СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Дошкольное детство: становление личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст – большой и ответственный период психического развития ребенка. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Дошкольное детство: становление личности"»

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №83

«Детский сад общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития воспитанников.















Дошкольное детство:

становление личности













Составил:

Ст. воспитатель

Малышева Т.А.






Кемерово, 2018



Дошкольный возраст – большой и ответственный период психического развития ребенка. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушения любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольников может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент для развития индивидуальных личностных свойств, вследствие чего дети в этот период требуют огромного внимания к себе со стороны всех взрослых, и тех людей, которые принимают непосредственное участие в судьбе ребенка.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого феномена личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включены такие свойства, которые являются более или менее устойчивые и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Б.Г. Ананьев рассматривает личность в единстве четырех сторон:

- человека как биологического вида;

- онтогенезе и жизненном пути человека и индивида;

- человека как личности;

- человека как части человечества.

К.А. Абульханова рассматривает личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность) способность к организации времени, социальное мышление.

В.В. Мясищев определяет ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения и осознанием человеком окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.

Так, по словам К. К. Платонова, личность - это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Исходя из его позиции, личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются:

- направленность;

- опыт;

- особенности психических процессов;

- биопсихологические свойства.

Развитие личности идет через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Процесс развития человеческой личности бесконечен. Личность является носителем существующих общественных отношений.

Личность развивается как родовой индивид, как индивидуальность совершенствуясь и совершенствуя других. Личность продукт общения и познания обусловленный конкретно историческими условиями жизни общества.

Притязая на признание, ребенок с помощью взрослого проектирует себя в будущем как сильную, все умеющую личность. Стремление соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности.

Проблемой личности старшего дошкольного возраста занимались такие ученые как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн и другие.

Психическое развитие, становление личности дошкольника связа­на с формированием самосознания — осознанием себя и отношением к себе как к физическому, духовному и об­щественному существу.

К 6 годам ребенок становится значительно са­мостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников.

Активно развивается в этот период и самооценка — важная форма проявления самосознания. Самооценка шестилетнего ребенка в одном виде дея­тельности может отличаться от его самооценки в других. Ведь, как справедливо заметил Б. Г. Ананьев, оценочное суж­дение ребенка, непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитателя.

С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. И.С. Кон считает, что самооценка тесно связана с уровнем притязания на признание. Уровень притязания - это желаемый уровень самооценки личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки его взрослости. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт.

Успехи детей старшего дошкольного возраста в познании окружающего мира поистине велики, хотя логическое мышление у них ещё не сформировалось. Этому в определённой мере мешает их эгоцентризм, когда ребенок считает, что он – центр вселенной и все вращается вокруг него. Препятствует этому и недостаточно развитое умение сосредоточиваться только на кокой-то одной стороне события, явления или предмета.

Отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и другие подчеркивают, что личностью следует называть человека, лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как указывала Л. И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для такого уровня психического развития характерно также наличие у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды.

Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять её в своих целях, а также изменять сообразно цели самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с точки зрения Л.И. Божович, которую мы разделяем, таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием. Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения.

И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него.


































Список литературы:

  1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности [Текст] / Под ред. К.А. Абульханова-Славская. – Москва: Обруч, 2015.

  2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Б. Г. Ананьев. - Москва: Дошкольное воспитание, 2016.

  3. Кон И. С. В поисках себя личность и ее самосознание [Текст] / Под ред. И.С. Кон. - Москва: Политиздат, 2015

  4. Мясищев В.Н. Психология отношений [Текст] / Под ред. В.Н. Мясищев. - Москва: Воронеж, 2015.