Аннотация. В статье рассмотрены дидактические игры как средство развития познавательного интереса у учащихся начальных классов на уроках русского языка. Выделены три уровня развития познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка во втором классе; приведены примеры заданий с использованием дидактических игр на каждом уровне.
Ключевые слова: познавательный интерес; дидактическая игра; уровень сформированности познавательного интереса.
Познавательный интерес определяется как избирательная направленность личности на предметы и явления действительности, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким, знаниям, что процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности и прежде всего в учебной . При этом путь развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними. В нашем исследовании мы рассматриваем дидактические игры как средство развития познавательного интереса у учащихся начальных классов на уроках русского языка. Дидактическая игра определяется как метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи. Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к урокам русского языка. Главное значение дидактических игр – это значительное повышение познавательного интереса у младших школьников.
Результаты исследования. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактической игры:
– дидактическая задача;
– правила игры;
– результат подведения итогов.
Введение в процесс обучения игр способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений. Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательный интерес. Исходя из календарно-тематического планирования (УМК «Школа России»), с учетом уровней развития познавательного интереса у младших школьников, разработано 7 уроков по следующим темам:
1. Имя существительное;
2. Число имён существительных;
3. Правописание непроверяемых и проверяемых безударных гласных в корне слова;
4. Ударение. Проверочные слова;
5. Части речи;
6. Однокоренные слова;
7. Викторина по русскому языку.
Мы выявили следующие уровни развития познавательного интереса:
– потребность во впечатлениях (любопытство);
– активный поиск предмета или явления (любознательность);
– устойчивый интерес к познанию или теоретический интерес.
Первый уровень – потребность во впечатлениях (любопытство) – элементарная стадия, обусловленная внешними, часто неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка.
Игра «Эстафета».
Дидактическая цель: закрепление умения изменять существительные по числам. Правила игры: играет весь класс по вариантам. Каждый вариант получает карточку с существительными в единственном числе. Задача учащихся записать справа данное существительное во множественном числе. Каждый ученик записывает одно слово и передает карточку сидящему сзади. Последний ученик в варианте возвращает карточку учителю. Учитель проверяет работу и определяет победителей.
Результат: сформированные умения: различать имена существительные единственного и множественного числа; находить окончания при изменении существительных по числам; определять число имён существительных; образовывать формы множественного и единственного числа имён существительных. Игра на внимательность. Дидактическая цель: закрепить знания о родственных словах. Развитие памяти, внимательности.
Правила игры: если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.
Результат:
сформированные знания и умения: знать понятие «корень слова»;
находить в словах корень;
подбирать и распознавать однокоренные слова;
различать однокоренные слова.
Второй уровень – активный поиск предмета или явления (любознательность) – начальный толчок выявления интереса, средство развития интереса к предмету, способствующее переходу интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения.
Игра: определи и раскрась.
Дидактическая цель: закрепить знания о постановке ударения.
Правила игры: перед вами картинка. Определите ударения и раскрасьте. Ударный 1 слог – коричневый. Ударный 2 слог – зеленый. Ударный 3 слог – синий. Ударный 4 слог – оранжевый. Результат:
сформированное умение ставить ударение в слове;
подбирать проверочные слова;
проверить правописания безударной гласной.
Игра на внимательность
Дидактическая цель: закрепить знания о родственных словах. Развитие памяти, внимательности.
Правила игры: Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.
Результат:
знание о понятии «корень слова»;
сформированное умение находить в словах корень;
подбирать и распознавать однокоренные слова;
различать однокоренные слова.
Третий, высший уровень – устойчивый интерес к познанию или теоретический интерес – важное качество личности, характеризующее стремление человека проникнуть за пределы увиденного. Для этого уровня развития интереса характерны такие эмоции, как удивление, радость познания; требования поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями и приобретенными способами. Крепость имен существительных.
Дидактическая цель: Закрепить знания о частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе)
Правила игры: как и в каждой крепости, на воротах стоят стражники. Чтобы пройти через ворота, нужно разделить предложенные существительные на одушевленные – неодушевленные. Деревня словарных слов.
Правила игры: записаны словарные слова с пропущенными буквами. Игрокам нужно вспомнить, как пишется слово, записать его в тетрадь, подчеркнуть букву, которую вставили, карандашом. Лес имен прилагательных.
Правила игры: придумать прилагательные, которые помогут стать Лесу снова добрым и приветливым. Мостик глаголов.
Правила игры: игрокам необходимо заменить время глагола с прошедшего на настоящее, и изменить слово он на мы, чтобы оказаться на мостике. Замок частей речи.
Каждой группе дается определенное задание:
1. Рассказать все, что вам известно об имени существительном.
2. Рассказать все, что вам известно об имени прилагательном.
3. Рассказать все, что вам известно о глаголе.
Результат: обобщение и систематизация знаний о частях речи;
закрепление умения определять части речи в связном тексте;
формирование представления об основных грамматических признаках существительных, глаголов и прилагательных.
Заключение. Исходя из всего вышесказанного, мы пришли к выводу о том, что познавательный интерес – это условие познавательной активности учащихся и, в конечном счете, условие успеха в обучении. Интерес направляет познавательную деятельность детей. Таким образом, интерес является не только внешним условием важности воспринимаемого, но и внутренним принципом отбора материала при восприятии. В нашем исследовании мы рассматриваем дидактические игры как средство развития познавательного интереса у учащихся начальных классов на уроках русского языка. Разработаны уроки с использованием дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках русского языка во 2-м классе.
Библиографический список
1. Зайцева И. А. Формирование познавательного интереса к учению. – Ноябрьск, 2005. – 124 с.
2. Новиков М.А. Дидактические игры на уроках русского языка. – СПб.: Питер, 2005. – 95 с.