ) | 12-13 Анализ геометрическ ой фигуры: длина стороны, периметр, площадь | 14 Констру ктивные умения, примене ние знаний о площади и перимет ре. | Все го Мах 42 |
Ш. А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 41 |
Результаты выполнения диагностической работы по математике 4 класс (середина учебного года)
Способы представления результатов педагогической диагностики
Какое влияние оказывает осуществление коррекционно-развивающей работы в рамках
«Начальная школа ХХI века» для повышения качества математической грамотности младшего школьника?
Цель: выявить умение анализировать условие задачи, в которой есть избыточное данное.
предполагает
вариативность темпа изучения материала,
разнообразие и адресность учебных заданий,
выбор разных видов деятельности,
определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя
с учетом результатов предварительной
педагогической диагностики учащихся.
Виды педагогической поддержки: показ способа решения, образца рассуждения и оформления:
памятки, планы, алгоритмы, способы работы;
наглядные опоры, иллюстрации,
модели;
«Дружим с математикой» 2, 3, 4 класс
| №16 | №17 | №18 |
Ученик | | | |
Учитель | | | |
Формирование самоконтроля и самооценки:
Закрасьте: Ученик:
красным – задание выполнил
правильно;
желтым – сомневаюсь в
правильности решения.
Учитель: красным – задание выполнил верно;
желтым – допущена ошибка
(ошибки), постарайся её найти.
28
Программа «Занимательная математика»
// Сборник программ внеурочной деятельности: 1—4 классы /
под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.:
Вентана-Граф, 2016.
МЕТОДИКА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ Кочурова Е.Э.
Начальная школа. 2016. № 4. С. 72-83.
Центры деятельности:
«Математические «Конструкторы» игры»
«Математические
«Занимательные
задачи»
головоломки» Задания на компьютере»
30
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе
самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ TIMSS 2015 4 КЛАСС
В соответствии с международными стандартами исследования TIMSS 2015 результаты российских учащихся 4 классов по математике (564 балла) существенно превышают среднее значение международной шкалы TIMSS (500 баллов) .
Международное исследование TIMSS подтвердило позитивные эффекты реализации ФГОС начального образования: российские четвероклассники показали в 2015 году подъем уровня подготовки по математике на 21 балл.
Проверочные тестовые работы: русский язык, математика, чтение
Предлагаемые тесты позволяют выяснять уровень математической грамотности младших
школьников, оканчивающих соответствующий класс (общие для всех программ начальной школы).
Тестовые задания составлены таким образом, чтобы одновременно выяснялась и сформированность учебных умений – умения воспринимать учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания, использовать свои знания в новой, нестандартной ситуации.
Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р)
I. Значение математики в современном мире и в России
«Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов».