СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Общая характеристика урока-диалога"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Общая характеристика урока-диалога"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Общая характеристика урока-диалога"»

Общая характеристика урока - диалога


Школьные уроки должны быть уроками "духовной общности, взаимного доверия, доброжелательства" (Сухомлинский).


Характеристики урока-диалога:


а) равенство личностных позиций учителя и учащихся в процессе обучения; личное включение учителя и учащихся в решении дидактических задач урока;


  1. наличие контакта, эмоционально-интеллектуальной общности между учителем и


учениками; ощущение учащимися своей психологической защищенности; доброжелательная, творческая атмосфера урока;


  1. высокий уровень мотивации обучения учащихся, активность в познавательной деятельности, сознательный характер обучения;


  1. оптимальное соотношение между свободой ученика в выборе содержания, методов обучения и педагогическим руководством его деятельностью; увеличение самодеятельности учащихся;


  1. творческое самочувствие учителя и учеников на уроке, ощущение ими удовольствие от общего труда, реализация потребности учащихся в персонализации, в общественном признании.


Урок-диалог является особой формой обучения, которая не сводится ни к проблемному обучению, ни к другим видам обучения (например, традиционного, суть которого заключается в «восхождении» от абстрактного к конкретному). Это ярко иллюстрирует сравнение его структуры со структурой урока, в котором обеспечивается движение всех учеников к общему для них познавательному результату как итогу учебной работы:


Сравнительная таблица моделей


Элементы


Модель "урок-диалог"



Модель "урок-монолог"


технологии урока





















Цель урока,

ее

Развитие

интеллектуального,

творческого

Информационное

насыщение

направления.


потенциала

учеников.

Добровольное

и

учеников,

изложение

готовых



заинтересованное

обогащение личности

знаний.

Конечная


цель

-



знаниями, умениями, навыками. Ученик -

овладение



учащимися



соавтор


собственного


образования.

заданными



эталонами,



Внимательное

отношение

учителя

к

стандартами,

оценка

знаний,



личностному развитию учащихся, учет

их

умений, навыков.






индивидуальных интересов и проблем.









Формирование отношения к обучению как









предпосылки


личностного

развития









учащихся.



















Задачи,


Установление продуктивной коммуникации.

Преподавание


учебной

профессиональная

Создание условий для активного обучения

информации

без


активной

позиция.


учащихся,


реализации

их

творческого

самостоятельной деятельности



потенциала, потребностей развития. Помощь

учащихся,


проверка

знаний;



учащимся

в

реализации

их

актуальных

контроль

за

обязанностями

и



интересов,

в

достижении

образовательных

правилами



поведения.



целей. Личностная позиция в

общении

с

Дистанция в общении.





учениками,

сотрудничество,

доверие.









Стимулирование

учебной

активности,









нейтрализация

возможных

личностно









деконструктивных целей.

























Главный механизм

Ориентация на контактное взаимодействие с

Прямое влияние на учеников с

педагогического


учениками, на их интересы, опыт,

частичным



учетом

их

руководства


потребности. Рефлексивное управление

потребностей,



интересов.

обучением.


познавательной деятельностью обучающихся,

Управление


познавательной



Корректировка на основе поведения,

деятельностью


средствами



состояния, характера этой деятельности.

принуждения,

дисциплинарного




воздействия,


требования

к




ученикам


о


подчинении




требованиям

учителя.

Скрытое




программирование

мыслей

и




знаний ученика.










Характер


Активная познавательная деятельность,

Преимущество

репродуктивной

познавательной


самостоятельная работа, инициативность,

деятельности,


бессознательное

деятельности

и

творчество. Ученик - равноправный субъект

усвоение

знаний,

недостаток

позиция ученика.

обучения. Ученик проявляет свое отношение

инициативы,



творчества,



к знаниям, использованию их на практике.

собственного




мнения,



Сотрудничество с учителем.

непосредственное

руководство




учителя. Ученик - объект




деятельности




учителя.




Неактивное восприятия учебной




информации.


Ученик

-




пассивный

созерцатель

или




исполнитель.













Оценка обучения


Учитель оценивает конкретного человека с Оцениваются


только

точные



его уникальными возможностями познания знания и

смыслы

в

жесткой


  • творчества, интересами и ценностями, логической схеме бинарных качество опыта и переживания учеников. позиций "знает - не знает",


Цель оценки - не только

контроль, но

и "умеет

-

не

умеет",

стимулирование

к

самопознанию, "воспитанный


-

самооценке, самообучению и развитию.

невоспитанный".

Оценка

-




формальный


показатель




результата


обучения,

не




учитывает


уровня

развития




учащихся, а не ориентирует в




обучении.