СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.07.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Статья представлена в виде презентации,в которой пошагово показано,как правильно написать исследовательскую работу.
Как написать ученическую исследовательскую работу
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук и их типы:
Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Ученический исследовательский проект - констатация факта, подтверждение гипотезы.
Научное исследование – целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий
Общая схема ученического исследования
Этапы исследования
Проблема исследования - противоречие между наличествующим и должным
Правила выбора темы
Определение актуальности и новизны исследования
Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, которые будут достигнуты в результате выполнения работы.
Цель исследования - научный результат, кото-рый должен быть получен в итоге исследования
Формулировка объекта и предмета исследования
Гипотеза- это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений
· быть проверяемой;
· содержать предположение;
· быть логически непротиворечивой;
· соответствовать фактам.
Задачи исследования - поэтапные действия, представляющие своеобразный алгоритм для достижения стратегической цели исследования
Метод – это способ достижения цели исследования
Теоретические методы:
Эмпирические методы:
Математические методы:
Теоретическая и практическая значимость исследования
АППАРАТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Структура аппарата научного исследования
Проблема
Вопросы, помогающие сформулировать положения научного аппарата исследования
Тема
Что надо изучить из того, что было не изучено ранее?
Как это назвать?
Актуальность
Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
Объект исследования
Что рассматривается в исследовании?
Предмет исследования
Цель
Как рассматривается объект?
Задача
Какой результат предполагается получить в итоге?
Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
Гипотеза и защищаемые положения
Что не очевидно в объекте? Что исследователь видит в нём такого, чего не замечают другие?
Научная новизна
Что сделано исследователем из того, что ранее не было сделано другими? Какие результаты получены впервые?
Значение для науки (теоретическая значимость)
В какие проблемы, концепции, теории, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, наполняющие её содержание?
Значение для практики
Какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью результатов, полученных в ходе исследования?
Тема учебно-исследовательской работы: «Герои века» в романах М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени» и А. де Мюссе «Исповедь сына века».
Актуальность: анализ характера Печорина позволяет глубже исследовать
магистральную линию развития русского романа XIX века, «идущего» от
«внешнего» к «внутреннему» человеку, раскрывающего через общественные, любовные связи героя его нравственную суть, ставящего вечные, философские вопросы, волнующие и современного читателя.
Цель: проведение сопоставительного анализа центральных персонажей двух романов, способов раскрытия их характеров, авторской позиции.
Гипотеза: несомненно сходство главных героев Лермонтова и Мюссе и тех положений, в которые они ставятся авторами. Близость двух произведений можно видеть и в наличии «исповедального» начала. Однако различия более существенны, они проявляются на уровне композиции, системы образов, сюжетной организации повествования и т.д. Роман Лермонтова глубже и многоаспектней, ближе современному читателю.
Задачи:
• проанализировать романы Лермонтова «Герой нашего времени» и А. де
Мюссе «Исповедь сына века»;
• сопоставить образы главных героев, особенности раскрытия их
внутреннего мира.
Методы: комплексный анализ художественного произведения, сравнительно- исторический метод.
Тема учебно-исследовательской работы : «Зоологизмы в русском, английском и французском языках как отражение ментальности народа».
Актуальность темы определяется тем, что в школьном курсе русского
и иностранных языков тема «Фразеологизмы» изучается обзорно и в ней не
рассматривается такая группа фразеологизмов, как зоологизмы. В то же время
работа с зоологизмами русского, английского и французского языка позволяет
осознать язык как систему, выявить особенности национального сознания,
обогатить речь. Работа является продолжением исследования зоологизмов в
русском языке, сделанного в прошлом году.
Цель работы: сравнение зооморфизмов в русском, английском и французском
языках, нахождение различий в их происхождении, строении, лексическом и
стилистическом значении.
Гипотеза: различия в происхождении, строении, лексическом и стилистическом
значении зооморфизмов в русском, английском и французском языках отражают
национальную самобытность народов.
Задачи: • составить каталог зоологизмов, наиболее часто встречаемых в английском и французском языках;
• сравнить отобранные зоологизмы с близкими по лексическому значению
зоологизмами русского языка;
• определить национально-культурную специфику зоологизмов и особенности
их перевода с английского на русский язык;
• обобщить результаты работы.
Методы: анализ, сравнение и сопоставление, обобщение полученного материала.
Тема учебно-исследовательской работы: «Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С.Тургенева».
Актуальность: английская писательница и русский автор достоверно и глубоко рисуют современную им действительность, в которой герои-дворяне, лишенные суетности и тщеславия, предпочитают жизнь в усадьбе, близкую к природе и простым человеческим ценностям. Пребывание в крупном городе (иногда столица) чревато утратой важных традиций. Сталкивание традиционного образа жизни с неуемной тягой к переменам, к успеху волнует современного человека, может быть, еще в большей степени, чем людей XIX века.
Цель: сопоставить отношение двух писателей к поставленной проблеме.
Гипотеза: возможно, Джейн Остин и И.С.Тургенев отдают предпочтение жизни в
провинции, поэтизируют дворянскую усадьбу.
Задачи:
• проанализировать 1-2 романа Джейн Остин и роман «Отцы и дети»
И.С.Тургенева;
• выявить сходное и различное в обрисовке дворянской усадьбы и города;
• обобщить сделанные наблюдения.
Методы: комплексный анализ художественного произведения, сравнительно-
исторический метод.
Тема проектной работы: «Бажовских сказов дивные слова».
Проблема : труден язык П.П.Бажова для современного школьника. Какие
загадки и трудности встречают нас в сказах? Как сделать так, чтобы современному
школьнику язык сказов стал понятен, как вызвать интерес к чтению?
Актуальность: Всё реже и реже слышим мы по радио, на телевидении
замечательные сказы П.П.Бажова. Редко встречается книга и в домашней библиотеке. Язык сказов Бажова отличается от современной лексики. Чтобы было интересно читать, нужно знать значение слов, их происхождение.
Цель: создать электронный словарь «Бажовских сказов дивные слова»
Задачи:
• выявить в сказах Бажова слова, обороты речи, образные выражения,
вызывающие затруднения в понимании их значения;
• проанализировать значение происхождения и путей перехода в
современный язык некоторых слов, оборотов речи;
• дать толкование им в современном языке.
Результат: электронный словарь: а) «Название минералов в сказах Бажова и в современной науке».
б) Мифологические образы в сказах.
в) Диалектные слова и профессионализмы в сказах Бажова.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРИ НАПИСАНИИ РАБОТЫ:
1 . Выбор темы
2. Выбор и проработка литературы и источников информации
3. Составление плана
4. Сбор информации, проведение исследований
5. Обработка, полученных данных
6. Написание текста
7. Оформление и коррекция работы
8. Представление и защита работы
План написания работы
Введение
Основная часть
- краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов,
- характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения,
- обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.).
Основная часть - главы
Заключение
Список используемых источников и литературы
данной темой.
1) Письменные источники (архивные материалы, рукописи, переписка, периодика, Интернет);
2) Устные источники (воспоминания, интервью, видео- и аудиоматериалы);
3) Использованная литература
Оформление структурных частей работы
Образец титульного листа
ХХХ Открытый региональный конкурс исследовательских работ
учащихся в области социально-гуманитарных наук
Научное общество учащихся
Социология
Уровень этнической толерантности
молодежи Кизела
Автор работы:
Алекберова Нармина Эльмар кызы,
МОУ Гимназия ,10класс.
Руководитель: Хлюпина Татьяна
Леонидовна ,учитель географии.
Пермь- 2010
Образец оформления плана работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Что такое толерантность
1.1. Типы толерантности 5
1.2. Этническая толерантность 7
Глава 2. Определение уровня этнической 9
толерантности
Заключение 15
Источники 16
Приложения 17
Образец оформления списка литературы
Литература
Элементы библиографического описания книг:
Пример: Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М.: Просвещение, 2000. – 266с.
Элементы библиографического описания статьи из сборника:
Пример: Пятибратова С.И. Акмеологическая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. //Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – С. 102-104
Элементы библиографического описания статьи из журнала:
Пример: Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 1. -С. 52-63.
Ссылка на источник, взятый из Интернета:
Пример : J. R. Lu, A. M. Ghez, S. D. Hornstein, M. Morris, E. E. Becklin. IRS 16SW - A New Comoving Group of Young Stars in the Central Parsec of the Milky Way. 12 Apr 2005. http://xxx.itep.ru/ps/astro-ph/0504276/
Примерный план выступления исследователя на научной конференции
1 . Тема исследования.
2. Цель.
3. Научный руководитель.
4. Характеристика исследуемых явлений.
5. Методика проведения исследования.
6. В содружестве с кем проводилась работа.
7. Использованные приборы, оборудование, материалы.
8. Обзор полученных данных.
9. Методика их обработки.
10. Результаты исследования, представленные в наглядной форме (слайды, таблицы, графики, схемы и т.п.)
11. Анализ результатов работы.
12. Выводы.
Литература
Занимательная грамматика 5-7 классы
Культура речи: от ударения до стилистики
Русский язык. Сложные вопросы. Теория и...
Русский язык 7 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 7...
Русский язык 11 класс ФГОС
Русский язык 9 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 6...
© 2016, Терентьева Ирина Николаевна 1157 15
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей