М.В. Нурмухаметова
ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются основные причины и способы диагностирования и преодоления школьной неуспеваемости, возникающие в процессе обучения школьников подросткового возраста.
Ключевые слова: школьная неуспеваемость, причины школьной неуспеваемости, способы преодоления школьной неуспеваемости. диагностика неуспеваемости.
Предупреждение и преодоление школьной неуспеваемости принадлежит к «вечным» проблемам школьной жизни. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе. Преодоление неуспеваемости является важнейшей задачей педагогики и педагогической психологии. Проблема неуспеваемости учащихся актуальна, так как является распространенным явлением во многих учебных учреждениях.
Начиная с 60-х годов прошлого века, количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. Отмечается значительный рост детей, которые не справляются со школьной программой и в результате, попадают в разряд неуспевающих. По различным данным количество неуспевающих учащихся превышает 30% от общего числа учащихся. Анализируя результаты ЕГЭ за период 2011 – 2015 г.г., можно заметить, что возросло количество обучающихся, набравших баллов, ниже минимального порога по таким предметам как математика, физика, история, география и др. В 2011 году, 5,9% учащихся не набрали проходной балл по математике, в 2013 году – 6,2%. По истории в 2011 году – 9, 4% учащихся, в 2013 году – 11%. ЕГЭ по географии не сдали в 2011 году 6,3% учеников, в 2013 году – 12,1%. Проходной балл по физике в 2011 году не набрали 7.4%, в 2013 году – 11% школьников [1], [2].
Помимо роста количества учеников, которые не набрали достаточного количества баллов, отмечается снижение среднего тестового балла по таким предметам как математика, обществознание, биология, информатика и ИТК. В 2014 году средний тестовый балл по математике составлял 46,4, в 2015 году – 45,4, по биологии в 2014 году – 54,1, в 2015 году – 53,2, по обществознанию в 2014 году – 55,4, в 2015 году – 53,3, по информатике и ИТК в 2014 году – 57,1, в 2015 году средний балл составил 53,3 [3].
Таким образом, проблему школьной неуспеваемости следует отнести к серьезным проблемам в современной школе, которая требует продуктивного решения на практическом уровне.
Большинство авторов, занимающихся изучением проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников, сходятся во мнении, что в основе проблемы неуспеваемости лежит множество причин, которые, как правило, действуют в совокупности. Для предупреждения отставания и неуспеваемости, которое является результатом первого, существуют различные способы, такие как рисуночные тесты, комплексное тестирование, психодиагностика, анкетирование учеников и их родителей, анализ школьной документации, наблюдение, которые помогают диагностировать причины неуспеваемости и выявить основные трудности, возникающие в процессе обучения школьников.
Для своевременного предотвращения отставания, преподавателю необходимо проводить систематическую диагностику. Существует большое количество методик, например, «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация В.Г. Норакидзе), «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова), методика измерения потребности (мотива) в достижении (Ю.М. Орлов), «Изучение мотивационной сферы учащихся» (М.В. Матюхина) и другие, которые направлены на выявление причин и уровня неуспеваемости школьников.
Изучив различные способы диагностирования неуспеваемости, мы решили выявить основные причины неуспеваемости школьников в г. Новокузнецке Кемеровской области. Исследование проводилось на базе одного из общеобразовательных учреждений города Новокузнецка. В нём принимали участие учащиеся 7-х классов в количестве 46 человек. Исследование проводилось анонимно в целях получения наиболее достоверной информации, ученикам необходимо было указать только пол и класс. Исследование проводилось посредством анкетирования, анкета, которая была предоставлена учащимся, состояла из 30 вопросов. Вопросы разделены на блоки, которые позволили выявить различные причины неуспеваемости.
Результаты проведенного анкетирования предоставлены в виде диаграммы.
Исходя из результатов исследования, основной и самой главной причиной низкой успеваемости является слабая внутренняя мотивация учеников. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Умение учащихся контролировать свое эмоциональное состояние является другой важной составляющей успешного обучения. Из результатов анкетирования видно, что, ученики, как правило, волнуются при ответе или выполнении задания, или, когда учитель собирается проверить, насколько хорошо ученики знают материал. Неспособность большинства учеников справиться со своими переживаниями, боязнь высказать свои мысли, состояние тревоги при выполнении устного или письменного задания ведет к тому, что учащиеся выполняют задания на более низком уровне, нежели бы они их выполняли в спокойной, не стрессовой ситуации.
Интеллектуальные способности обобщения и анализа материала, гибкость мышления, пространственное воображение, после анализа которых можно прогнозировать обучаемость учащихся. В данном случае, учащиеся 7-х классов показали средний уровень способностей – 47%.
Как показали результаты анкетирования, немаловажным для успешной учебы является хороший уровень психолого-физиологических особенностей личности школьников. Большинство учеников без затруднения переключаются с одного вида работы на другой, легко запоминают новый учебный материал, способны контролировать и удерживать свое внимание продолжительное время на каком-либо объекте, не являются быстроутомляемыми. Только 44% учащихся испытывают в данном случае затруднения.
Успеваемость учащихся напрямую взаимосвязана с деятельностью учителя, с особенностями преподавания. Несовершенство методов преподавания, определенная методика проведения урока, отсутствие специальных методик обучения нестандартных детей, сложность учета возможностей всех детей класса очень сильно влияют на уровень успеваемости учеников. В данной ситуации, 35% учащихся 7-х классов с трудом способны работать в одном темпе со всем классом, редко отвечают на уроках и им непонятны объяснения учителя.
По нашему мнению, психологический климат на уроке, так же влияет на успеваемость учащихся. Согласно результатам анкетирования, психологический климат находится на высоком уровне, большинство учеников, а именно, 67% чувствуют себя комфортно в классе во время урока, имеют хорошие и дружеские отношения как с родителями, так и учителями. Только 33% учащихся чувствуют себя неуверенно и неспокойно.
Следует отметить, что все перечисленные возможные причины, действуя в совокупности, создают предпосылки для отставания школьников и перерастания отставания в неуспеваемость. Неуспеваемость, причинами которого являются совокупность различных факторов, является результатом отставания, которое не было преодолено на начальном этапе.
Таким образом, проведение экспериментальной работы по выявлению причин неуспеваемости показало, что не существует одной причины неуспеваемости учащихся, а существует целый комплекс причин: педагогических, психолого-физиологических и социальных, который действует в совокупности. Диагностику неуспеваемости необходимо проводить на ранней стадии отставания в доступных для учащихся формах, чтобы вовремя предотвратить неуспеваемость. Как отмечалось выше, существуют различные методики, позволяющие определить доминирующую причину. В образовательном учреждении, принимавшем участие в анкетировании, доминирующей причиной является слабая внутренняя мотивация учащихся, которую сопровождают высокий уровень тревожности, средний уровень интеллектуальных способностей, не совсем благоприятный психологический климат, психолого-физиологические особенности личности и недоработки со стороны учителя. Из этого следует, что заинтересованность и мотивация играют важную роль в процессе обучения и положительно влияют на успеваемость учащихся. Умение преподавателя заинтересовать ученика в получении новых знаний и расширении кругозора, помочь понять и осмыслить практическую и теоретическую значимость предмета, его применение, способствует повышению внутренней мотивации, следовательно, помогает предотвратить неуспеваемость учащихся. Как правило, ученики, обладающие природными задатками и способностями, не могут достичь высоких результатов в учебной деятельности, имея низкую мотивацию, нежели менее способные ученики, но с высоким уровнем внутреннего мотива.
Список литературы
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении детей [Текст]. – М., 1998. С. 15.
Результаты ЕГЭ 2011, 2012 и 2013: изменения результатов ЕГЭ за последние годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ctege.info/ege-2014-vsyo-chto-nado-znat-o-ege-v-2014-godu/rezultatyi-ege-2011-2012-i-2013-izmeneniya-rezultatov-ege-za-poslednie-godyi.html – Загл. с экрана.
Статистика ЕГЭ. Средний тестовый балл ЕГЭ 2014-2015 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ege.edu.ru/ru/main/satistics-ege/ – Загл. с экрана.