СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Экологические классные часы"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педчтениях и статья по выступлению.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Экологические классные часы"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным

изучением отдельных предметов пгт Восточный

Омутнинского района Кировской области








Районные педагогические чтения

Статья : «Практика проведения экологических часов»

(номинация: «Твой след на Земле»)







Снегирева Алена Владимировна,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №2 с УИОП

пгт Восточный

Омутннского района








Восточный

2017



Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. И системно-деятельностный подход, заложенный в стандарте, помогает педагогу разбудить или подтолкнуть эту важную особенность детей в познании мира и роли в нем человека.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В личностных результатах говорится, что у ученика начальной школы должно проходить формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. В предметных результатах мы встречаем требование к тому, что у выпускника должны сформироваться уважительное отношениек природе нашей страны, осознание целостности окружающего мира и освоение основ экологической грамотности.

Исходя из предполагаемых результатов, мы ставим перед собой задачу: формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой.

Экологическое воспитание в начальной школе можно представить в виде схемы:













Экологическое воспитание может вестись как на уроках окружающего мира, литературного чтения, так и на классных часах. Теоретические знания о природе ученики получают на уроках окружающего мира, воспитание добрых чувств можно проводить и на уроке литературного чтения и на классном часе. А вот воспитание экологического мышления и практическая связь с природой усваиваются детьми легко через систему классных часов.

В 4 классе у детей накоплено достаточно знаний о природе и об опасности её разрушения. Поэтому на классных часах, опираясь на жизненный опыт обучающихся, можно в практике помочь детям экологически мыслить.

Для своего 4 класса я подобрала цикл классных часов о загрязнении окружающей среды. Он состоял из 4 занятий:

  1. «Планета плачет» (классный час включал в себя обзорную информацию о загрязнении планеты)

  2. «Берегите воду»

  3. «Берегите воздух»

  4. «Берегите землю»

Целью таких занятий является систематизация знания детей об окружающей среде (воде, воздухе, земле), их значении в жизни всего Живого. Одной из задач стоит обобщение знаний об экологических угрозах. Любое занятие я начинаю с приема «Индуктор», например стихотворение. (Н. Рыжова «Вы слыхали о воде», Л. Фадеева «Окружающая среда»)

Чтобы сформулировать тему и поставить задачи я использую прием «Удивляй!» (приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока, учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Например: Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?)

В ходе классных часов ученики опираются на личный опыт. Ярким примером становятся эксперименты и опыты, которые проводят ребята в группах. (Опыт со снегом, набираем снег в два стакана. Одни стакан наполняем снегом из парка, а второй снегом – у дороги. Дети сравнивают качество снега. Опыт на загрязнение воздуха. Можно взять листы плотной бумаги и намазать их вазелином, подвесить в помещении или на улице и наблюдать, как быстро загрязняется бумага, с помощью лупы.)

При проведении таких классных часов, как правило использую групповые формы работы. Ученики совместно решают поставленные задачи, дискутирую по разным вопросам приходят к единому мнению. В конце каждого классного часа провожу рефлексию.

  1. Это может быть приём незаконченных предложений:

(Больше всего на классном часе мне понравилось…

Мне не очень понравилось…

Если бы я был экологом, то я…

Теперь я знаю…)

  1. "Опрос – итог": В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока Можно скомбинировать опрос – итог с интересным фактом, при этом дети учатся отличать главное и второстепенное.

Итогом таких классных часов становятся листовки, памятки, буклеты, постеры. Тем самым, они оставляют свой след на Земле. (приложение: карта урока «Берегите воду»)