СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья о воспитании добра на основе работы над произведениями В.А. Сухомлинского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает смысл работы над произведениями В.А. Сухомлинского, которые посвящены воспитанию добра

Просмотр содержимого документа
«Статья о воспитании добра на основе работы над произведениями В.А. Сухомлинского»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

« Стахановская средняя общеобразовательная школа I-III ступеней № 32»











Воспитание добра

Учитель Чубар И. В.















2017г.

Человек начинается с добра, а добро открывает засовы любых дверей или ворот.

В.А. Сухомлинский

Чуткость, милосердие, сострадание, добро - эти важные качества. Почему в современном мире мы испытываем «дефицит» этих качеств?

Все начинается с воспитания в детстве. Важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Как же он будет смотреть на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как завоеватель и потребитель, которого ничего не интересует кроме собственного «я». Ребенок, будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним не легкие проблемы. Останется ли он человечным и великодушным? Станет ли помогать бедным? Отзовется ли добром его душа?

Каким же способом помочь ребенку видеть все лучшее, как воспитать в нем такие качества как чуткость, доброта? Особо важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах ее психологического созревания играют семья, школа и средства массовой информации.

Родители ребенка - первые и главные его учителя. Но сейчас дети находятся под влиянием материализма, у них искажается представление о мире, где личная выгода становится выше морали, честности, любви, а это плохо сказывается на их духовном развитии. Роль средств массовой информации так же велика. Но в настоящее время телевидение и школа являются соперниками в борьбе за время и душу ребенка. Поэтому на плечи учителя начальной школы ложится большая задача. Задача развить и воспитать в душе ребенка духовное начало, чтобы он не вырос равнодушным человеком.

Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы - это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказки. Сказка-это такое эстетическое творчество, которое захватывает все сферы духовной жизни ребенка - его ум, чувства, воображение, волю. Опыт работы убеждает, что нравственные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, становятся сферой его духовной жизни. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

Сказка - источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух. Недаром известная русская пословица гласит: « сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Уроки нравственности, доброты, честности, ума прослеживаются в народных сказках, в сказках выдающихся русских и советских писателей. А В. А. Сухомлинский писал: « Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». Известный педагог считает, что « воспитание добра , чуткости, отзывчивости к горю и состраданиям других людей – важная задача школы». По его мнению, если ребенку безразлично, что в сердце его товарища, родителей, родственников, если он не умеет видеть в глазах другого человека, что у него на сердце, - он не станет настоящим человеком. « Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании». Чтобы доброе чувство утвердилось в сердце, необходимо, чтобы ребенок что-то делал для облегчения горя товарища, больше отдавал душевной заботы. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был друг, о котором можно было бы позаботиться. В своей книге « Сердце отдаю детям» Сухомлинский советует не уводить ребенка от мрачных сторон жизни. Надо, чтобы ребенок видел и хорошее, доброе, и плохое, грустное. Ведь, если жить только в радости, ребенок может стать эгоистом. Он не будет знать о существовании горя. Он не будет ценить свои радости усилия родителей . Ребенок должен творить добро, только тогда он сможет почувствовать, что рядом есть другие люди, которым нужна помощь, забота, ласка. И творить его из бескорыстных побуждений, а не из желания отличиться перед другими. « Чуткость к духовному миру человека, способность откликаться на чужое несчастье – с этого начинается высшая человеческая радость, без которой невозможна нравственная красота»-, В.А.Сухомлинский.

Поэтому , начиная со второго класса на уроках внеклассного чтения я ввожу для чтения рассказы и сказки В. А. Сухомлинского. На начальном этапе учу своих детей выразительно читать его произведения, затем пересказывать. Второй этап, когда учащиеся учатся отвечать на вопросы и выполнять анализ произведений. Далее дети учатся играть сказки и рассказы. А для этого необходимо чувствовать ,что переживает герой, как он себя ведет, поэтому ребята бывают героями добрыми и злыми. В этот момент они понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Учатся и начинают понимать как надо поступать и как не надо. В четвертом классе пробуем составлять сказки или рассказы, работая в группах или индивидуально. Наши произведения получаются небольшие, но главное в них показать всем как не следует поступать в жизни, чтобы не причинять боли другому человеку. Наоборот, подобрать мудрый совет или доброе пожелание ,чтобы помочь. При этом ребята учатся глубоко понимать душевное состояние человека, пробуют поставить себя на место переживающего печаль, тревогу или радость. В это время у нас в классе появляется « копилка добрых дел». Это их секреты, их первые переживания. Добрые записки , где ребята рассказывают о хороших поступках, иногда о плохих и просят совета или помощи. Иногда они делали открытия, понимая что в них самих может происходить борьба добра и зла. Я думаю ,что сказки и рассказы В.А. Сухомлинского нужно использовать в своей работе. В них глубокий смысл, искренность, яркий язык. Для уроков доброты и чуткости миниатюры писателя - это огромное поле деятельности.