СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Формирование компетентности у учащихся по предмету социально-бытовая ориентировка в рамках ФГОС"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья: "Формирование компетентности у учащихся по предмету СБО в рамках ФГОС".

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Формирование компетентности у учащихся по предмету социально-бытовая ориентировка в рамках ФГОС"»

Кривич И.И.

Формирование компетентности учащихся

по предмету социально-бытовая ориентировка в условиях ФГОС



Социально-бытовая ориентировка учащихся существенно затруднена в силу несформированности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием или деменцией. В отличие от развивающихся сверстников в классах нормы, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, ребята в коррекционных классах (с ЗПР и др. заболеваниями), порой не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Проблемы социального развития данной категории учащихся обусловливают введение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы уроков по СБО. Предмет СБО направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. Целью является формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, навыков, умений, который позволит ему уверено начать самостоятельную жизнь после окончания школы и успешно интегрироваться в социум. Что же должен знать и уметь выпускник школы, вступая в самостоятельную жизнь?

Он должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает овладение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни. Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги и т.п. Немаловажное значение для человека имеет умение организовать досуг.

Одно из важнейших условий ФГОС, способствующих социальной адаптации классов коррекции (ЗПР),- формирование у детей умений общения, соответственно-связано и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи; внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ, услугу; соблюдать очередность в разговоре.

Эффективность педагогической работы по социально-бытовой ориентировке учащихся способствуют следующие условия:

– целенаправленность и системность педагогической работы;

– направленность ее на результативную подготовку каждого ученика;

– индивидуальный и дифференцированный подходы в отношении содержания уроков, и методов их обучения;

– обеспечение максимальной наглядности учебного процесса, активной деятельности подростков в ходе восприятия и усвоения материала;

– осмысления ими учебной информации;

– формирование положительного отношения к осваиваемой бытовой деятельности;

– стимулирование деятельности учащихся, так называемой «ситуацией успеха» (одобрением, похвалой);

– широкое использование игровых методов и приемов обучения;

– коррекция и развитие познавательной сферы детей, общетрудовых интеллектуальных умений; взаимодействие учителя и воспитателей.

Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи по формированию у учащихся:

– знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);

– умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;

– экономико-бытовых умений;

– умений организовать свой досуг;

– умений общения;

– волевых качеств, веры в свои силы и возможности;

– познавательной деятельности;

– эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств.

В условиях ФГОС уроки по данному предмету направлены на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни, на повышения уровня их общего развития.

Для формирования профессиональной культуры школьников, профессионального самоопределения, планирования и реализации карьеры подростки нуждаются в определённых знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях. На уроках СБО в 9-ых классах вопросам формирования профессиональной культуры обучающихся посвящён целый раздел «Трудоустройство».

Цели этого раздела следующие:

– Формирование у обучающихся ориентационных схем, позволяющих адаптироваться к социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности.

– Содействие профессиональному самоопределению школьников.

– Обучение технологиям поиска работы и трудоустройства.

На уроках СБО по профориентации, как правило используются:

– Тесты, помогающие определить склонности к той или иной профессии.

– Игровые практикумы, деловую игру «Твоя будущая профессия», которые помогают обучающимся пробовать себя в роли той или иной профессии.

– Знакомство с профессией с помощью бесед, иллюстраций, кроссвордов, ребусов, презентаций.

– Экскурсии на предприятия.

Для обучающихся особенно важно владение навыками профессионального самоопределения, профессиональной культуры и трудоустройства, так как оно обеспечивает их социальную адаптацию по окончании школы.

Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать обучающихся о различной профессиональной деятельности. На уроках и на внеклассных мероприятиях учитель СБО сообщает ученикам определенные знания о профессиях: раскрывает социально-экономические и психологические стороны профессий, информирует о путях овладения избранными профессиями, формирует ценностные мотивы, стойкие профессиональные интересы и критерии выбора профессии.

Основываясь на профессиональном интересе школьников, параллельно ведется коррекционная работа по формированию навыков культуры труда и развитию профессиональной культуры обучающихся:

– Дисциплинированность и ответственность (умение приходить на урок до звонка, начинать и заканчивать роботу вовремя, подчиняться требованиям учителя, добросовестное выполнение всего объёма работы);

– Корректность и тактичность (умение общаться в коллективе, соблюдение субординации в общении с учителем).

– Умение преодолевать трудности и проявлять настойчивость в овладении теми или иными трудовыми навыками.

Выполнение такой работы по профориентации приводит к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у обучающихся способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению

социальной активности.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

– достаточная информированность о профессии и путях ее получения;

– потребность в обоснованном выборе профессии;

– уверенность школьника в социальной значимости труда;

– степень самопознания ребенка;

– наличие у обучающегося обоснованных профессиональных перспектив.

Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности обучающихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне

со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Успешность социализации подростков в условиях ФГОС данного направления прослеживается в их дальнейшей жизни: учащиеся не только получают рабочие специальности, а также поступают в колледжи и получают средне-специальное образование.

Соблюдая принцип системности и последовательности, мы оптимизируем активную социализацию учащихся с особенностями развития психики.

Ребятам необходимо уметь объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личные качества с требованиями профессиональной культуры труда и психологическими характеристиками

трудовой деятельности. На уроках СБО в 9-ых классах вопросам формирования профессиональной культуры обучающихся посвящён целый раздел «Трудоустройство».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!