СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Детский мастер-класс как метод развития универсальных учебных действий на занятиях декоративно- прикладной деятельности."

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются методы и приёмы формирования у младших школьников умения планировать практическую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Детский мастер-класс как метод развития универсальных учебных действий на занятиях декоративно- прикладной деятельности."»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей».

Верхнеуфалейский городской округ.

Подготовила: Гранкова О. Г.- педагог доп. образования.

Статья «Детский мастер-класс как метод развития универсальных учебных действий на занятиях декоративно-прикладной деятельности.»


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Универсальные учебные действия это совокупность способов действия обучающегося (навыков учебной работы), обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний, формированию умений, включая организацию этого процесса.

А.Г. Асмолов и его коллеги выделили четыре основных блока в составе универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. К регулятивному блоку действий относится умение планировать практическую работу.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с опорой на конечный результат: составление плана и очередности действий. Умение планировать относится к учебным умениям, которые формируются у детей не только в учебной деятельности, оно широко используется в различных видах деятельности и в повседневной жизни.

Планирование, по мнению А.Г. Асмолова, можно рассматривать как одно из универсальных учебных действий обучающегося, обеспечивающих, с одной стороны, его способность к организации процесса усвоения новых знаний регулятивных универсальных учебных действий, а с другой стороны, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Большинство младших школьников, главным образом, из-за несовершенства аналитико-синтетической деятельности, неосознанности и непроизвольности владения мыслительными операциями испытывают существенные затруднения в предварительном планировании своей деятельности. Особенно это заметно на занятиях декоративно-прикладной деятельности. При составлении плана работы дети не могут выделить необходимые и достаточные действия:

  • отбор действия проводится неполно, намечаются лишь отдельные действия;

  • в плане часто отсутствуют существенные, определяющие суть предстоящих преобразований действия;

  • указываются незначимые, чрезмерно дробные или слишком общие действия;

  • включаются лишние, ошибочные действия.

У части детей отмечаются отсутствие умения устанавливать правильную последовательность планируемых действий, что свидетельствует о значительных затруднениях в установлении причинно-следственных связей и отношений. Исследователи отмечают: если предложить младшим школьникам, которых специально не обучали планированию, собрать какой-либо предмет из деталей «конструктора», картина во всех случаях будет одинаковая: они планируют очередное действие лишь после выполнения предыдущего. Так называемое короткое планирование, или планирование «по ориентирам», непосредственно обусловлено наглядно-действенным характером мышления младших школьников. Переход же к «далекому» планированию требует от детей выхода за пределы наглядной ситуации, выполнения предстоящих действий в уме, мысленного изменения размеров и формы предмета без непосредственного контакта с ним. Младшие школьники должны усвоить главный принцип любого труда - прежде чем что-либо сделать руками, нужно хорошо подумать, спланировать, поработать головой.

Широкие возможности для формирования универсальных учебных действий предоставляет декоративно- прикладная деятельность, базирующаяся на предметно-практической деятельности. Через практическую работу с предметами младший школьник познает действительность. Прикладная деятельность создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности – планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д.

Эффективным современным методом формирования умения планировать является детский мастер-класс.

Детский мастер-класс – это особая форма организации детской деятельности,

обучающая детей самостоятельному планированию своей практической деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а также овладеть культурными способами передачи своего опыта. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу Вас»

В чём ценность детских мастер-классов?

Для детей, дающих мастер-класс:

Умение самостоятельно планировать практическую деятельность;

Приобретение опыта публичных выступлений;

Формирование коммуникативных навыков;

Возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;

Формирование ответственности;

Развитие инициативности.



Для детей, участвующих в мастер-классе:

Овладение новыми способами действий;

Приобретение опыта коллективной деятельности;

Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам;

Развитие вопросительности;

Стимул самостоятельного поиска новых способов действий.

Обучение составлению мастер-класса начинается с введения определения понятия «план» – порядок, последовательность действий.

Подготовке мастер-класса предшествует выполнение тренировочных заданий, направленных на формирование УУД планирования.

1.Работа с деформированным планом выполнения практической работы. Обучающимся предлагается восстановить план работы, данный на разрезанных карточках вразбивку. Предложенное задание обучающиеся могут выполнять сначала в группах, затем в парах и потом самостоятельно.

2.Планирование с использованием опорных слов или изображений. На первом этапе работы помощь в составлении плана урока оказывают опорные слова, например: «материалы», «инструменты», «подготовить», «нанести» и т.д.

3.Работа с листом продвижения. Лист продвижения по заданию – это лист, в котором определены этапы работы, помогает учащимся упорядочить работу, контролировать свои шаги в выполнении плана. Данный лист используется и для фронтальной работы, и для организации работы в группах, когда обучающимся необходимо самостоятельно выполнить ряд практических действий. Лист продвижения в этом случае выполняет не только функцию планирования, но и контроля.

4.Работа с технологической, инструкционной картой, ее составление. При помощи карты знаний организуется коллективно-распределенная работа обучающихся по целеполаганию, планированию, обобщению, оценке и рефлексии изученного материала.

Данные виды работы по обучению планированию практической деятельности можно проводить как при коллективной, так и в работе парами, тройками. От детей в ходе обучения требуется умение не только предусмотреть последовательность работы, но и выбрать наиболее рациональный путь ее выполнения.

Очень важным является формирование на занятиях такого волевого качества, как самостоятельность. Составленный план апробируется путем изготовления соответствующей детали или этапа изготовления, каждая операция фотографируется. Как правило, в ходе выполнения работы обучающиеся замечают свои ошибки, исправляют их и в следующий раз более ответственно определяют последовательность операций. При выборе темы мастер-класса учитывается желание и возможности детей. Формы демонстрации мастер-класса могут быть разными.

  1. «Живой» мастер-класс, когда ведущий рассказывает и показывает как

изготовить изделие, отвечает на вопросы участников мастер-класса.

  1. Описание необходимых шагов с фотографиями.

  2. Онлайн-классы (через интернет).

  3. Презентация.

Роль педагога на разных этапах обучения различна: сначала он

привлекает детей к участию в своих мастер-классах, затем готовит их совместно, и наконец, учит планировать самостоятельно. При этом нужно учитывать структуру мастер-класса.

1.Тема мастер-класса.

2.Ф.И. автора, возраст.

3.Демонстрация готового изделия.

4.Материалы и инструменты.

5.Описание последовательности изготовления изделия. Каждая операция формулируется кратко и точно, без лишних слов. При необходимости используются фотографии каждого этапа изготовления поделки.

6.Презентация готового изделия, оценка проделанной работы.

Важно соблюдать правила проведения мастер-класса.

Выступая, говорим громко, внятно, не торопясь.

Слушаем внимательно, не перебивая Мастера.

Вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ.

Вопросы задаём вежливо.

Не стесняемся задавать вопросы.

Все работы признаются ценными.

Подготовка и проведение детьми личных мастер-классов– это эффективное средство развития у детей умения планировать практическую работу, и они должны быть более широко представлены в современных программах дополнительного образования. Помимо чисто практического назначения, мастер-классы преследуют и еще одну весьма важную цель - интеллектуальное и эстетическое развитие всех участников мастер-классов. Мастер-класс содействует развитию у обучающихся универсальных учебных действий, способности самостоятельно и нестандартно мыслить, способствует их личностному росту, расширяет границы получаемых знаний.













Список использованной литературы.




  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, В. Г. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010.


  1. Брезгина, Н.Е. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках технологии // Технологическое образование и устойчивое формирование региона. – 2012. – Т.1, № 1.


  1. Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников / Р.А. Дунилова // Управление начальной школой. – 2013. – № 5.


  1. Зеленкова, И.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе // Вопросы теории и практики в области педагогики и психологии : cб. науч. тр. по материалам I Междунар. конф. / отв. ред. О.А. Воронина ; гл. ред. С.А. Мусиенко.