Олейник Светлана Михайловна
КГУ "Кенаральская сш" отдела образования
акимата Федоровского района
svetlana.1028@mail.ru
РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЫ В АСПЕКТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ы.АЛТЫНСАРИНА
Аннотация: Ағартушы педагог Ы. Альынсариннің көзқарасы заманауи мектепте инновациялық мәселелер. Мақалада заманауи мектепте инновациялық мәселелер ағартушы педагог Ы. Алтынсариннің көзқарасында байқалады.
Аннотация: В статье освещаются вопросы инноваций в современной школе в разрезе взглядов педагога просветителя Ы. Алтынсарина. Рассматривается роль руководителя образования в процессе духовного и нравственного роста личности педагога, школьника.
Annotation: In the article had seen questions of innovation at modern school in the views teacher's I. Altynsarin.
Ключевые слова: инновации, духовный, совершенствование, культура, прогрессивный, наследие, управление, руководитель.
The main words: innovation, to promote, culture, progress, to head, headmister.
Сегодня мы являемся свидетелями актуализации проблемы духовного наследия прошлого нашего народа, а также обновления духовных начал, которое приобрели особую остроту в условиях суверенитета, формирования новых политических, нравственно- этических норм, принципов и подходов в решении самых неотложных вопросов жизни.
Особое место в духовном развитии и становлении своего народа занимают
идеи казахских просветителей А. Кунанбаева, Ч. Валиханова, Ы. Алтынсарина. Передовая педагогическая мысль была направлена на разрешение целого ряда проблем. Казахские просветители активно выступали за обучение казахских детей на родном языке, за разрешение сети школьного, светского, женского и профессионально — технического образования. Они боролись также за прогрессивные методы обучения, подготовку квалифицированных кадров, выпуска учебников и учебных пособий. Обеспокоенные перспективами национального развития, они искали пути действий и призывали народ к просвещению, культуре.[1.125]
Мне бы хотелось обратить внимание на педагогическое наследие Ы. Алтынсарина по причине того, что его идеи четко прослеживаются в современной педагогике. Кроме того Алтынсарин выступал, как инспектор школ, являлся активным организатором школ. На данный момент его деятельность можно сравнить с деятельностью руководителя школы.
В педагогической технологии Алтынсарина можно выделить три главных научных аспекта:
где педагогические технологии, которые являются частью педагогической науки,
как процесс совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов,
явление процессуально - девственное, где происходит осуществление педагогическо - технологического процесса, функционирование всех личностных инструментальных и методологических средств. [2,233]
Одним из основных аспектов его деятельности были инновации в образовании в его эпоху. Вообще нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно, что они в первую очередь становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
В контексте современной инновационной стратегии педагогического процесса существенно возрастает роль руководителя школы, учителей, как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных и модульных и других - реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. Об этом неоднократно говорил И. Алтынсарин, на это направлена современная парадигма образования. К данной проблеме относится и позиция ученика. Во главу угла современного обучения ставится именно он. Не просто школьник, которого надо обучить читать, писать и считать, а школьник, который должен научится самостоятельно получать и применять свои знания. И. Алтынсарин уделял этому большое внимание. В его педагогических произведениях четко прослеживаются идеи народности, гуманизма, любви к родине, гуманизма. Они глубоко проникнуты и идеей воспитания человечности. Педагог-просветитель показал великое значение труда и утвердил целью воспитания - уважение к труду.[1.128] В своих рассказах он называл детей трудовых слоев казахского народа способными, вечными, умными, находчивыми, любознательными, характеризовал их вымышленных от природы
и даровитых. Рассматривая его труды четко понимаешь, что к инновациям относятся не просто содержание, методы и формы обучения и воспитания , но и организация совместной деятельности учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важные проблемы педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.
Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку в деятельности опыта коллег и предлагаемых наукой новых методик.
Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества определяется обстоятельствами среди которых можно выделить следующие:
- происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса
- изменения характера отношений учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Все это необходимо руководителю учреждения, который должен не просто следить за деятельностью, а активно участвовать и самому внедрять новвоведения в школе. В реальной практике характер полученных результатов определяется содержанием, степенью сложности и новизны внедряемых предложений, а также степенью готовности педагога - практика к инновационных процессов. Но главное совокупность критериев педагогических новшеств дает результат: новизну, оптимальность, высокую результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Результатом должно стать использование теоретических и практических новшеств. Конечно речь идет, том, что учитель выступает в должности автора, разработчика, исследователя, пользователя, пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, компетенций. Инновационная деятельность учителей, в школе, включает в себя следующую составляющую - внедрение в практическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований. Для того чтобы опыт распространялся педагог должен создать сайт или группу коллег, заинтересованных в проблемах в школе. Делясь опытом и публикуя свои разработки он не просто распространяет свой опыт, а получает обратную связь в виде общения либо реального, либо вертуального. Данная работа позволяет отследить свою причастность к образовательному процессу,знать положительные и отрицательные стороны, а главное помогает проводить рефлексию своей деятельности. Все это на данный момент включает в себя сетевое сообщество педагога.
Управляя инновационной деятельностью руководитель школы четко должен осуществлять функции управления. Среди функций можно выделить следующие: это определение целевых приоритетов инновационной деятельности; определение содержания приоритетов; обеспечение подготовки кадров к инновационной деятельности и координация в ходе инновации; стимулирование и контроль; обеспечение инновационных процессов. Реализация всех функций и достижение поставленных задач возможна при определенных условиях. Директору необходимо знать их и реализовывать на практике. Существуют следующие виды условий:
Нормативно-регламентирующие условия - к ним относятся законодательная база, квалификационные требования, требования к учебной нагрузке, нормативные требования к гигиене учебного и педагогического труда, моральные нормы отношений к инновациям и субъектам инноваций
Перспективно - ориентирующие условия - диагностирование начального состояния, постановка социально-значимых задач, обеспечение разработки индивидуальных и синтезированных программ повышения профессинально-педагогической квалификации
Деятельностно - стимулирующие условия - система стимулирования инновационной деятельности, обеспечение благоприятствующей психологической обстановке, условия сохранения здоровья субъектов исследования, материально-бытовые условия
Коммуникативно - информационные условия - координация направлений, содержания и средств, функциональных обязанностей, системы диагностирования и информирования о ходе исследования, система повышения квалификации кадров, система информационного и документационного обеспечения.
В целом условия обеспечивают возможность продуктивного общения между субъектами.[3.45] Совокупность целевых и стратегических установок задает программу развития школы - инноваций в школе.
Современному директору необходимо управлять данным процессом, управлять на условиях созидания, освоения, апробации, внедрения инноваций. А это не только целеполагание , а и поиск, отбор и диагностирование, обоснование проекта, апробация и корректировка новации, рефлексия и дальнейшее развитие процесса. Выработка стратегии и тактики учреждения не может осуществляться если не будут учитываться вышеизложенные условия. И директор из простого управленца должен стать руководителем с высоким уровнем управленческой культуры.
Современный образовательный процесс предусматривает изменение подходов и к формированию языковой среды. Рассматривая данный вопрос в наследии Алтынсарина понимаешь, что он уделял этому не мало внимания. Изучение иностранного языка он ставил во главу угла, так как достижения мировой культуры будут доступны каждому. На данный момент это актуально и сейчас. Создание поликультурной среды это уже не необходимость, а реальность. Руководителю необходимо работать над данной проблемой. Решение ее является важной для учащегося, ведь именно он будет является основной силой современного научно-технического процесса. Уровень востребованности на рынке труда является мерной планкой организации. В условиях модернизации и формирования рынка не все решается административными методами. Необходимо единство воли руководителя, ясное осознание того, что цель у педагогов, учащихся и родителей одна - реализовать задачи, поставленные государством, а это прежде всего: обеспечение конкурентоспособности всей системы образования в целом, а не только отдельных структур. Соответственно основная цель обучения иностранному языку может быть достигнута при адекватном развитии социолингвистической компетенции, то есть при формировании коммуникативной компетентности, необходимо воспитывать коммуникативно-активную личность, способную обеспечить адекватное межкультурное общение, диалог культур.[4.65] Для Казахстана полилингвоэтнокультурного государства, цели и задачи межкультурного обучения состоят в том чтобы направить общественное сознание на сохранение этнической идентичности всех населяющих страну народов, формировать на индивидуальном уровне сознание ощущения этнопсихологической межэтнической общности. Важно формировать у учащихся чувство гордости по поводу своего трехязычья. Позиция руководителя не контролировать данный процесс, а создать такую среду, чтобы каждый участник процесса мог реализовать свои способности.
В условиях реализации общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» обусловлена необходимостью ориентации организаций образования на духовную, национальную идентификацию и социализацию личности обучаемого, способствующую усвоению, закреплению, проявлению и трансляции опыта национальной культуры. [7.1]
Для развития педагогики в Казахстане большое значение имели деятельность и творчество Ы. Алтынсарина. Невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощными перед судьбой, считал он. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь. Ы. Алтынсарин считал, что просвещение лежит в основе прогресса всех сторон общественной жизни. Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество. Руководителю современной школы необходимо повышать свой профессиональный уровень постоянно, чтобы он смог стать лидером в своей школе.
Список литературы
1. Е.А. Мамбетказиев и другие Антология педагогической мысли Казахстана, Алматы "Рауан" 1995г
2. Хасенов М.Ш. В.Д Петрова "Философское образование и культура" Вестник культура и образование 21 века. Редакционное издание Казахской академии образования имени И. Алтынсарина 2005г.
3. Бортко Е.Г. Изучение проблем социализации личности школьника Вестник социально-технического университета 2004 г.
4. материалы Алтынсаринских педагогических чтений. "Современные тенденции развития непрерывного образования: опыт, проблемы и перспективы" Костанай 2008г.
5. Стратегия развития "Казахстан -2050" Основа патриотического акта «Мәңгілік Ел» январь 2014г.