Выступление на педагогическом совете по вопросу внедрения национального проекта «Образование»
Цель, задачи, особенности проекта «Учитель будущего».
Добрый день. Совсем скоро вступает в силу один из самых масштабных нацпроектов "Образование", рассчитанный на шесть лет. В него вошли девять федеральных проектов, одним из которых является «Учитель будущего», который предполагает проведение реформ в национальной системе учительского роста для обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования уже к 2024 году.
Мероприятия проекта
Сеть центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования; комплексное повышение компетенций управленческих команд ОО.
Сеть аккредитационных центров профессионального мастерства системы образования наряду с существующей системой аттестации педагогических кадров.
Новая модель аттестации на основе единых оценочных требований и стандартов.
Аттестация руководителей ОО и педагогов-психологов.
Традиционные и новые конкурсы профессионального мастерства педагогов и специалистов системы общего образования.
Продвижение Сетевых сообществ педагогов.
Комплекс мер по популяризации профессии учителя, в т.ч. меры поддержки молодых учителей, работающих в сельской местности и школах с низкими образовательными результатами.
1. Создание центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования.
В первую очередь предполагается создать федеральную сеть Центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования с выстроенной системой управления, |
подготовки кадров, взаимодействия и сопровождения. При этом будут учтены региональные особенности. Каждый субъект создаст указанные центры. |
Нормативное закрепление уровней профессионального роста учителей и руководителей образовательных организаций с соответствующей системой стимулирования позволит выстроить прозрачную систему карьерного роста и перспектив дальнейшего развития в указанной профессии. Инструментами для оценки качества работы педагога станет добровольная система сертификации, а также аккредитационные центры профессионального мастерства работников системы образования |
Утверждённый стандарт позволит создать федеральную сеть аккредитационного центра профессионального мастерства работников системы образования с выстроенной системой управления, подготовки кадров, взаимодействия и сопровождения. |
Введение новых должностей в карьере учителя
В школах появятся новые должности - "старший учитель", "ведущий учитель". Карьера учителя пойдет как по горизонтали, так и по вертикали.
Например, рядовой педагог ведет уроки по единым разработанным планам и рабочим программам, а старший - по вариативным программам, направленным на учет особых образовательных потребностей. Ведущий учитель может заниматься в самом сложном классе, где есть ученики, которым нужен индивидуальный подход и адаптированные программы. Ведущий учитель будет иметь минимальную учебную нагрузку и заниматься наставничеством.
Аттестация. В ней планируется несколько элементов: ЕФОМ, Оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций, Педагогический кейс, отзывы.
Члены комиссии будут оценивать предметные, методические, психолого-педагогические и коммуникативные навыки.
1. Проведение ЕФОМов Единые федеральные оценочные материалы. Если коротко - ЕФОМы.
Для этого в каждом регионе организуют специальные площадки, где учителя будут выполнять задания по единым материалам, разработанным на федеральном уровне. Какие предметы - в фокусе? В первую очередь, русский язык и литература, математика и информатика, история, обществознание, экономика, право, предметы "Россия в мире" "Родной язык и родная литература", "Основы духовно-нравственной культуры народов России".
Для обычного "уха" аббревиатура ЕФОМ пока еще звучит странно. Но через пару лет она станет такой же привычной, как и ЕГЭ.
2. Оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций Еще один "блок", который предполагается в аттестации, - это оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Здесь учителю предлагается записать свой урок на видео. Для этого подойдет даже смартфон.
- Независимые эксперты просмотрят запись и оценят, как педагог работает с детьми. Будут учитываться несколько аспектов: воспитание, мотивация, индивидуальный подход, формирование у ребенка навыков, необходимых для учебы. К примеру, как научить его искать и анализировать информацию. Кроме видеоурока нужны будут образцы самостоятельной работы учеников. Например, несколько (пара-тройка.) решенных примеров с выставленной за них оценкой. Плюс - анализ учителя собственной работы на уроке.
3. Решение "педагогического кейса" на компьютере И последний "блок" - решение "педагогического кейса" на компьютере. Дается ситуация из реальной жизни. Например, в школу приходит новая девочка из неблагополучной семьи. Класс ее не принимает. Как ей помочь? Учитель составит план действий.
На выполнение всех заданий у педагога уйдет минимум четыре часа, но в разные дни. Однако действующая система аттестации, по оценкам экспертов, отнимает гораздо больше времени и при этом неэффективна. Приходится собирать килограммы разных бумаг: грамоты, сертификаты, благодарности. В одном регионе, чтобы аттестоваться на соответствие занимаемой должности, учитель должен набрать 10 баллов, в другом - 600. Где-то учитываются результаты учеников, где-то упор сделан на количество сертификатов о прослушанных формально курсах. Итог? Как показывают опросы, только 8% учителей считают, что аттестация реально влияет на их карьерный рост. Новая система кардинально изменит ситуацию.
4. Дополнительные баллы к аттестации Это отзывы к работе учителя.
Московский государственный педагогический университет предложил такую модель: учитель на аттестации может набрать максимум 100 баллов. До 60 баллов будет приходиться на оценку квалификации, до 40 - на оценку профессиональных качеств. Из этих 40 баллов отзывы учеников могут составить максимум 25 баллов, работодателя - до 10 баллов, 5 баллов - мнения выпускников.
Полную схему учительского роста вы можете видеть на слайде.
Внедрены механизмы и технологии аттестации педагогов-психологов образовательных организаций |
Внедрение механизмов и технологий аттестации педагогов-психологов образовательных организаций позволит повысить качество работы связанной с сохранением, укреплением и развитием психического и психологического |
здоровья обучающихся и других участников образовательного процесса. |
Разработана и внедрена методика аттестации руководителей общеобразовательных организаций |
В целях подтверждения соответствия уровня квалификации руководителей общеобразовательных организаций будет тоже проведена аттестация. Однако, если аттестация педагогов начнется с 2020 года, то руководителей и психологов с 2030. |
К Традиционным конкурсам профессионального мастерства педагогов и специалистов системы общего образования добавятся и новые.
Предполагается популяризировать Сетевые сообщества педагогов, кроме того будут созданы федеральные сообщества, на которых будут обсуждаться актуальные проблемы.