«Я - учитель»
Информатика - одна из самых молодых наук. Так получилось, что я ровесник «информатики» как школьного предмета, которая впервые появилась в школах в 1985 году.
Современный учитель информатики должен обладать рядом необходимых базовых компетенций, но при этом быть открытым для восприятия новой информации как в рамках своего предмета, так и в области передовых достижений педагогики. Преподаватель информатики должен быть профессионалом, эрудированным специалистом, постоянно повышающим свою квалификацию и уровень знаний. Он должен уметь адаптироваться к стремительным изменениям: в конце концов, ИТ-индустрия не стоит на месте и постоянно развивается. Кроме того, любой учитель должен стремиться быть не только отличным учителем, но и помощником, наставником для своих учеников.
Почему я стала учителем? Почему я связала свою жизнь с педагогикой - наукой о воспитании и обучении? Я начала задавать себе эти вопросы еще до того, как начала писать эту статью. Я читала в Интернете работы других учителей. Я ждала ответов от своих коллег. Работая над этой статьей, я пыталась найти ответы на поставленные вопросы. Никогда не могла представить, что моя жизнь будет связана с детьми, а тем более что стану учителем. Талант учителя заключается не только в том, чтобы объяснить ученику что-то важное, но и в том, чтобы он пришел к этому с умом.
Специальность выбрана мной случайно и неосознанно. Тогда не думала, что этот выбор станет моим призванием. Поступила в Адыгейский государственный университет на физический факультет по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» и получила специальность инженера автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОИУ) с дополнительной квалификацией преподаватель информатики.
После окончания учебы пошла работать в Кропоткинский юридический техникум преподавателем физики и информационных технологий, где попробовала себя в роли педагога, подражая своим преподавателям из вуза. Мне очень понравилось работать со студентами в команде, направлять их, вместе решать проблемы, организовывать различные мероприятия. Именно тогда я почувствовала удовольствие от того, что делаю.
В 2009 году я пришла в свою родную школу учителем физики и информатики. Привыкать к особенностям работы со школьниками, даже со старшеклассниками, было сложно, потому что разница в отношении к обучению, восприятию материала и его усвоению между студентами и школьниками очень заметна, и поэтому пришлось пересматривать мои «отработанные» педагогические приемы, и это было непросто. Возможно, подражая авторитетным для меня людям, встречавшимся в моей жизни, в своей педагогической деятельности я использую приемы, позволяющие ученикам реализовать такие понятия, как ответственность, толерантность, право на ошибку. Похоже, это мой собственный стиль преподавания, который формируется и сегодня. Именно в школе рождается умение общаться и взаимодействовать, выстраивать различные, порой очень сложные отношения, уметь «выходить» из различных жизненных ситуаций. Вряд ли ребенок сможет научиться этому взаимодействию самостоятельно. Попадая в команду, ученик часто сталкивается с трудностями в общении, и в этой ситуации ему на помощь должен прийти учитель, которому он доверяет и с которым он может обсудить любые свои проблемы. Я понимаю, что в школе важны учителя разного типа, ученикам нужен индивидуальный подход и особенности, «хитрости» учителей, в другом стиле обучения и манере общения, тогда школа сможет более адекватно моделировать «взрослую» жизнь. Действительно, я испытываю дружеские чувства к ученикам, и мне приятно, когда выпускники приходят ко мне в гости. Для меня ценно, когда школьники обращаются ко мне, чтобы рассказать о своих трудностях или поделиться своими радостями, они мне доверяют. В такие моменты понимаешь, что каким-то образом заслужила их доверие. Сравнивая себя с «собой» еще 5 лет назад, я понимаю, что изменилась как учитель: технологии, которые я использую на уроках, стали разнообразнее, точнее, эффективнее. Но, как и раньше, я ставлю во главу угла, наряду со своей требовательностью, эмоциональное благополучие ученика, его веру в то, что он сможет сделать, и узнать больше завтра, чем сегодня. А я, учитель, буду ему помощником и опорой. Когда я вижу реакцию детей, их активность, желание попробовать что-то новое, предложить необычные решения, когда они заряжены от меня, и я от них с особой энергией сотрудничества, тогда я понимаю, почему я стала учителем. Получить эту магическую энергию и сразу же поделиться ею с учениками...
Я, учитель, работающий в средней школе и общающийся с выпускниками, которые готовятся вступить в современную, такую сложную взрослую жизнь, я считаю, что основная педагогическая проблема нашего времени - это разрыв между тем, что мы преподаем в школе, и проблемами, которые возникают в реальной жизни. В условиях колоссального объема постоянно обновляемой информации, огромного и далеко не всегда положительного влияния СМИ на сознание человека, постоянно меняющейся истины не только для ребенка, но и для взрослого, это важно уметь осознанно адаптироваться к реалиям современного мира. Это то, чему должна учить современная школа. Другой вопрос, как это сделать? Мне кажется, что одним из ответов на этот вопрос может быть «встраивание» в уроки проблемных жизненных ситуаций на основе конкретного тематического содержания, различных видов проектной деятельности, моделирования вариативных решений конкретных человеческих проблем.
Подводя итоги, отмечу, что невозможно исчерпывающе ответить на вопрос «почему я учитель?» Что или кто подтолкнул меня к этой профессии? Люди, которые помогли мне разобраться в себе? Дети, такие разные, непохожие, доверяющие мне? Растет вера в то, что я могу помочь им поверить в себя? Все это и плюс, - настроение на каждый новый день, на будущее, постоянное развитие. Ну, вот так я немного разобралась в себе и своей профессии ...
Сейчас работать в школе сложно, но интересно. Всегда нужно не только учить других, но и постоянно учиться самому. И, несмотря на трудности, я каждый день открываю что-то новое в себе и своих учениках, с головой окунаюсь в чудесный мир обучения и надеюсь, что жажда знаний никогда не иссякнет у моих учеников, а во мне - желание учиться утолить эту жажду.