ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-МЕТОДА
Ведущим стратегическим направлением развития системы образования становится личностно-ориентированное образование, основанное на принципах гуманистической психологии и педагогики. Идея ориентации на интересы личности и ее свободное саморазвитие принадлежит к числу фундаментальных идей мировой педагогики. В центре обучения находится сам обучаемый, его личностный рост, смыслы учения и жизни. Следовательно, личность обучающегося здесь выступает не как средство, а как цель.
Личностно-ориентированный подход – это методологическая основа педагогической деятельности, позволяющая посредством понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.
Личностно-ориентированный подход играет важную роль в начальной и средней школе, но особое значение получает в СПО. Студенты уже имеют многие навыки, которые будут им необходимы при обучении в университете, в работе и в дальнейшей жизни. В СПО необходимо создавать условия для закрепления этих навыков, их актуализации, для самовыражения личности каждого обучающегося. В образовательном процессе это можно сделать с помощью применения определенных технологий. Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием обучающихся в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Кейс-технологии (или кейс-метод, как определяют его другие методисты), с одной стороны, противопоставлены таким видам работы, как повторение за преподавателем, ответы на вопросы преподавателя, пересказ текста, а с другой, – совмещают в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многие другие.
В основе кейс-технологий – анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных), описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес обучающихся к предмету.
Применение данной технологии помогает развить в обучающихся такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Итак, кейс-метод в частности и личностно-ориентированный подход в общем ориентированы на индивидуальность, на самоактуализацию личности, на социальную активность, на развитие умения отстаивать свою точку зрения и слушать других.
Личностно-ориентированный урок по творчеству В. В. Маяковского можно начать с постановки проблемы:
Какова оценка личности В. Маяковского как поэта и гражданина его современниками и потомками?
Уроку предшествует создание преподавателем кейса, включающего формулировки заданий для самостоятельной работы обучающихся и материалы, которые они должны изучить.
В качестве материалов для изучения можно предложить:
1. Статью Р. О. Якобсона «О поколении, растратившем своих поэтов».
2. Фильмы с участием В. Маяковского («Барышня и Хулиган», «Закованная фильмой»).
3. Сериал о В. Маяковском «Маяковский. Два дня» (Режиссер В. Досталь, 2013 год).
4. Автобиографическое повествование Маяковского «Я сам».
5. Высказывания критиков и современников (А. А. Ахматова, А. Платонов, Ю. Олеша, Б. Пастернак, Ю. Тынянов, Л. Брик, О. Брик, В. Полонская и др.).
6. Стихотворения других поэтов о Маяковском (Марина Цветаева «Маяковскому», А. Ахматова «Маяковский в 1913», Б. Пастернак «Смерть поэта», Б. Слуцкий «Ботинки Маяковского» и др.).
Задания по творчеству В.В. Маяковского могут выглядеть следующим образом.
Кейс-задание «В. Маяковский в представлении современников и потомков»
Ключевые вопросы:
1. Как оценивается личность В. Маяковского его современниками?
2. Как личность Маяковского отразилась в его творчестве?
3. Каким он представляется нам?
Задания:
1. Сделать тезисный конспект статьи Р. О. Якобсона «О поколении, растратившем своих поэтов» по плану:
а) Что говорили о смерти великих поэтов?
б) Что говорили о произведениях Маяковского?
в) Что говорили о Маяковском?
2. Посмотреть фильм с участием В. Маяковского. Написать эссе на тему: «В. Маяковский – актер, личность, поэт».
3. Посмотреть сериал о В. Маяковском «Маяковский. Два дня» и написать рецензию о сериале. Таким ли вам представляется В. Маяковский?
4. Подобрать цитаты из творчества поэта, которые могли бы охарактеризовать его самого.
5. Подобрать и изучить высказывания критиков и современников. С каким мнением согласны, с каким нет. Почему?
6. Изучить и проанализировать стихотворения других поэтов о Маяковском. Выразить свою точку зрения о стихотворении и о том, как изображен поэт.
По итогам выполнения заданий кейса на уроке проводится дискуссия, которая завершит изучение творчества поэта и станет ответом на поставленный в начале урока проблемный вопрос.
Чтобы организовать личностно-ориентированную мотивацию, преподаватель разрабатывает критерии оценивания деятельности обучающихся:
1. На «3» необходимо выполнить задание 1, 2, 6 письменно.
2. На «4» необходимо выполнить задание 1, 2, 3, 6 письменно.
3. На «5» необходимо выполнить задание 1, 2, 3, 4 или 5, 6 письменно.
Задания можно представлять в форме презентации. Во время дискуссии на уроке высказаться должен каждый обучающийся. Работа на уроке осуществляется по ключевым вопросам кейса. Задания кейса помогают в поиске ответа на ключевой вопрос. Ответы на ключевые вопросы записывает каждый обучающийся на отдельном листе, который сдается для проверки. Ответ должен содержать не более 5-6 предложений. Таким образом, на уроке каждому студенту дается возможность проявить свою точку зрения, каждому необходимо быть включенным в работу. В итоге каждый обучающийся получает оценку за письменное выполненное задание, критерии которого были выше, и оценку за письменную работу на уроке. Дополнительная оценка ставится обучающимся, наиболее проявившим себя на уроке.
Данное кейс-задание составлено в соответствии с основными требованиями личностно-ориентированной технологии, то есть у обучающегося есть условия для выбора. Он выбирает определенный набор заданий для конкретной оценки. Студенту предоставляется выбор формы работы: письменная работа или презентация. Для выполнения конкретного задания необходимо использовать поисковые и аналитические навыки. Это позволяет личности саморазвиваться и самообразовываться.
Оценка работы проводится следующим образом: в начале урока проверяется наличие выполненных заданий и проставляется оценка, на которую претендует студент, в течение урока все обучающиеся участвуют в работе и обсуждении.
При умелом использовании такого рода деятельности на уроках, как решение кейсов, происходит самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения, что способствует их личностному росту.