Ютландское морское сражение (1916 г.)
Расстановка сил Германии и Британской империи накануне сражения
Основой боевого порядка британского Гранд-флита являлась линейная колонна, состоявшая из 24 линкоров. Ее командир – адмирал лорд Джеллико поднял флаг на линейном корабле «Айрон Дюк». Боевое ядро флота образовывали 12 близких по характеристикам мощных дредноутов: 4 типа «Орион», 3 типа «Кинг Джордж V», 3 типа «Айрон Дюк», а также «Канада» и «Эрин». Каждый из них имел бортовой залп из 10 орудий 343-мм и броневой пояс до 305-мм. Отличалась лишь «Канада» – с 10 орудиями калибром 356 мм и главным броневым поясом в 229-мм. Костяк колонны был качественно усилен двумя сверхдредноутами типа «Ривендж» – с 8 орудиями 381-мм и поясом в 330-мм1.
Остальные десять линкоров английских главных сил были вооружены 305-мм орудиями и обладали более лёгкой бронёй: толщина главного броневого пояса у разных моделей составляла от 254-мм до 279-мм. Исключение – «Эйджинкорт», имевший 14 орудий в бортовом залпе, но с самым слабым броневым поясом – 229-мм. Боевое значение этой десятки было значительно ниже, чем у остальных линкоров. Их суммарный залп весил 35,5 тонны против 92 тонн у более мощных линкоров, или немногим более четверти огневой мощи2.
Скорость английских линкоров из состава Главных сил колебалась в пределах 21-22 узла. Так как конструкция силовых установок была близка, как и конструкция паровых котлов с угольным отоплением, то возможности поддержания полного хода так же не отличались. Близки были и маневренные характеристики. Всё это позволяло добиться высокой слаженности манёвров и управляемости линейной колонны. Суммарный вес залпа этой колонны составлял более 127,5 тонны3.
Силы британских линейных крейсеров были разделены на две эскадры. Это затем сказалось на итогах битвы самым печальным для англичан образом. 1 и 2 эскадра флота линейных крейсеров под командованием вице-адмирала Дэвида Битти следовала в авангарде, примерно в 60 милях от основных сил. В нее входили 6 линейных крейсеров. Из них четыре новейших крейсера, так называемые «кошки Битти» («Лайон»[Прил.№2(11)], «Тайгер»[Прил.№2(7)], «Куин Мэри»[Прил.№2(10)] и «Принсесс Роял») были вооружены восемью 343-мм орудиями каждый, а два крейсера первой серии («Нью Зиланд» и «Индефайтигебл») имели каждый по восемь орудий калибра 305-мм.
Третья эскадра, состоящая из 3 линейных крейсеров под командованием контр-адмирала Горацио Худа [Прил.№2(4)] следовала вместе с основными силами Гранд-Флита. В нее входили три линейных крейсера первой серии, каждый из которых нес по восемь 305-мм орудий. Это были «Инвинсибл», «Инфлексибл» и «Индомитебл»
Линейная колонна Флота открытого моря, противопоставленная этим силам, насчитывала 16 дредноутов и шесть более ранних броненосцев, которых в данном случае можно считать полноценными линкорами лишь с большой натяжкой. Командовал немецким флотом вице-адмирал Рейнхард Шеер, вышедший в море на линейном корабле «Фридрих дер Гроссе»[Прил.№2(9)].
Восемь новейших немецких дредноутов типов «Кайзер» и «Кёниг» имели по 10 орудий 305-мм в бортовом залпе и пояс в 350-мм толщиной. По сочетанию параметров защиты и вооружения они на равных могли противостоять английским кораблям типа «Орион» и иже с ними, серьёзно уступая только линкорам типа «Ривендж». Над английскими линкорами с 305-мм орудиями немцы имели явное превосходство - за счёт гораздо более мощного бронирования и лучших характеристик немецкой 305-мм пушки. И более высокой скорострельности. Скоростные характеристики германских кораблей тоже оказались несколько лучше – новые линкоры развивали ход до 21,5 — 23,5 узлов.
Остальные восемь германских дредноутов относились к двум близким по конструкции, но очень различающимся по огневой мощи типам.
Четыре линкора типа «Остфрисланд» могли поддерживать ход менее 21 узла и несли броневой пояс до 300-мм. То есть сильно уступали новейшим немецким кораблям и в скорости, и в защите. Но по мощи бортового залпа уступали мало, располагая восемью орудиями 305-мм на борт4.
Четыре линкора типа «Нассау», схожие по бронированию и скорости с линкорами типа «Остфрисланд», были вооружены более слабыми 280-мм орудиями. Из-за этого вес их бортового залпа составлял всего 59% от веса залпа «Кёнига».
Пять броненосцев типа «Дойчланд» и броненосец «Брауншвейг» - тоже, в общем-то, линкоры. С поясным бронированием не толще 240-мм и бортовым залпом из четырёх устаревших 280-мм орудий. Вес залпа главного калибра броненосца типа «Дойчланд» был 960 кг, что составляет всего 23% от веса залпа линкора типа «Кёниг».
В состав эскадры линейных крейсеров Флота открытого моря входили пять вымпелов «Лютцов», «Дерфлингер», «Зейдлиц»[Прил.№2(8)], «Мольтке» и «Фон дер Танн» под общим командованием контр-адмирала Франца Хиппера [Прил.№2(6)]. Каждый немецкий линейный крейсер был вооружен восемью 305-мм орудиями главного калибра, расположенными по два в четырех башнях5.
Резюмируя можно сказать о том, что силы Германского флота уступали Британскому лишь незначительно, однако у немцев в линейной колонне присутствовали корабли с очень разной скоростью, и это должно было затруднить управление. Общий эскадренный ход Флота открытого моря определялся по броненосцам, шедшим в конце строя. Как правило, в таблицах приводится цифра 18 узлов. И если сравнить суммарный вес бортового залпа, получается 45,5 тонн у немцев против 127,5 тонн у англичан6.
Что касается боевой живучести, то тут картина получается очень неоднозначная. Если линкоры типов «Кайзер» и Кёниг» по защите превосходили любой английский линкор, то линкоры типа «Остфрислад» и «Нассау» занимали место между английскими линкорами класса «Орион» и линкорами с 305-мм артиллерией. Защита немецких броненосцев для линейного боя подобных флотов не выдерживала никакой критики, что заставляет их, вкупе с недостаточной скоростью и слабым вооружением, воспринимать скорее как обузу линейной немецкой колонны, чем помощь. В линейном бою Главных сил они могли служить только для отвлечения на себя части английского огня.
Что касается линейных крейсеров, то англичане также имели двукратное количественное превосходство. Эскадра адмирала Битти, державшего свой флаг на линейном крейсере «Лайон» насчитывала 10 кораблей: (3 типа «Инвинсибл», 3 типа «Индефатигэбл», 2 типа «Лайон» и по 1 типа «Квин Мэри» и «Тайгер»). В то время как немецкая эскадра под командованием адмирала Хиппера, державшего флаг на линейном крейсере «Лютцов» насчитывала всего 5 вымпелов. Помимо «Лютцова» в нее входили «Дерфлингер», «Зейдлиц», «Мольтке» и «Фон дер Танн»7.
Британцы также имели подавляющее преимущество и в крейсерах — восемь броненосных и 26 лёгких против одиннадцати лёгких германских.
Преимущество было у британского флота и по количеству эскадренных миноносцев: 73 против 61.
В итоге сравнения становится очевидным, что шансы на успех в случае линейного боя у немецких главных сил были довольно малы, и именно этим объясняется стремление Шеера выманить только часть Гранд-флита и одержать победу сначала над ней8.
Если коротко охарактеризовать замысел предстоящего боя с немецкой стороны, то он был следующим. Эскадра линейных крейсеров адмирала Хиппера выдвигается в пролив Скаггерак для блокирования английского судоходства и тем самым выманивает на себя часть сил Гранд-Флита. Как это было в сражении на Доггер-банке. В то время как основная часть сил Флота открытого моря скрытно ожидает развития событий, по возможности соблюдая радиомолчание. За основными силами Гранд-флита немцы собирались установить наблюдение с помощью средств воздушной разведки и частично блокировать их в базах с помощью подводных лодок. После появления английских сил, высланных для противодействия Хипперу (ожидалось, что это будет эскадра линейных крейсеров адмирала Битти) немецкие силы объединяются и наносят противнику смертельный удар в ходе долго ожидаемого генерального сражения9.
Англичане, проанализировав данные разведки и радиоперехвата, в целом сумели вскрыть замысел немцев. И вывели на перехват немцев не только эскадру линейных крейсеров адмирала Битти, но и основные силы Гранд-Флита под командыванием адмирала Джеллико10.
Итак, в последние дни мая 1916 года самая большая в истории Первой Мировой войны группировка крупных военных кораблей вышла из своих баз и начала неотвратимое движение навстречу крупнейшему морскому сражению того времени. Обе стороны рассчитывали на решительный успех в ходе боя линейных эскадр своих бронированных дредноутов и сверхдредноутов.
1 Петров, М.А. «Обзор главнейших кампаний и сражений парового флота», РИО В.-Морских Сил РККА, 1927. – С. 115.
2 Харпер Дж., Э. Т. Правда об Ютландском бое, М.: Эксмо, 2002; - С. 169.
3 Переслегин С.Б. "Первая Мировая. Война между Реальностями", М.: Яуза, 2016; - С. 115.
4 Шеер, Р. Германский флот в Мировую войну 1914—1918 гг. М.: Эксмо, 2002. – С. 395.
5 Там же. С. 415.
6 Шульц, Г.К. — «С Английским флотом в мировую войну», Санкт-Петербург, 2000 – С. 74.
7 Ньюболт, Г. Операции английского флота в мировую войну / пер. М. Л. Бертенсона и др. - Л., 1927-1934. т. 4 – 388 с.
8 Паркс, О. Линкоры Британской империи. Том 7. Эпоха дредноутов. — СПб.: Галея Принт, 2008. — С. 64.
9 Шульц, Г.К. — «С Английским флотом в мировую войну», Санкт-Петербург, 2000 – С. 24.
10 Ньюболт, Г. Операции английского флота в мировую войну / пер. М. Л. Бертенсона и др. - Л., 1927-1934. т. 4 – С. 189.