СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Экологическое воспитание на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Экологическое воспитание на уроках математики"»

МУ «Управление народного образования»

МОУ « Бендерская средняя общеобразовательная школа №2»

Секция: «Экологическое воспитание школьников на уроках и во внеурочное время».








Тема: «Экологическое воспитание школьников на уроках математики.








Белоус Татьяна Васильевна

МОУ «БСОШ №2»

учитель математики

II квалиф. категория





2019 г.

Аннотация

«Через красивое- к человечному-

Таковы закономерности воспитания»

В.А.Сухомлинский.

Тема экологического воспитания является весьма актуальной в наши дни.

На протяжении многих лет автор статьи собирала из различных источников задачи с экологическим уклоном. В работе изложены виды экологических задач. Практическим результатом данной работы является большая подборка задач экологического содержания для учащихся 1-11 классов (30 задач). Предоставлено много информационных данных о состоянии экологии в нашей республике.

Работа над этой темой помогает автору развивать в учащихся интерес к своему предмету, посредством решения экологических задач. Рекомендовано всем учителям математики.















Оглавление

Аннотация 2

Глава I. Экологическое воспитание на уроках математики. 4

Глава II. задачи экологического содержания. 8

Глава III. План урока математики в 6 классе на тему: «Решение задач» 17

Заключение 25

Список литературы 26




















Глава I. Экологическое воспитание на уроках математики.

Математика-это язык, на котором написана книга природы.

Галилео Галилей.

Проблемы экологии возникла не вчера и не сегодня. Она является приоритетной уже много лет. Это касается практически всех государств и регионов земного шара, независимо от их размера, политического и военного потенциала. И наша малая родина также обращает пристальное внимание на эту проблему. И мы, учителя школ города, не остаемся в стороне от всего этого.1Экологическое воспитание нужно начинать с самого раннего возраста. Ребят нужно учить доброте, человечности, бережливости, ответственности к природе и её ресурсам. Работая много лет в школе, я обратила внимание, что в учебниках совсем нет задач экологического содержания. Учителя сами вводят задачи с экологической тематикой. Современная экологическая ситуация требует введения в учебники задач такого рода, начиная с 1 по 11 класс. В начальной школе можно использовать их на темах:« Сложение и вычитание натуральных чисел» , «умножение и деление натуральных чисел». это могут задачи это могут быть задачи про сбор макулатуры и металлолома; задачи в которых говорится о пользе леса, о его обитателях; «красной книге» Приднестровье. В5 классе наиболее благоприятные темы:« натуральные числа», «десятичные дроби», «проценты». В 6 классе: «пропорции», «положительные и отрицательные числа», «диаграммы». В 7 классе: «графики функций», и «степень». В 8 классе: «квадратный корень» и «степень». В 9 классе: «осевая и центральная симметрии», «арифметическая и геометрическая прогрессии». В 10-11 классах в текстах «ЦЕКО ПМР» на ЕГЭ в заданиях №1 и №2 можно также внести задачи экологического вида. Ведь наш предмет создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений. Это задания, которые направлены на сохранение природных ресурсов, здоровье человека, развитие экологической культуры. При помощи данных задач формируется любовь к природе, а значит и к себе, ведь мы являемся её частью. Учащиеся через задание экологического вида имеют возможность видеть красоту окружающего мира. После решения этих заданий обязательно нужен небольшой комментарий или вопросы для обсуждения, в ходе дискуссии, у обучающихся формируется экологическое сознание, а с ним и любовь к своей родине.2 Успех решения проблем экологии определяется уровнем экологического образования детей. Ведь многие, если не все, проблемы, связанные с нашей экологической безграмотностью. В настоящее время экология рассматривает большой спектр вопросов: рациональная природопользование, загрязнение окружающей среды, утилизация гербицидов и твердых отходов, обмеление Днестра, состояние лесных насаждений Приднестровье, деградационные процессы почвенного покрова и другие.

Тематика задач разнообразно: биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, ну и конечно, задачи по проблемам природопользования. Задачи могут быть использованы в устном счёте, в групповой и самостоятельной работе. Это могут быть не обязательно задачи. Могут быть задание-примеры, уравнение, решая которые мы получим животных, которые занесены в «красную книгу» ПМР или имя и фамилию учёного, занимающегося проблемы экологии.

В старших классах я практикую проекты экологического содержания. Этот метод не отнимает много времени, зато ребята в процессе его подготовки учатся планированию, организации, самоконтролю. Они учатся оценивать себя и своих товарищей, работать с литературой, анализировать и систематизировать полученные знания. Они осознают положительные и отрицательные последствия деятельности человека. Экологические проблемы остаются глобальными и сегодня. Мы не в состоянии отвратить угрозу нашей цивилизации, но мы можем изменить вектор действий по отношению к окружающему нас миру. Экологическая катастрофа не произойдет, если каждый начнет с себя сегодня.

При решении таких задач формируются экологические знания, экологическая культура. Вырабатывается умение рассуждать о проблемах экологии, умение применять в жизни полученные знания. После решения таких задач у детей возникает желание придумывать, составлять, оформлять и решать свои задачи экологического содержания. Часто такие задачи сопровождаются рисунками на тему задачи.

К экологическим задачам относятся: экономия воды, бумаги, энергии, проблемы отходов, шума, защита окружающей среды, гигиена и здоровый образ жизни. Классифицировать экологические задачи можно по следующим признакам:

  1. По содержимому признаку.

        • Информационные.

        • Практически направленные.

        • Прикладные.

        • Исследовательские.

  2. По способу воздействия при формировании экологической культуры.

  1. Демонстрационные.

  2. Проблемные.

  3. Указательные.

Задачи нужно брать непосредственно из окружающего мира, тогда они становятся для учащихся более понятными и интересными. Решение задач такого вида привлекает интерес к предмету математика.

В ЕГЭ по математике есть несколько задач экологического содержания. Они о радиоактивном распаде. В них нужно рассчитать скорость радиоактивного распада различных изотопов, массы изотопов и так далее. Но не все ребята понимают, что они рассматривают одну из экологических проблем - переработка и хранение радиоактивных отходов. А ведь это огромная проблема для нашего региона. Ведь в Карманово нужно утилизировать огромное количество устаревшего оружия. И на территории нашей республики много складов с неутилизированными ядохимикатами и гербицидами.















Глава II. задачи экологического содержания.

Приведу пример некоторых из заданий, которые использую в работе.

  1. Чтобы произвести 1 тонну бумаги необходимо срубить 17 деревьев. Но каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры учащимся нашей школы, чтобы сохранить 34 дерева? Сколько килограмм макулатуры должен принести каждый ученик, если в школе 500 ребят?

  2. Небольшой лиственный лес за год отфильтровывает около 70 тонн пыли, а такой же хвойный- 35 тонн пыли. Во сколько раз больше пыли отфильтровывает за год лиственный лес, чем хвойный?

  3. Ежегодно в атмосферу населённых пунктов в Приднестровье выбрасывается 1080 тыс. тонн загрязняющих веществ, из которых 20% составляют твёрдые вещества; остальные - газообразные. Сколько тонн твердых вредных веществ выбрасывается в атмосферу? А газообразных?

  4. На здоровье человека влияют разные факторы: экология и наследственность-20%. Здравоохранения-10%. Здоровый образ жизни-50% и так далее. Составьте сравнительную диаграмму влияние этих факторов на вашу жизнь. Какой вы можете сделать вывод?

  5. На нашей планете ежегодно 1,7 млрд. человек лишены чистой воды; 3,6 млрд. человек живут в условиях антисанитарии; около 4,2 млн.- каждый год умирают от болезней, которые вызванные употреблением плохой воды. Сколько всего людей страдает от нехватки чистой воды?

  6. Сколько ведер, емкостью 12 л попусту вытекает из крана за месяц (30 дней), если известно, что за сутки через плохо закрытый кран со струей толщиной в спичинку, теряется 400 л воды?

  7. В 2018 году в Днестр сброшено огромное количество сточных вод: из них загрязнённых без очистки 100,15 млн. кубических метров, а недостаточно очищенных 18,53 млн. кубических метров, нормативно чистых без очистки- 120,3 млн. метров кубических. Сколько сточных вод попала в реку?

  8. Информация: источники загрязнения реки Днестр и подземных вод: 1. Сточные воды населённых пунктов. 2. Дождевые и талые воды с полей. 3. Отходы животных животноводческих комплексов. 4. Удобрения.

  9. Через очистительные сооружения в сутки проходит 4000 л воды. За сколько дней очиститься 20.000 л воды. Информация: загрязнение вод Днестра вызывают заболевания: 1. Холера. 2. Гепатит. 3. Интоксикации. 4. Желудочно-кишечного тракта.

  10. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик класса сорвал по 5 штук? А если по 10? Какой мы можем сделать вывод?

  11. Накопление большого количества токсичных промышленных, сельскохозяйственных и бытовых отходов в населённых пунктах ведёт к загрязнению почвы. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается 2 года. Брошенный окурок сигареты разлагается на 2 года дольше. Пластиковые пакеты разлагаются в 4 раза дольше кожуры банана. Сколько лет потребуется для разложения пакета? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?

  12. Напишите числами запись: « На один миллион лесной площади приходится всего 6 работников лесного хозяйства. В тысяча девятьсот восемьдесят шестом году было вырублено лесов сорок пять тысяч двести четыре гектара, а пожары уничтожили восемьдесят четыре тысячи пятьсот двадцать три гектара лесной площади. В тысяча девятьсот девяносто пятом году пожарами была охвачена только в июне один миллион пятьсот тысяч кубических метров древесины на площади свыше четыреста тысяч гектар.

  13. Точка в мире ежегодно добывается 1600 млн. кубических метров древесины, около 1/5 всей древесины идёт на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается? Информация: загрязнение атмосферного воздуха в ПМР. Общее количество выбросов в атмосферу в 2014 г.-62488 т, а в 2016 г.-53047 т. Уменьшение произошло за счет сокращения выбросов от Молд. ГРЭС и ММЗ.

  14. 36 млн. тонн вредных веществ за год выбрасывается автомобильным транспортом. Особенно опасны машины с дизельным двигателем, на саже абсорбируется бензопирен (канцероген). За 1 час работы двигателя «КАМАЗ» на холостом ходу вырабатывается 87 г окиси углерода, 120 г окиси азота, 7 г углеводорода. Определите, какое количество вредных веществ попадает в атмосферу за 1 час, если возле предприятия на холостом ходу работают 100 двигателей стоящих там автомашин?3

  15. Легковому автомобилю для сгорания 1,4 л бензина требуется 2,5 кг кислорода. Лес на площади 1 га выделяет 280 кг кислорода в год. Рассчитайте, сколько гектар леса должны выделять кислород, чтобы один автомобиль в течение года ежедневно расходовал 10 л бензина? Информация: современная цивилизация ознаменовалось не только значительным научно-техническими достижениями, но и загрязнением всех компонентов природной среды. При этом проявление негативного воздействия на природу приняли за последние десятилетия такие острые формы, что стали угрожать здоровью и благополучному существованию человека.

  16. По данным таблицы составьте круговую и столбчатую диаграмму.

Города и районы ПМР

Кол-во выделяющихся загрязняющих веществ

Дубоссарский район

28

Слободзейский район

37

Г.Бендеры

135

Г.Тирасполь

155


  1. В школе №2 за день расходуется около 2720 г бумаги. Сколько бумаги выбрасывается учениками школы за один год, если в школе 680 учащихся в учебном году 210 дней? Сколько деревьев мы можем сохранить, если одна тонна макулатуры спасает от вырубки 17 деревьев?

В городе Бендеры обучаются 5000 школьников. Сколько бумаги выбрасывается за день и за год в нашем городе? Сколько взрослых деревьев могут спасти все школьники города?

Вывод: леса- это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином.

Информация: Дубоссарское водохранилище имеет в основном черты озёрного характера. 20 лет назад в нём водилось 53 виды рыб, а сейчас зафиксировано всего 40 видов рыб. Сильно пострадали популяции наиболее ценных и охраняемых видов: стерляди, усача днепровского, усача балканского. Язь и вырезуб стали в последние годы крайне редкими, почти исчезли. В последнее десятилетие произошло общее резкое сокращение численности промысловых рыб, о чем наглядно свидетельствует уменьшение промысловых уловов почти в 10 раз с 60-50 тонн до 7-5 тонн.4

  1. Cоставьте и решите задачу с данными из таблицы. Нарисуйте, понравившийся, вид рыб.


Вид рыбы

Встречаемость в Дубоссарском водохранилище, %

Средний вес одной особи, кг

Щука

0,8

1,4

Плотва

9,3

0,165

Жерех

4,1

0,910

Лещ

31,7

0,545

Карась

5,3

0,577

Карп

13,4

1,827

Толстолобик

21,5

1,834

Сом

2

2,780

Судак

2,4

1,283

Окунь

3,3

0,263

Белоглазка

4,9

0,125

Голавль

1,2

0,800

Всего

100


  1. Площадь нашего города Бендеры 97,29 квадратных километра. Парки, бульвары, скверы занимают примерно 1/4 этой территории. Сколько квадратных метров зелёных населения приходится на человека, если считать, что в городе 76158 жителей? (Ответ округлите до целых) Вывод: город Бендеры в 2018 году признан самым зеленым и цветущим городом Приднестровье.

  2. Информация: многочисленными жителями леса мы можем назвать птиц. Аппетит у них отменный. Некоторые съедает в день количество пищи, превышающее вес самой птицы. В период выкармливания птенцов польза от насекомоядных птиц возрастает во много раз. Семья горихвосток за день может уничтожить 7.5 тыс. гусениц.

  3. Перед вами магический квадрат. Из каждой строки выберите наибольшее число. Сумма этих трёх чисел покажет, сколько тонн вредных насекомых съедает за год семья синиц.

2,8

4,5

1,7

7,3

2,4

1,2

3,7

5,2

4,5


Решение: 4,5+7,3+5,2=17 (т)

Вывод: Семья синиц за год съедает 17 т вредных насекомых.

  1. В суровую зиму в лесу может погибнуть до 90% птиц. В чём основная причина их гибели? Если в лесу обитало 3400 птиц, каково количество оставшихся? Что нужно сделать, чтобы этого не произошло?

  2. Пример экологических задач, решаемых количественным методом.

За сутки в среднем кожа человека выделяет 800 г воды, почки-1600 г, лёгкие-400 г. Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи были следующие выражения:

  1. 800+1600+400

  2. 1600-400

  3. 1600:400

  4. 1600:800

  5. 1600-(800-400)

  1. Задача, носящая познавательно-экологический характер.

Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя? Что делают в нашем регионе для решения данной проблемы.

Следующая проблема-это целые горы мусора в каждой местности. Всё это разносятся ветром, кругом валяется бумага и упаковка. Горы пластика, строительного мусора из стекла. Часто всё это сжигают, не понимая, что едкий дым и сажа загрязняют воздух не меньше самого мусора. По данным министерства ПМР природных ресурсов и экологического контроля образовалось 803 тыс. тонн отходов, в их числе 300 тыс. тонн производственных.

Свалки мусора опасны для нашего здоровья. Они портят внешний вид городов и сел, загрязняя окружающую среду. Но самое страшное, что они загрязняют почву на многие десятилетия, загрязняют подземные воды и окружающую среду. Многие отходы в виде батареек и ламп ещё и очень токсичны. На эту тему мы рассматриваем с ребятами следующие задачи.

  1. Сколько мусора выбрасывается жителями города Бендеры, если в нём 76158 жителей, а на одного жителя приходится 2,5 кг мусора? Сколько машин грузоподъемностью в 3,5 т потребуется для вывоза бытового мусора? И какой выход из данной ситуации?

Вывод: (его делают ученики)

  1. Нужно ликвидировать неорганизованные и незаконные свалки.

  2. Организовать полигоны для отходов, а ещё лучше, строить мусороперерабатывающие заводы.

  3. Сортировка отходов.

  4. Утилизация токсичных отходов.

  5. Мусор нельзя сжигать тире это опасно для здоровья.

  6. Повышать уровень воспитанности граждан.

  1. Можно решить следующую задачу по данной тематике. Учащиеся нашей школы собрали в 2018 году 335 батареек. А в этом году-427 батареек. Сколько мы сохранили от загрязнения воды и почвы за два года, если по оценкам учёных 1 использованная батарейка загрязняет 400 л воды и 20 квадратных метров почвы?

  2. Одна энергосберегающая лампочка за свой длительный срок работы предотвращает выброс в атмосферу более 200 кг CO2. Какой можно предотвратить выброс в атмосферу вредного вещества, если в трёхкомнатной квартире будут использоваться по одной такой лампочке на каждую комнату (не забудьте учесть ванную, прихожую и туалет)

  3. Сделайте расчёт экономии электроэнергии и денежных затрат при использовании энергосберегающих ламп (в расчёте, что лампа включена на 6 часов в день).



Наименование

Срок службы

Затраты на электроэнергию из расчета 1кВт/ч=0,56 руб.
время 12000 ч

Лампа накаливания (100 Вт) цена 10 руб.

1000 часов

?

Лампа компактная люминесцентная (20 Вт) цена 200 руб.

12000 часов

?


Информация: компактная люминесцентная лампа, несмотря на свою высокую стоимость, самыми низкими в мире тарифами на электроэнергию, выгоднее, чем дешёвая лампа накаливания. А ведь у нас в квартирах не одна лампочка. Работа энергосберегающих ламп даёт заметную экономию электроэнергии и денежных средств.

Для того чтобы организовать охрану флоры и фауны создаются «красные книги», содержащие списки видов, которым угрожает исчезновение.

  1. Определите, сколько видов растений и видов животных указаны в красной книге ПМР, если известно, что разность этих видов равна 23, а сумма 339. (видов растений больше, чем животных)

  2. Информация: - У меня в руках «красная книга». В красную книгу мира уже занесены 295 видов зверей, и 312 видов птиц. Но записать животных и растений в красную книгу, ещё не значит их сохранить.


Много трав растёт полезных. На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, питма, зверобой.

Мы растения эти знаем,

Бережём и охраняем.

В книгу красную они. Уж давно занесены.

Мы их рвём не на потеху.Отнесем мы их в аптеку.Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

- Знаете ли вы лекарственные травы? Какие? А где их можно собрать? (там, где не проходит рядом автомагистрали, не дымит завод и т.д.) - а где используется лекарственные растения? (известно более 12000 таких растений). Многие из них применяются в народной медицине.

  1. Для приготовления настойки от кашля нужно взять две части подорожника, 1 часть клевера, три части зверобоя, 12 частей воды. Сколько граммов каждого вещества надо взять, чтобы приготовить 360г настоя от кашля?

  2. Ребята собрали для аптеки 50 кг лекарственных трав: тысячелистник, ромашку, петунии и полынь. Тысячелистник составляет 1/5 всего сбора, ромашка- 25% сбора, петунии-15% сбора, а остальное-полынь. Сколько полыни собрали ребята?

  3. На большой перемене бегают и кричат пятиклассники. Концу перемены шум достиг 80 децибел. Сколько децибел не хватает им, чтобы перекричать взлетающий самолет производящий шум 120 децибел

Ответ: 40.

  1. По мнению ученых, для того чтобы заработать бессонницу, достаточно длительно «слушать»42 дБ; чтобы стать раздражительным - достаточно постоянного шума 35 дБ. А это уровень человеческого шёпота! Для сравнения: шум оживленной улице или громкого разговора-70 децибел



Глава III. План урока математики в 6 классе на тему: «Решение задач»

Цель урока:

  • Образовательная - отработка практических умений и навыков при решении задач; применение знаний при решении задач экологического содержания.

  • Воспитательная - способствовать формирования экологической культуры; воспитывать новое экологическое мышление; прививать любовь к малой Родине.

  • Развивающая - способствовать формированию умений применять различные приёмы сравнения, продолжить формирование навыков умения анализировать, размышлять, делать выводы.

Тип урока: Интегрированный урок. Закрепление полученных знаний.

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.

Форма обучения: Фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная.

Ход урока

        • Организационный момент.

        • Постановка проблемы (На слайде 1 изображены экологические катастрофы)
          учитель читает стихотворение о проблемах XXI века.
          Моя планета - человеческий дом.
          Ну как ей жить под дымным колпаком,
          Где сточная канава- океан,
          Где вся природа поймана в капкан,
          Где места нет не аисту, ни льву,
          Где стонут травы: больше не могу!
          Стали люди сильными, как - боги,
          И судьба Земли у них в руках.
          Но темнеют страшные Ожоги.
          У земного шара на боках.
          Мы давно освоили планету,
          Широко шагает новый век.
          На Земле уж белых пятен нет,
          Чёрные сотрёшь ли, Человек?
          - Ребята, как вы думаете, о чём этот стих? О чем мы будем говорить с вами на уроке?
          Правильно, о проблемах экологии, экологических проблемах Земли, своего города.

        • Понятие «экология» произошло от древнегреческих слов («ойкос» - жилище, убежище, «логос» - наука), в дословном переводе оно означает «наука о доме». Экология- наука о взаимодействии между живыми организмами и средой их обитания. Она исследует факторы неживой природы, воздействующие на организмы, а также на природу в целом. Конечно, на одном уроке нельзя рассказать обо всех экологических проблемах, так как проблема загрязнения окружающей среды слишком сложная. Но мы рассмотрим некоторые из них.

  1. Экологическая проблема: Мусор.
    Устный счет.
    Расшифровав слово, вы определите первую экологическую проблему.

У

Д

М

Е

Р

С

В

К

О

5

3

0,75

21

0,55

100

0,4

121

0,8


1-0,25=0,75

2:0,4=5

0,8*125-100

1-0,2=0,8

0,8-0,25=0,65

Мы получили слово «МУСОР»


Задача 1. В Бендерах периодически осуществляется вывоз мусора. За последние 5 лет вывезено:

2015- 1420 т

2016- 1540 т

2017- 1920 т

2018- 2100 т

2019- 2130 т.

На сколько процентов увеличился вывоз мусора за последние пять лет?


Задача 2. Известно, что в среднем на одного человека в сутки приходится 2,5 кг мусора. Сколько мусора выбрасывается жителями города Бендеры за сутки, если в городе 76158 жителей? Сколько машин, грузоподъемностью в 4 тонны потребуется для вывоза этого мусора?

Вывод: Большая проблема-это целые горы мусора в каждом городе. Да и наш город не исключение. Ветер разносит по округе бумагу. Горы стекла, пластмассы и строительного мусора. Нередко этот мусор сжигают, и тогда, едкий дым и сажа отравляют окружающую среду. Свалки опасны для здоровья. А главное, что мусор к каждому из нас вернется в виде токсичной пыли, загрязненной воды, болезней. Ну и главное, что нужно запомнить. Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят!

  1. Экологическая проблема: вырубка леса. Работаем в группах. В старину про лес говорили, а что говорили, вы сейчас узнаете, выполнив задание

  1. Вычислите

от 20
50% от 300
Ключ

1

5

15

2

7

3

150

С

-

НЕ

РЯДОМ

ЛЕСОМ

ГОЛОДНОМУ

ЖИТЬ

БЫТЬ

  1. Вычислите

17

0

1

БОГАЧЕ

-

ЦАРЯ

ЛЕС






Продолжи пословицы: (работа в парах)

Рощи да леса-
Зелёный наряд
Зелёная ограда -
Сажаем лес в поле -
Больше леса - Больше снега -
Растение-
Дерево водой живёт,
Оберегая саженцы,
Много леса - не губи,
Срубили деревья -
Лесу нет, и
Грибы ищут-

Всему свету краса.
Радует глаз.
Живая отрада.
Будет хлеба боле.
Больше снега, больше хлеба.
Берегам спасение.
Дерево и воду бережёт.
Оберегаешь жизнь.
Мало леса - береги, нет леса - посади.
Прощай, птицы.
Гриб не родится.
По лесу рыщут.


На каждую парту разложены заготовки, по которым нужно соотнести начало и конец пословицы. А как вы думаете, для чего нужен лес?

(Ответы ребят)

Вывод: Гулять в лесу полезно для здоровья, заряд бодрости, укрепит иммунитет. Но лес- это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сёл и городов, фабрик и заводов. Производство бумаги и киноплёнки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли.

Задача 3.Если каждый день в классе дети оставляют 6 чистых листов бумаги, то, сколько будет потрачено древесины напрасно, если в школе 27 классов и обучаются они 210 учебных дней в году. (Для производства одного листа требуется вырубить лес с 0,25 га)? Сколько гектаров леса мы сохранили бы, если бы не тратили бумагу напрасно? (Ответ округлите)

Задача 4.Подсчитано, что для нормальной жизни в промышленном городе на каждого жителя города требуется 45 квадратных метров зеленых насаждений. Какова должна быть площадь насаждений города Бендеры, если в нём проживает 76158 жителей (территория города 97.3 кв. км), а общая площадь зеленых насаждений нашего города составляет 260 га.

Физиотерапия для глаз


  1. Экологическая проблема: Шум. Чтобы узнать какова следующая проблема вам нужно решить следующие уравнения (индивидуальная работа)

М

А

Ш

Э

У

В

Т

О

Р

-8

12

16

3

-10

-15

-12

-16

8

Вы верно определили проблему. Это шум. Удивились? Не ожидали?!

Шум- это загрязнение невидимое для глаз, но его можно услышать. Его ещё называют «Медленный убийца». Он может привести к потере слуха, снижению память, стрессу, преждевременному старению. В школах шумных районов города у ребят могут возникнуть трудности с учением.

Задача 5.(Устно)на большой перемене на втором этаже бегают и кричат пятиклассники и шестиклассники. К концу перемены шум достигает 80 децибел. Сколько децибел не хватает им, чтобы перекричать взлетающий самолет, производящий шум в 120 децибел.

Вывод: по мнению ученых, для того, чтобы заработать бессонницу, достаточно «слушать» 42 децибела, чтобы стать раздражительным, достаточно постоянного шума в 35 децибел, а это уровень человеческого шепота! Для сравнения: шум оживленной улицы или громкого разговора- 70 дБ. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 дБ практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБ. Звук в 130 ДБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в среднем веке существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Сравните силу звука различных источников с допустимой границей:

        • Шелест листвы и шум спокойного прибоя-20 ДБ

        • Громкая речь- 60-70 дБ

        • Пылесос-70 дБ

        • Громкая музыка-120 дБ

        • Шум уличного транспорта (мотоцикл, автобус, грузовик)-80-100 дБ

        • Шум реактивного самолёта при взлёте- 140 дБ

        • Шум космической ракеты-175 дБ

Самостоятельно составьте по полученным данным столбчатую и круговую диаграмму.

Ребята, к какому выводу вы пришли? (Выводы детей)

Пришли к следующим выводам:

  1. Каждый человек должен любить и ценить то, что его окружает.

  2. Каждый должен приложить усилия к сохранению экологии окружающей среды, в том числе и мы с вами.

Хочу завершить урок стихотворением Павла Сергеева.

Старательно вникая в опыт древних.

И постигая суть корней,

я стойкости учился у деревьев

А ловкости и силе у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

у рыб - сосредоточенно молчать.

Поэтому обязан я природу

от всех врагов достойно охранять.

Ребята! Сохраните нашу планету это задача для всех и каждого. Подведём итоги урока. Рефлексия. На доске закреплена дерево, но она пока без листков. У вас у каждого на парте три листочка-зелёного, жёлтого и красного цвета. Выберите один из них и прикрепите к дереву. Зелёный лист обозначает: «я удовлетворён урокам, он был полезен для меня, я много и с пользой хорошо на нём работал. Я понял всё. Жёлтый - «урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, сумел выполнить ряд заданий. Мне было на нём достаточно комфортно». Красный-«польза от урока я получу мало, я не очень понимаю, о чём идёт речь. Мне было неинтересно».

Домашнее задание.

      • Составить задачу экологического содержания. По желанию с рисунком.

      • по группам рассмотреть другие экологические проблемы, не рассмотренные на уроке.

      • Творческая. Придумать стих об экологии.











Заключение

Выводы: Экология и математика очень взаимосвязанные между собой науки. Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и решение задачи экологического воспитания, формирования представления о роли математики в решении экологических проблем. Воспитывается интеллектуальные качества личности - компетентность (умение видеть проблему, овладеть способами решения и добиваться успеха), любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание. При решении задач у школьников вырабатывается умение применять в жизни числа, рассуждать о проблемах экологии. Рассмотренный мною материал, это конечно, не все задачи экологического характера. Их намного больше. Мною они собраны в сборник и распечатаны в школе, количеством 100 штук. Работают по ним все учителя кафедры, используя во всех классах старшего и среднего звена. Материалы сборника используются учителями школы на классных часах и внеклассных мероприятиях школы экологического характера. Каждый год на неделю математики и неделю экологии учащиеся с удовольствием дополняют его.









Список литературы
        • Интернет ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/экология

        • Филипова М.А. и др. качественный состав выбросов промышленных предприятий в атмосферу на территории ПМР (стр. 164)

        • Шарапановская Т.Д. Ихтиофауна среднего и нижнего участков Дубоссарского водохранилища в условиях антропогенного воздействия городов Рыбница и Резина (стр. 242)

1 «Экология-сумма знаний, относящихся к экономике природы». [1] В 1866 году такое определение дал экологии немецкий биолог Э.Геккель. В книге «Всеобщая морфология организмов» Э.Геккель дал своё определение экологии, как науки: «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования».

Современная экология изучает проявление жизни на уровне отдельных особей, популяций и сообществ. Она исследует факторы неживой природы, воздействующие на организмы, а также влияние живых организмов на природу в целом. Первая, основная и наивысшая функция экология-умение видеть последствия.


2 «Человечество день ото дня становится всё более важным фактором в биосфере…» Академик В.И.Вернадский

3 В Бендерах 4 стационарных поста наблюдения за атмосферным воздухом. В 2018 году зафиксировано: выбросы от автотранспорта-13,7 тыс. т

4 Судак на акватории Днестра особенно сильно пострадал из-за изменений условий обитания, связанного с интенсивным зарастанием большей части акватории реки.