Кривич И.И.
Формирование компетентности учащихся
по предмету социально-бытовая ориентировка в условиях ФГОС
Социально-бытовая ориентировка учащихся существенно затруднена в силу несформированности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от развивающихся сверстников в классах нормы, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, ребята в коррекционных классах (с ЗПР и др. заболеваниями), порой не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
Проблемы социального развития данной категории учащихся обусловливают введение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы уроков по СБО. Предмет СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. Целью является формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков, умений, который позволит ему уверено начать самостоятельную жизнь после окончания школы и успешно интегрироваться в социум. Что же должен знать и уметь выпускник школы, вступая в самостоятельную жизнь?
Он должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает овладение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни. Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги и т.п. Немаловажное значение для человека имеет умение организовать досуг.
Одно из важнейших условий ФГОС, способствующих социальной адаптации классов коррекции (ЗПР),- формирование у детей умений общения, соответственно-связано и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи; внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ, услугу; соблюдать очередность в разговоре.
Эффективность педагогической работы по социально-бытовой ориентировке учащихся способствуют следующие условия:
– целенаправленность и системность педагогической работы;
– направленность ее на результативную подготовку каждого ученика;
– индивидуальный и дифференцированный подходы в отношении содержания уроков, и методов их обучения;
– обеспечение максимальной наглядности учебного процесса, активной деятельности подростков в ходе восприятия и усвоения материала;
– осмысления ими учебной информации;
– формирование положительного отношения к осваиваемой бытовой деятельности;
– стимулирование деятельности учащихся, так называемой «ситуацией успеха» (одобрением, похвалой);
– широкое использование игровых методов и приемов обучения;
– коррекция и развитие познавательной сферы детей, общетрудовых интеллектуальных умений; взаимодействие учителя и воспитателей.
Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи по формированию у учащихся:
– знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);
– умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;
– экономико-бытовых умений;
– умений организовать свой досуг;
– умений общения;
– волевых качеств, веры в свои силы и возможности;
– познавательной деятельности;
– эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств.
В условиях ФГОС уроки по данному предмету направлены на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни, на повышения уровня их общего развития.
Для формирования профессиональной культуры школьников, профессионального самоопределения, планирования и реализации карьеры подростки нуждаются в определённых знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях. На уроках СБО в 9-ых классах вопросам формирования профессиональной культуры обучающихся посвящён целый раздел «Трудоустройство».
Цели этого раздела следующие:
– Формирование у обучающихся ориентационных схем, позволяющих адаптироваться к социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности.
– Содействие профессиональному самоопределению школьников.
– Обучение технологиям поиска работы и трудоустройства.
На уроках СБО по профориентации, как правило используются:
– Тесты, помогающие определить склонности к той или иной профессии.
– Игровые практикумы, деловую игру «Твоя будущая профессия», которые помогают обучающимся пробовать себя в роли той или иной профессии.
– Знакомство с профессией с помощью бесед, иллюстраций, кроссвордов, ребусов, презентаций.
– Экскурсии на предприятия.
Для обучающихся особенно важно владение навыками профессионального самоопределения, профессиональной культуры и трудоустройства, так как оно обеспечивает их социальную адаптацию по окончании школы.
Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать обучающихся о различной профессиональной деятельности. На уроках и на внеклассных мероприятиях учитель СБО сообщает ученикам определенные знания о профессиях: раскрывает социально-экономические и психологические стороны профессий, информирует о путях овладения избранными профессиями, формирует ценностные мотивы, стойкие профессиональные интересы и критерии выбора профессии.
Основываясь на профессиональном интересе школьников, параллельно ведется коррекционная работа по формированию навыков культуры труда и развитию профессиональной культуры обучающихся:
– Дисциплинированность и ответственность (умение приходить на урок до звонка, начинать и заканчивать роботу вовремя, подчиняться требованиям учителя, добросовестное выполнение всего объёма работы);
– Корректность и тактичность (умение общаться в коллективе, соблюдение субординации в общении с учителем).
– Умение преодолевать трудности и проявлять настойчивость в овладении теми или иными трудовыми навыками.
Выполнение такой работы по профориентации приводит к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у обучающихся способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению
социальной активности.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:
– достаточная информированность о профессии и путях ее получения;
– потребность в обоснованном выборе профессии;
– уверенность школьника в социальной значимости труда;
– степень самопознания ребенка;
– наличие у обучающегося обоснованных профессиональных перспектив.
Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности обучающихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне
со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
Успешность социализации подростков в условиях ФГОС данного направления прослеживается в их дальнейшей жизни: учащиеся не только получают рабочие специальности, а также поступают в колледжи и получают средне-специальное образование.
Соблюдая принцип системности и последовательности, мы оптимизируем активную социализацию учащихся с особенностями развития психики.
Ребятам необходимо уметь объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личные качества с требованиями профессиональной культуры труда и психологическими характеристиками
трудовой деятельности. На уроках СБО в 9-ых классах вопросам формирования профессиональной культуры обучающихся посвящён целый раздел «Трудоустройство».