СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во всём мире всё сильнее осознаётся необходимость подготовить людей к новым условиям жизни в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий. В результате достижения обозначенной цели в обществе должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование информационной культуры путем индивидуализации образования.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты."»

Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих федеральные государственные образовательные стандарты.


Будущее современного человека – это мир информационного общества и обществ знаний.

В условиях колоссальных объемов информации всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации. Во всём мире всё сильнее осознаётся необходимость подготовить людей к новым условиям жизни в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий. В результате достижения обозначенной цели в обществе должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование информационной культуры путем индивидуализации образования. Эта цель является по своей сути долгосрочной и потому будет сохранять свою актуальность на протяжении нескольких ближайших десятилетий. В этой связи особую актуальность приобретает проблема информатизации начальной школы как обязательной в большинстве стран мира ступени общего образования и образовательного института, в котором осуществляется формирование базовых навыков и компетентностей, являющихся универсальными инструментами дальнейшего познания, самоопределения и личностного развития. Переход начальной школы с 2010-11уч. г. на стандарты нового поколения ставит перед начальным образованием новую задачу - научить не только читать, писать и считать, но и развить универсальные учебные действия. Они включают навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Возрастающая доступность информационных ресурсов – характерная особенность постиндустриального общества. Каждый человек может воспользоваться аудио-, видеоинформацией…Основными проблемами взаимодействия младших школьников с информационной средой являются:

  • информационные перегрузки;

  • отсутствие информационной безопасности;

  • информационная беспризорность;

  • «всеядность» - или ещё говорят «информационная неразборчивость».

Взаимодействие с массовой информацией происходит, зачастую, без контроля взрослых. Информационное «море» доступно ребёнку и он плавает в нём, не разбираясь, что соответствует его возрастным и психологическим потребностям. Неразборчивость детей со средствами массовой информации происходит от нежелания или неумения школы заниматься воспитанием информационной культуры младших школьников. Целенаправленная работа школы, учителя по формированию информационной культуры школьника, способна снять остроту проблемы учебных перегрузок и способствовать росту познавательной активности детей. Термин «информационная культура основывается на понятиях «информация» и «культура». Информационная культура тесно связана с воспитанием и развитием личности.

По исследованиям Е. Л. Харчевниковой можно сделать вывод, что информационная культура есть «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне». Но разные исследователи связывают понятие «информационная культура» по-разному. Одни с использованием компьютера (В. И. Варченко), другие с умением пользоваться источниками информации (А. Л. Семенов), а третьи понимают как культуру обращения с информацией (А.А. Дуванов). Учитывая все мнения, можно сделать вывод, что «информационная культура»- мотивационная и операционная готовность обучающихся самостоятельно работать с информацией любого вида».

Научить ребёнка приёмам ориентировки в мире информации целесообразно на этапе принятия учебной задачи (умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник);

  • на этапе поиска информации (эффективно работать с любыми источниками информации); вкус школьников к работе с разными информационными источниками (Методические рекомендации В.В. Дубининой) прививается постепенно в результате их постоянного и комплексного использования: в процессе наблюдения, чтения, познавательного общения, использования компьютерной техники и в процессе проведения экспериментов, опытов.

  • на этапе обработки информации (умение отделять главное, структурировать и изменять объем); можно предложить обучающимся изложить одни и те же сведения двумя и более способами – текстом, схемами или картинками.

  • на этапе хранения информации (кодировка информации).

«Информационная грамотность» наконец нашла своё место в начальном общем образовании как востребованная, крайне необходимая составляющая образовательного процесса. Она является лишь частью «информационной культуры личности». Ведь именно, информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека.


Гендина Н. И., Колкова Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. – М.: Школьная б-ка, 2003. – С.34.

«Формирование информационной культуры младших щкольников, осваивающих ФГОС» - М.: Педагогический униветситет «Первое сентября», 2012. – 108 с.

Электронный ресурс: http://www.referun.com (Дата обращения 24.10.2015г.)