Эксперименты и опыты на уроках химии
Аннотация. В статье представлены обобщенные сведения об использовании активных форм обучения на уроках химии. Предложены возможные нетрадиционные методы обучения.
Ключевые слова: нетрадиционные формы, эксперимент, демонстративные опыты, элективный метод.
Актуальность статьи. Особая роль при изучении химии отводится химическому эксперименту. Химический эксперимент всегда являлся основным средством обучения химии. Однако в последнее время в школьном химическом эксперименте произошли некоторые принципиальные изменения: стали доступны видеозаписи экспериментов; программы для проведения имитационных экспериментов (при котором учащиеся «проводят реакции» на экране монитора); усилилось внимание технике безопасности проведения химического эксперимента; и с точки зрения материально технического оснащения школ культура школьного химического эксперимента в значительной мере деградировала. Поэтому возник вопрос о необходимости химического эксперимента и о возможности его замены имитациями и видеозаписями. Однако каждому учителю химии следует ответить для себя на такие вопросы:
• в какой мере нужен реальный химический эксперимент?
• можно ли его заменять имитациями или видеозаписями
(и если да, то в какой мере)?
Если же реальный химический эксперимент все же необходим, то
• на какие аспекты обучения химии эксперимент влияет, а на какие—нет?
При обсуждении этих вопросов следует помнить, что вопрос выбора между химическим экспериментом, имитацией эксперимента, видеозаписями или полным отсутствием химического эксперимента зависит от финансового обеспечения. Производители имитационных программ и видеозаписей так или иначе продвигают свои продукты, производители оборудования для реального химического эксперимента—свои.
Цель статьи: обеспечение усвоения каждым учеником знаний и умений, необходимых для использования в повседневной и трудовой деятельности, так и для получения дальнейшего химического образования.
Традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на соврменном этапе развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения. Основная задача внедрения активных форм обучения — воспитание конкурентоспособной, самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности. Говоря о поисках путей совершенствования процесса обучения, необходимо иметь в виду не только систему совершенствования методов сообщения новых знаний, но и совершенствование методики формирования у детей различных умений и навыков.
Изучение процесса усвоения знаний схематически может быть представлен как путь от восприятия и понимания учебного материала к активной его переработке в сознании учащихся и превращению усвоенных знаний в личное достояние ученика, т.е. убеждения. Благодаря блоку познавательных (когнитивных) способностей ученики смогут выстраивать индивидуальную траекторию в конкретных образовательных областях, в учебных предметах. К познавательным способностям относятся: эмоционально-образные, логические, смысловое видение, способности задавать вопросы, высказывать прогнозы, формулировать гипотезы, конструировать правила.
Главный принцип развития познавательных способностей — первичность познания реальности, а не изучение готовых «знаний» о ней. Самостоятельное изучение одного и того же реального образовательного объекта приводит к получению индивидуальных образовательных траекторий. Уровень прохождения перечисленных этапов различен и определяется возрастом, подготовленностью, индивидуальными особенностями. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Интересный учебный предмет – это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.
Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.
И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».
Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, у всех воспитывать силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.
Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.
Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные, на те, которые используют на уроке и на те, которые используют во внеурочное время.
Нестандартные формы и методы позволяют сделать химию более доступной и увлекательной, привлечь интерес учащихся.
В литературе выделяют следующие нетрадиционные формы уроков:
урок – конференция;
урок – соревнование;
урок – игра;
урок – викторина;
урок – диспут;
урок – конкурс;
урок - аукцион знаний;
урок творчества;
урок – турнир;
урок – спектакль;
смотр знаний;
урок – зачет;
урок – путешествие;
урок – диалог;
урок – интервью;
урок – тренажер;
урок – экскурсия;
мозговая атака;
урок – лекция;
урок – консультация;
уроки взаимообучения;
урок – аукцион;
урок – творческий отчет;
уроки – фантазии;
уроки – суды;
уроки – концерты;
интегральные уроки;
урок-мастерская.
Такие формы и методы повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.
Приведём некоторые примеры таких активных форм обучения.
Роль учителя — в основном сопровождающая, он вооружает учеников технологией деятельности и соответствующими способами работы. Например, при написании исследовательской работы по химии перед учащимися учитель ставит следующие исследовательские задачи.
Определение содержания примесей в снеговой воде.
1. Продумайте ход эксперимента, составьте план работы вашей.
2. Распределите обязанности внутри группы (руководитель, лаборанты, младшие научные сотрудники)
3. Составьте список и приготовьте все необходимое оборудование.
4. Заведите лабораторный журнал и заполните
5. Сформулируйте цель вашего эксперимента
6. Оформите отчет
7. Подготовьте сообщение и выступите с ним на итоговой конференции
Задания для 1 группы. «Исследования снеговой воды, взятой рядом со школой».
Задания 2 группы. «Исследование снеговой воды, взятой в парке».
Задания для 3 группы «Исследование снеговой воды, взятой у проезжей части дороги».
При изучении химии в 8 классе учащимся предлагается задание:
1. Заполни таблицу
Польза химии. Вред химии
2. Сделай вывод о значении химии в жизни человека (дискуссия)
Дискуссия на уроке
Плюсы дискуссии:
• ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится четко формулировать вопрос, ясно выражать свои мысли, защищать свое мнение, выслушивать точки зрения других;
• в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение;
• учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность
Дискуссия, проведенная по определенным правилам, напрямую влияет на уровень активизации обучения и учит ребят учиться.
Технология активного обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе, каждый участник либо имеет определенное ролевое задание, либо от его деятельности зависит качество выполнения познавательной задачи. Эта технология включает в себя методы, стимулирующие, познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.
При проведении деловой игры «Оперативное совещание по загрязнению реки», планируемый результат: закрепить знания о свойствах воды, охране окружающей среды, развить творческие способности, практические навыки, формировать исследовательские навыки. Педагогическая суть деловой игры — активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучение, подготовить к профессиональной практической деятельности.
При подаче материала в такой форме усваивается около 90% информации. Активность учащихся проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет их быть активными»
Чтобы решить проблему самореализации учеников при изучении химии, необходимо предлагать ученикам задания не только репродуктивного характера, но и продуктивной деятельности. Именно такие задания направлены на приращение личностного опыта и творческую самореализацию учащихся, такие задания не имеют правильных ответов и результат, который получает ученик в ходе их выполнения, является личностно-креативным, поскольку выступает своеобразным продуктом его творческого самовыражения.
Использование творческих заданий с нестандартными формулировками, которые отличаются от общепринятых не только необычным условием, но и нетрадиционными способами решения, способствуют развитию познавательной активности. Особенности таких задач, необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи вызывают интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, интеграции знаний, побуждают использовать дополнительную литературу, способствуют повышению интереса к учебе в целом.
Сформированность умений выполнять различные по уровню сложности эвристические задания и задачи способствует формированию познавательных продуктов личностных умений и умений применять интеллектуальные решения.
Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. К ним относятся проблемные лекции, обучающие алгоритмы, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, тематические дискуссии, способы развития мыслительных способностей, интереса к учебной работе, творчества, инициативы. Новая цель обучения понимается, исходя из привычного смысла хорошо знакомых задач воспитания и развития, решать которые очень удобно средствами формирования познавательного интереса.
В их основе лежит активность не только ученика, но и учителя. Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, можно, изменив отношение учителя к смыслу его учебной деятельности, и, соответственно к ученикам, изменив модель деятельности преподавателя от организатора, информатора, консультанта до соорганизатора, партнера, консультанта. Возникает необходимость отслеживать эффективность образовательного процесса, при этом учителю необходимо учитывать уровни обученности учащихся и уровни сложности заданий.
Репродуктивный уровень знаний — это знание фактов, явлений, действий их воспроизведение без существенных изменений.
Конструктивный уровень знаний — это знания, добытые в результате комбинирования, переконструирования знаний первого уровня.
Творческий уровень знаний — это знания и умения, которые приобретены в ходе самостоятельной поисковой и творческой деятельности учащихся.
Использование схемы для определения уровня активности учащихся на уроке:
Оживляют урок различные командные химические соревнования. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей. Мы часто используем викторины.
Викторина - это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. В начале урока викторину можно провести при отработке навыков, в середине урока - при проверке усвоения нового материала, в конце урока - при проверке знаний и умений учащихся. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроках. Вопросы викторины в некоторых случаях заранее записываются на листах бумаги или на закрытой доске. Ответ на вопрос учащиеся дают сразу. При оценке учитывается не только правильность, но и быстрота ответа. Отвечают ученики поочередно из каждой команды. В конце викторины подвожу итог, учитывая число решенных заданий, качество их обоснований, оригинальность решений.
Очень любят ученики уроки – турниры. Подготовка к уроку – турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы.
Ещё одной, часто применяемой формой зачёта, является тестирование. Оно обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Естественно, прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока. Анализ подготовки и результатов таких уроков показывает не только упрочение знаний учащихся, совершенствование их умений обобщать и систематизировать материал, но и изменение их отношения к математике. Доминирующими для них становятся сам процесс приобретения знаний и его содержание, а не только оценка.
Практика показала, что если использование нестандартных форм уроков носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут понимать теоретический материал, способы решения примеров и задач. Они выполняют познавательные и воспитательные функции. На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы решений и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует смысловую и образную память, активизирует мыслительную деятельность. Это позволяет разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит внимательности, терпимости и самообладанию сообразительности и скорости мышления. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.
Эксперимент на уроке химии
Полученные учениками теоретические знания на уроках помогает лучше понять и усвоить такой метод как - химический эксперимент. Ученики расширяют содержание тем, развивают самостоятельность, повышают интерес к химии, развивают мышление, умственную активность. Химический эксперимент является одним из критерий правильности полученных данных и сделанных выводов. Одной из причин отставания в учебе названы затруднения перехода от наглядных образов к беспредметным понятиям. Систематическое проведение химических экспериментов способствует как повышению успеваемости по химии, так и организует навык самостоятельного и активного овладения знаниями. Химический эксперимент хорошо использовать в качеств методического приема или способа познания, или как средство наглядности применения теоретических знаний учащихся.
В процессе изучения химии огромную роль играет именно химический эксперимент. Он должен быть составной частью учебного процесса.
В школьном химическом образовании присутствие химического эксперимента нужно указывать в программе по химии и в тематическом планировании на год (лабораторные опыты, презентации по темам химии, практические занятия и эксперименты).
Химический эксперимент выполняет различные обучающие функции в разных формах и взаимодействует с разными способами и средствами обучения.
Химический эксперимент проходит в несколько этапов:
первый этап – подтверждение необходимости опыта,
второй этап – составление и проведение работы,
третий этап – анализ и оценка полученных результатов.
Теоретические знания полученные ранее и необходимые для проведения химического опыта способствуют его пониманию. В проведение химического эксперимента необходимым элементом является живая деятельность ученика или его личное участие в проведение эксперимента, или наблюдение, выдвижение теорий, обоснование выводов. К проведению школьного эксперимента предъявляются разработанные технические и методические требования.
Демонстративные опыты
Проводятся с целью наглядного представления у учеников определенных представлений о химических явлениях, веществах и процессах с последующим пониманием химических понятий. Демонстративный опыт чаще проводит учитель из-за:
сложности проведения опыта для учеников;
ученики не владеют техникой для проведения данного опыта;
лабораторные опыты не оказывают нужного результата;
в руки учеников невозможно предоставить необходимое количество реактивов и оборудования;
опыты представляют немалую опасность для здоровья учеников.
Главное правило химического эксперимента – это его безопасность для всех участвующих в его проведении. К другим правилам относят:
наглядность - возможность увидеть и не упустить все моменты и детали эксперимента всеми учениками;
надежность эксперимента;
выразительность опыта;
эмоциональность;
убедительность эксперимента;
быстрое и простое выполнение опыта;
четкость и минимализм приборов.
Перед уроком, на котором будет проводиться эксперимент, учитель обязательно должен провести этот опыт один, чтобы разработать методику его проведения и проверить качество используемых реактивов. Если опыт прошел неудачно на уроке, то учитель должен объяснить ученикам причину и повторить опыт на другом уроке. Проводя эксперимент учитель должен руководствоваться специальной методической литературой по химии и технике безопасности проведения опытов в образовательном учреждении.
Ученический эксперимент на уроках химии
Ученические эксперименты делятся на - лабораторные опыты и практические работы. Приобретение новых знаний и изучение нового материала является целью лабораторных опытов. Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков являются целью практических занятий.
Экспериментальная химическая задача рассматривается как пример проблемной ситуации, решение которой просит от ученика не только теоретических, но и практических действий на основании знаний теорий, законов и методов химии. Решение этих задач идет на закрепление и увеличение знаний, расширение химического кругозора. Это определяет не только наличие у учащихся теоретических знаний, но и применением соответствующих навыков проведения химического эксперимента.
Практические занятия делятся на два вида:
Экспериментальные задачи классифицируются:
получение и свойства веществ;
получение веществ в чистом виде – одна из основных задач химического эксперимента.
По способу получения вещества - этот тип экспериментальных задач подразделяют на варианты:
получение веществ химическим путем;
получение веществ выделением их из смесей.
В ходе этого эксперимента решаются разные варианты задач:
задачи по приготовлению растворов - требует от ученика знаний по теоретическому расчету количества растворителя и растворенного вещества, а так же и специальных навыков работы с реактивами, весами, химической посудой и оборудованием;
задачи на распознавание и идентификацию ионов, веществ, функциональных групп, смесей - подразумевают применение знаний и навыков по распознаванию веществ.
задачи на выполнение определенных химических реакций - наблюдение, описание и объяснение данных химических явлений.
комбинированные задачи - включают несколько заданий (пример: необходимо получить данное вещество, опознать его и проделать специальные химические реакции).
Элективный метод «Решения задач по химии»
Элективный (специальный) курс «Решение задач по химии» ориентирован на выпускные классы учеников имеющих высокий уровень знаний по химии и повышенный интерес к данному предмету.
Цель: повысить знания о методах решения расчетных задач, овладеть последовательностью решения задач разного уровня сложности.
Задачи:
предоставить возможность ученикам реализовывать интерес к химии и применению знаний о веществах при решении расчетных задач;
развивать самостоятельность и творчество при решении задач;
обучить основным подходам к решению нестандартных химических задач, выбору наиболее рациональных способов расчета;
подготовить учащихся к олимпиаде и выпускным экзаменам;
помочь сознательному выбору профессии.
В конце курса ученик сможет решать задачи входящие в школьную программу, а так же задачи используемые на олимпиадах по химии. Программа этого курса построена в строго определенной последовательности:
во-первых – рассмотрение и изучение методов решения расчетных задач,
во-вторых – решение разных типов расчетных задач с помощью этих методов.
Помимо традиционных методов проведения занятий приветствуется мозговой штурм, коллективный поиск, урок-состязание, урок-творчество.
Методы работы включают коллективный способ занятий, групповую форму обучения, индивидуальную, сочетание групповой и индивидуальной форм обучения, а также дифференцированное обучение.
Программа курса представляется особо интересной. При малом количестве часов, отведенных на изучение химии, расширяет возможность совершенствования умений учеников решать расчетные задачи различного уровня сложности - углубляет знания. В процессе занятий применяется сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и взаимоконтролем. В конце курса проводится итоговый контроль (групповой или индивидуальный). Результат признается удовлетворительным, если учащиеся выполнили не менее 70% заданий, оценка «хорошо» — не менее 85% заданий, оценка «отлично» — 95-100% заданий.
метод определения формул неорганических и органических веществ;
метод поэтапного расчета;
прямой алгебраический метод;
метод решения с использованием систем уравнений;
метод пропорционального расчета.
классы неорганических соединений (оксиды, основания, кислоты, соли);
массовая доля элемента в соединении;
задачи на определение формул неорганических веществ;
классификация органических соединений;
задачи на определение формул органических соединений;
химические свойства классов неорганических соединений;
расчеты по уравнениям химических реакций;
расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов дан в избытке;
массовая доля растворенного вещества;
растворимость;
задачи на растворы;
расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов содержит примеси;
выход химической реакции;
использование системы математических уравнений при решении расчетных химических задач;
задачи на смеси;
химическое равновесие;
тепловой эффект химической реакции;
расчеты по термохимическим уравнениям;
задачи на определение скорости химической реакции;
электролиз растворов и расплавов солей;
задачи на электролиз;
комбинированные задачи.
Основные химические формулы для решения задач
Физическая величина | Размеренность физической величины | Формулы для вычисления |
название | обозначение | | |
Масса вещества | m (г) | 1мг = 103г. 1кг = 103г. | m = M*n m = p*V m(вещ.)=m(р-ра)* w m(р-ра)=V(р-ра)*p | |
Молярная масса | М | г/моль(масса 1 моль вещества) | M = m/n M = Mr M = Ar (для простых веществ) | |
Число структурных единиц | N | (атомов, ионов, частиц, формульных единиц Ф.Е.) | N = NA*n | |
Постоянная Авогадро | NA | (частиц/моль) | сonst = 6,02*1023 | |
Молярный объем | Vm | л/моль (число 1 моль газообразного вещества в нормальных условиях (н.у.) | const = 22,4 | |
Объем газа при н.у. | V | л = 1 дм3 1 мл=1см3=103мл 1 м3 =103л = 106 мл | V = Vm*n V = m(р-ра)/p V(газа) = n*Vm | |
Количество вещества | n | Моль, 1 ммоль = 103 моль, 1 кмоль = 103 моль | n = m/M n = N/NA n(газа) = V/Vm | |
Масса молекулы | mM | кг (формульная единица) | mM = Mr*u | |
Относительная молекулярная (формульная) масса вещества | Mr | | Mr(AxBy)=m(AB)/u Mr(AxBy)=x*Ar(A) + y*Ar(B) | |
плотность | p | г/мл, 1кг/м3 = 103г/мл | p(р-ра)=m(р-ра)/V(р-ра) p(газа)=m/Vm | |
Относительная плотность газа А по газу В | D DB(A) | величина безразмерная | DB(A)=M(А)/М(В) | |
Массовая доля элемента в соединении | w | величина безмерная | w(Э) = А(Э)*N/М где А(Э) - атомная масса элемента N – число атомов элемента в соединении | |
вещества в растворе (смеси) | w = m(вещ.)/m(р-ра) | |
Масса атома (абсолютная) | ma | кг | ma=Ar*u | |
Атомная единица массы | u а.е.м. | кг | U=1/12*ma(12C) const=1.66*10-27 | |
Относительная атомная масса элемента | Ar | | Ar = ma/u | |
Ученики применяют правила нахождения в химической лаборатории, приемы работы, совершенствуют навыки обращения с реактивами, химической посудой, приборами. От учеников требуется тщательный и постоянный учет проведенных работ, наблюдений. Всю проделанную работу ученики должны записать в рабочую тетрадь по форме, разработанной учителем. В отчет должны входить условия выполнения реакций, уравнения проведенных химических реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном видах, для окислительно-восстановительных реакций — схемы электронно-ионного баланса. В отчетах должны быть указаны наблюдения и выводы учеников. В описание работ по количественному анализу включают химическую сущность метода, краткий ход анализа, расчеты. Учитель проверяет правильность оформления записей в рабочих тетрадях и отчетах по выполнению индивидуальных контрольных заданий, разбирает ошибки. Особенностью курса является его практическая направленность. Большое внимание в курсе уделено изучению тех веществ, которые окружают школьников в повседневной жизни.
У учеников при решении расчетных химических задач возникают затруднения, связанные именно со спецификой химической науки. Затруднения вызваны тем, что химические расчеты требуют использования особой величины, «количество вещества», и ее единицы – моля. Важно учитывать, что для понимания этой величины очень мало объяснений, что не предусматривает принцип реализации доступности. Эти отстраненные понятия труднодоступны для учеников, так как они не имеют сходства в других, предшествующих химии предметах. Более рационален физико-математический путь решения, когда все расчеты производят сначала в буквенных выражениях, а потом подставляются числовые значения. Доминирование сложных задач не мотивирует, а, наоборот, снижает уровень мышления и не приносят пользы. Эта ситуация ставит перед учителем свою задачу – оптимально подобрать адекватные задачи, решение которых принесет ученикам удовлетворение от преодоления трудностей.
Выводы: химический эксперимент выполняет роль источника знаний, средством закрепления знаний и умений, методом контроля усвоения учебного материала и сформированности умений и навыков.
Химический эксперимент в средней школе — уникальная возможность развития в мышлении школьника способностей к анализу, синтезу, конкретизации, обобщению и систематизации нового учебного материала и, как следствие, формирования в сознании субъекта учебно-познавательной деятельности осмысленной им стройной конструкции химической картины мира.
Литература:
1. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. 1992. — № 2. С. 5-6.
2. Педагогическое творчество в школе./под ред. В.Ф. Кривошеева. — М. 1992
3. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. — Краснодар, 2000. 352 с.
4. Гин А. Приемы педагогической техники. — «Вита-Пресс». М. — 1999.
5. Данилова А.Г. Как организовать и провести урок-исследование. / Химия в школе. — 1999, № 7. — С. 21-24.
6. Штемплер Г.И. Химия на досуге. — М.: Просвещение, 1993
Заявка
на участие в Республиканской электронной научно – практической конференции
«Качество естественно – математического образования: проблемы, реалии, перспективы»
Ф.И.О. автора | Завгородний Ярослав Васильевич |
Город | Донецк |
Место работы | МОУ « Школа № 40 г. Донецка» |
Должность | Учитель химии и биологии |
Контактный телефон | 0714523207 |
Секция конференции | «Обеспечение качества естественно – математического образования» |
Название работы | «Активные формы обучения на уроках химии. Эксперименты и опыты на уроках химии» |
Дата | 14 февраля 2020 год |