Просмотр содержимого документа
«Статья "Дидактическая игра как способ формирования ученического коллектива"»
Научная статья на тему:
«Дидактические игры как способ формирования ученического коллектива»
Поступая в первый класс, ученики часто сталкиваются с проблемой нового коллектива, а точнее с его отсутствием. В первом классе важно положить начало становления ученического коллектива, поскольку в дальнейшем обучающимся потребуется работа в парах, группах и, соответственно, в коллективе.
Формирование ученического коллектива является важным и неотъемлемым этапом образовательного процесса. Оно способствует укреплению взаимодействия между учащимися, развитию их социальных навыков и способностей. Для достижения этой цели, важно использовать эффективные методы и подходы, среди которых дидактические игры занимают особое место.
В статье использованы следующие понятия:
Дидактические игры – это специально разработанные учебно-развлекательные задания, которые позволяют учащимся активно взаимодействовать друг с другом, развивать коммуникативные навыки, принимать решения, а также формировать чувство коллективизма и сотрудничества. Они помогают создать дружественную и поддерживающую атмосферу в классе, где каждый ученик может почувствовать себя важным и ценным членом коллектива. (Н.И. Кругликов)
Ученический коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения, «Педагогика: учебное пособие». (А.С. Сластенин)
В связи с темой исследования, была выдвинута гипотеза: использование дидактических игр на уроках в первом классе будет способствовать на формированию ученического коллектива.
Одной из игр, способствующих формированию ученического коллектива, является "Знакомство в четверках". Ученики делятся на группы по четыре человека и одновременно задают друг другу вопросы, с целью узнать друг о друге больше информации. Затем каждая группа представляет своего товарища перед всем классом. Такая игра не только помогает ученикам узнать друг друга лучше, но и содействует развитию навыков коммуникации и сотрудничества.
Еще одной интересной игрой является "Орёл или решка". В этой игре у каждого ученика есть монетка, которую он бросает и называет то, что выпало – орёл или решка. Затем ученик должен найти себе партнера, у которого выпал противоположный результат. Партнеры обмениваются информацией о себе и становятся более близкими друг другу. Такая игра помогает ученикам преодолеть стеснительность, познакомиться с новыми людьми и создать общий интерес к игре.
Наиболее важной частью разработки дидактических игр для формирования ученического коллектива является сохранение баланса между обучением и развлечением. Игры должны быть задуманы таким образом, чтобы они были интересными и захватывающими, но при этом содержали цель и учебные задачи. Задачи могут быть связаны с развитием коммуникационных и кооперативных навыков, разрешением конфликтов и формированием положительного отношения друг к другу.
Итак, формирование ученического коллектива с помощью дидактических игр – это важная и эффективная практика, способствующая созданию благоприятной образовательной среды. Они позволяют учащимся развивать сотрудничество, коммуникативные навыки, чувство коллективизма и самооценки. Сочетание образования и развлечения в дидактических играх помогает создать позитивную и дружескую атмосферу в классе, которая способствует успешному обучению и развитию учеников.
Данная статья может быть использована следующим образом: определение предметной области применения дидактических игр для формирования ученического коллектива, такие как русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Тем самым, тему можно конкретизировать и подстроить под определенный класс.