СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Экскурсия по городу Севастополю как элемент патриотического воспитания»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЫЯВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ЭКСКУРСИИ ПО ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ

Просмотр содержимого документа
«Статья «Экскурсия по городу Севастополю как элемент патриотического воспитания»»

Статья «Экскурсия по городу Севастополю как элемент патриотического воспитания»

Воспитатель учебного курса

Соломахин Андрей Иванович

В рамках ФГОС патриотическое воспитание занимает особое место.

Цель данной статьи: описать ещё один способ в виде экскурсии по городу Севастополю как элемент патриотического воспитания в ФГКОУ МО РФ НВМУ (Сев ПКУ).

Задачи статьи:

- выявить образовательные возможности экскурсии по городу;

- сформулировать требования к воспитаателю, проводящему экскурсию по городу Севастополю;

- определить тематику занятий, по которым целесообразно проводить экскурсии.

Образовательные возможности экскурсии по городу Севастополю.

Экскурсия по городу не вписывается в стандартное разделение на учебное занятие и внеурочное мероприятие, ибо она сочетает в себе черты того и другого. По содержанию это – учебное занятие, однако по форме экскурсия тяготеет к внеурочному мероприятию. Это, казалось бы, парадоксальное сочетание открывает большие возможности в образовательном процессе и вызывает значительный интерес у нахимовцев.

Любой населённый пункт имеет свою историю, свои достопримечательности, свои традиции, достойные изучения. В данной статье остановимся только на экскурсии по городу Севастополю. Это связано с пониманием городской среды как особой субкультуры.

Доминантой городской экскурсии является архитектура. Конечно, разные города обладают неодинаковой насыщенностью достопримечательностями. Крупные столичные города Севастополь и Симферополь содержат немало древних построек, однако и в провинциальных городах, таких, как Бахчисарай, Ялта, Алушта, Керчь зачастую имеются архитектурные шедевры минувших эпох. На них важно обратить особое внимание нахимовцевв.

Больным вопросом, как мегаполисов, так и небольших городов является сохранность исторических объектов. Во время экскурсии по Севастополю, по возможности, следует показывать и хорошо сохранившиеся здания, в том числе благодаря удачно проведённой реставрации, и находящиеся в плачевном состоянии памятники архитектуры. Такой контраст при соответствующих комментариях воспитателя позволит нахимовцам сравнивать и сделать правильные выводы о необходимости беречь архитектурное наследие.

Следующей по значимости в условиях городской среды является скульптура. Она также должна стать предметом рассмотрения во время экскурсии. Важно научить нахимовцев понимать роль скульптуры в городском пространстве, помочь им замечать и отыскивать рельефы, «спрятавшиеся» на стенах зданий, ограждений, среди зелени. Понимание значимости и красоты этого вида искусства будет способствовать также уменьшению случаев вандализма по отношению к досягаемым объектам.

В ходе экскурсии по Севастополю необходимо обращать внимание нахимовцев также на садово-парковые ансамбли, на малые архитектурные формы и ландшафтный дизайн, скверы, клумбы, вазоны, ворота, ажурные решётки и фонари, декоративные скамейки, которые придают уют и неповторимость нашему городу.

Требования к воспитателю, проводящему экскурсию по городу Севастополю. Во время учебной практики в ФНВМУ (Сев ПКУ) экскурсии используются уже пятый год. Чаще всего, это экскурсии в военные части, в музей ЧФ, на выставки. Посещение кораблей, подводных лодок, храмов, библиотек, театров, концертов и других учреждений культуры также практикуется воспитателями. Что касается пеших экскурсий по городу Севастополю, то такая форма образовательной деятельности используется редко, так как провести её, почти невозможно из – за ограничения выходов за территорию училища.

Сложность при проведении экскурсии по городу Севастополю состоит и в том, что требуется целый ряд навыков, которые доступны не каждому воспитателю.

Во-первых, это ораторское мастерство. Удерживать внимание в течение определённого времени постоянно двигающейся группы нахимовцев сложнее, чем в досуговой комнате. Кроме того, звуки городской среды: шум транспорта, шаги, голоса прохожих – создают дополнительную нагрузку на голосовые возможности воспитателя. Важно, чтобы каждый нахимовец услышал материал и был услышан.

Во-вторых, навыки экскурсовода. Перед проведением экскурсии воспитатель должен тщательно продумать маршрут, рассчитать, в каком месте он сделает остановки, чтобы познакомить с материалом, каков должен быть объём информации в данном месте, с какой точки лучше всего нахимовцы увидят памятники. Кроме того, предстоит позаботиться о том, чтобы остановка была безопасной с точки зрения дорожного движения, не слишком шумной, чтобы солнце не слепило глаза. Нужно определить, куда встать ведущему экскурсию воспитателю, чтобы нахимовцы могли видеть и его, и те объекты, о которых идёт речь. Эти проблемы не стоят перед воспитателем в комнате досуга, но появляются во время экскурсии, усложняя задачу.

В-третьих, краеведческая подготовка. Воспитатель должен хорошо знать историю своего города, чтобы свободно ориентироваться в пространстве. Это потребуется для выбора маршрута экскурсии, для возможного вынужденного его изменения, для разбивки материала на порции. Потребуется также продумать, в какой точке осмотра дать определённую информацию, как её увязать с тем, что видят экскурсанты. Важно, чтобы у нахимовцев возникло ощущение «гения места» города, в котором они живут.

В-четвёртых, искусствоведческая составляющая. Изучать архитектуру, скульптуру, малые формы невозможно, если воспитатель не владеет искусствоведческой терминологией. На примере того памятника архитектуры, который нахимовцы видят воочию, нужно объяснить и показать им элементы определённого стиля. Можно сравнивать несколько зданий с разными стилями, если они находятся в пределах видимости. Это поможет лучше усвоить материал.

В-пятых, эрудиция, свободное владение материалом. Во время экскурсии появляется возможность подробнее познакомить нахимовцев с их родным городом. Такие знания в условиях наглядности прочнее будут закрепляться в памяти. Вот почему надо дать значительный объём материала, ибо другой возможности может не представиться. Воспитатель, идущий по городу с нахимовцами, не имеет возможности заглянуть в конспект или справочник, поэтому всю информацию нужно удерживать в голове. Эрудиция, свободное владение материалом в этом помогут и, конечно, ответить на вопросы, если они появятся у нахимовцев.

Эти навыки необходимо развивать, так как они повышают эффективность воспитания.

ГородСевастополь имеет памятники архитектуры ХIХ-ХХ в.в., есть иеболее древней архитектуры, например Херсонес. В большей степени способствует патриотическому воспитанию скульптуры, посвящённые Великой Отечественной войне, героям войны и труда, в том числе и шедевры «социалистического реализма».

Неизбежно наряду с памятниками архитектуры прошлых веков вклиниваются здания другого периода или даже современные постройки, тоже заслуживающие внимания. Этого не стоит опасаться. Напротив, «перекличка тем» расширяет образовательные возможности, позволяя вспоминать элементы из прошлых тем, сравнивать, обобщать.

У города Севастополя есть своя историческая компонента. Во время экскурсии важно «вплетать» культурологические артефакты в исторический контекст. При этом повторяется и закрепляется также материал по истории.

При минимальной историко - культурной наполненности города экскурсия может принять экологический оттенок. Это тоже будет полезно для нахимовцев.

Воспитателю необходимо рассчитать время, которое будет затрачено на экскурсию с учётом дороги от ФНВМУ (Сев ПКУ) до начала маршрута. Для проведения экскурсии необходимо ещё учитывать фактор погоды. Вряд ли раннее дождливое утро будет способствовать хорошему восприятию материала. И наоборот, хорошая погода усилит положительное впечатление от увиденного.

Экскурсия по городу Севастополю выполняет воспитательную функцию. Она воспитывает культуру, просвещая, препятствуя актам вандализма. Созерцая произведения искусства, памятниками архитектуры, нахимовцы получают не только патриотическое, но и эстетическое воспитание. Гуляя старыми улочками, по которым ходили многие поколения их земляков, каждый нахимовец начинает смотреть по-другому на знакомый им Севастополь, укрепляется чувство патриотизма. Слушая рассказы о выдающихся горожанах: исторических личностях, архитекторах, скульпторах, строителях, видя плоды их трудов, нахимовцы усваивают уроки не только патриотического, но и нравственного воспитания.

Все эти факторы делают экскурсию по городу Севастополю важным элементом патриотического воспитания.

Список литературы.

Аржанцев Б.В. Архитектурно – исторические образы. – Ульяновск: Печатный двор, 2004. – 166 с.

Дьякова Р. А., Емельянов Б. В, Пасечный П. С., Основы экскурсоведения, М., 1985.

Иванов С. А. Методы изучения культуры: Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 76 с.

Лисицына Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 401-404. — URL https://moluch.ru/archive/41/4978/ (дата обращения: 28.10.2018).

Сластенин B.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для нахимовцев педагогических учебных заведений. М.: Издательство «Школа-Пресс», 1997.